Ноев Ковчег - это лодка, которая спасла поколение людей и животных, когда Бог Израиля решил уничтожить человечество, наслав на землю великий потоп. История имеет много общего с древними соседними цивилизациями Израиля, все из которых использовали концепции всемирного потопа, посланного божественными элементами по разным причинам.
Многие древние истории о потопе были результатом того, что бог или боги послали некую форму наказания за предполагаемое неуважение или “зло людей”.
Слово “ковчег” происходит от древнеанглийского, означающего “сундук или ящик”. Еврейское слово "тева" также использовалось для обозначения маленькой лодки из папируса, на котором спасался Моисей. В этом смысле оба они служили “сосудами спасения” для еврейского народа.
В книге Бытия многие патриархи дожили до сотен лет (Ной умер в 950 лет). В тексте нет объяснения этому явлению. Но начиная с Бытия 6-9 произошли изменения:
Когда число людей на земле начало увеличиваться и у них родились дочери, сыны Божьи [ангелы Божьего двора] увидели, что дочери людей красивы, и они женились на любой из них, которую выбрали. Тогда Господь сказал: “Мой Дух не будет вечно бороться с людьми, потому что они смертны; их дни будут составлять сто двадцать лет. Нефилимы были на земле в те дни, а также позже, когда сыны Божьи ходили к дочерям людей и рожали от них детей. Они были героями древности, известными людьми...
“Нефилимы” здесь могут относиться к тем древним "гигантам", которые были во многих культурах в их народных сказках. В более поздней еврейской традиции ”сынов Божьих” в этой истории обвиняли в том, что они также обучали людей искусству металлургии, что привело к появлению оружия и денег (в Книгах Еноха).
Господь сожалел о том, что он создал людей на земле, и его сердце было глубоко обеспокоено. Итак, Господь сказал: Я сотру с лица земли человеческую расу, которую Я создал, а вместе с ними животных, птиц и существ, которые передвигаются по земле, — ибо я сожалею, что создал их. Но Ной обрел благосклонность в глазах Господа.
Ной был праведным человеком, безупречным среди людей своего времени, и он верно ходил с Богом. У Ноя было три сына: Сим, Хам и Иафет.
Инструкции Ноя
Ною были даны очень конкретные указания по строительству Ковчега:
Итак, сделайте себе Ковчег из кипарисового дерева; сделайте в нём комнаты и обмажьте его смолой внутри и снаружи. Вот как вы должны его построить: Ковчег должен быть триста локтей в длину, пятьдесят локтей в ширину и тридцать локтей в высоту. Сделайте для него крышу, оставив под крышей отверстие высотой в один локоть по всей окружности.
Хотя это только предположение, если мы примем это за то, что было известно как “царский локоть" (применяемый в Древнем Египте), от кончика среднего пальца до локтя, Ковчег будет иметь длину около 500 футов (более 150 метров).).
Строительство ковчега. Фото: member.worldhistory.org
Сделайте дверь в боковой части Ковчега и сделайте нижнюю, среднюю и верхнюю палубы. Я наведу на землю потоки воды, чтобы уничтожить все живое под небесами, каждое существо, в котором есть дыхание жизни. Все на земле погибнет. Но Я заключу с тобой мой завет, и ты войдешь в Ковчег — ты и твои сыновья, и твоя жена, и жены твоих сыновей с тобой. Вы должны взять в Ковчег двух из всех живых существ, мужчину и женщину, чтобы сохранить их жизнь вместе с вами. Два представителя каждого вида птиц, каждого вида животных и каждого вида существ, которые передвигаются по земле, придут к вам, чтобы сохранить вам жизнь. Вы должны взять все виды пищи, которые можно есть, и хранить их как пищу для себя и для них.
Ной сделал всё так, как повелел ему Бог.
Книга Бытия была составлена как из устных преданий, так и из “обновленного” материала на протяжении многих веков. Ученые единодушны в том, что первые пять книг Священных Писаний были впервые записаны около 600 г. до н.э., а окончательное редактирование было завершено в период “изгнания” в Вавилоне / Персии в пятом веке до нашей эры. Как и во многих других историях в Книге Бытия, часто существует две, а иногда и три версии одной и той же истории.
За этим отрывком следует то, что, возможно, было более поздним “священническим” вкладом, повторяя инструкции, но добавляя:
Ты должен взять с собой из каждого чистого животного по семь, самца и его самку; и из животных, которые не чисты, по два, самца и его самку; также из птиц небесных по семь, самца и самку, чтобы сохранить потомство на лице всей земли.
Скорее всего, это было вставлено после составления того, что стало Книгой Левит, в которой перечислены диетические законы для евреев, с примерами “чистых” и “нечистых” разрешенных продуктов.
Пережить Великий Потоп
Когда Бог послал воды потопа, “шёл дождь сорок дней и сорок ночей”, и последующая вода на земле оставалась “150 дней”. Когда воды отступили, Ковчег опустился на вершину горы Арарат (идентифицируется сегодня на границе между Турцией и Россией). Ной выпустил сначала ворона, а затем голубя (Бытие 8:8-12). Через семь дней голубь вернулся с оливковым листом, который указывал на то, что теперь есть участки земли, которые высохли. Ной, его семья и животные появились, чтобы “размножаться на земле, плодиться и увеличиваться в числе на ней”.
Вид на гору Арарат из Армении. Фото: member.worldhistory.org
Затем Ной построил жертвенник Господу и, взяв несколько чистых животных и чистых птиц, принес на нем всесожжения. Господь почувствовал приятный аромат и сказал в своем сердце: "Никогда больше я не буду проклинать землю из-за людей, хотя каждое побуждение человеческого сердца - зло с детства. И никогда больше я не уничтожу все живые существа, как я это сделал".
Это обещание стало известно как “Завет с Ноем”. Заветы понимались как “контракты” между божественным и человеческим. “И сказал Бог:" Это знамение завета для всех грядущих поколений: Я установил Мою радугу в облаках, и она будет знамением завета между мной и землей”.
В более поздних книгах Пророков утверждалось, что Бог Израиля вмешается в историю человечества ещё раз (“в последние дни”), чтобы установить своё “царство на земле” (первоначальная концепция Эдема). В соответствии с этим заветом подразумевалось, что “бедствия”, которые будут предшествовать вторжению, не будут включать в себя ещё один всемирный потоп или полное уничтожение всего. Даже с потопом сама земля не была уничтожена.
И благословил Бог Ноя и его сыновей и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. И страх перед вами и ужас перед вами будут на каждом звере земном, и на каждой птице небесной, на всем, что движется по земле, и на всех рыбах морских; в твои руки они преданы.
Это повторило историю сотворения мира из Бытия 2, когда Бог создал Адама и поставил его во главе всех животных, птиц и растений в Эдеме.
Всё живое, что движется, будет для вас пищей; как зелёную траву, Я дал вам все. Но плоти с жизнью, которая есть кровь, вы не должны есть. И, конечно, я потребую вашей крови из ваших жизней; от руки каждого зверя я потребую ее, и от руки человека; от руки брата каждого человека я потребую жизни человека. Кто прольет кровь человеческую, через человека прольется кровь его, ибо Бог сотворил человека по образу своему.
Это стало объяснением института жертвоприношений животных в древнем иудаизме. Это также привело к принятию законов Моисея, которые определяли убийство и последующие наказания за него.
Пьянство Ноя, Сикстинская капелла. Фото: member.worldhistory.org
Потомки Ноя
Бытие 10:1-32: “Вот поколения сыновей Ноя: Сима, Хама и Иафета”. Уничтожив всех остальных людей, мир нужно было заселить заново, чтобы сыновья Ноя стали предками разных генеалогий. Но странная история, касающаяся Хама, продолжает обсуждаться. Мы читаем, что Ной “насадил виноградник”. Все древние пантеоны изображали одного из первоначальных богов или богинь с введением и искусством сельского хозяйства. Например, Церера как создатель зерна и
Дионис как создатель виноградарства.
Затем Ной опьянел от вина, потерял сознание и лежал “непокрытым" в своей палатке.
И Хам, отец Ханаана, увидел наготу своего отца и сказал двум своим братьям снаружи. И Сим и Иафет взяли одежду и возложили её на свои плечи, и пошли назад, и прикрыли наготу своего отца... И Ной проснулся от выпитого вина и понял, что его младший сын сделал с ним. И он сказал: ‘Проклят Ханаан; рабом рабов будет он для своих братьев’.
Проблема заключается в проклятии Ханаана вместо Хама. И фактический грех Хама обсуждался веками.
Более поздний раввин Таргум Онгелос из строки “и сказал двум своим братьям снаружи” был истолкован как то, что Хам издевался над своим отцом, и “вынести это на улицу” было равносильно издевательству над ним “на улицах”. Некоторые толкователи пытались связать это с законом об инцесте из Левит 20; “видеть свою наготу” можно было понимать как “обнажение наготы” близких родственников, эвфемизм для обозначения полового акта, предполагая, что Хам был виновен в каком-то сексуальном грехе, таком как содомия.
Возможно, более полное понимание этой истории можно найти у потомков Хама через его сына Ханаана, который произвёл Мицраим (Египет), антропологическую категорию того, что стало известно как “нило-хамитское” для Африки к югу от Сахары, и хананеев. В более поздней истории об исходе из Египта Бог Израиля превзошел богов Египта в рассказах о десяти казнях. В рассказах о попытках поселиться в Ханаане “как потомки Хама”, резня хананеев в книге Иисуса Навина была рационализирована как враги Бога, “под проклятием”. Неправильный перевод XIX века, что “Хам” означает “тёмный”, стал обоснованием за институт рабства европейскими колонизаторами и южными штатами Америки.
Сопоставимые мифы
У древних цивилизаций в регионах были похожие истории, связанные с разрушительными наводнениями. “Плодородный полумесяц”, территория между реками Тигр и Евфрат, периодически затопляемая, позже помогла со строительством ирригационных каналов. Река Нил в Египте разливалась каждое лето, иногда обеспечивая достаточный уровень воды для питания ферм, в то время как в другое время разливалась и уничтожала возделываемые земли. Учёные также попытались измерить древние наводнения вдоль прибрежных районов Чёрного моря, чтобы определить частоту наводнений. Другие мировые культуры разделяют древние, универсальные традиции потопа, такие как Китай. Многие истории о потопе включают похожие концепции либо наказаний, либо “начала сначала”.
Табличка о потопе из эпоса о Гильгамеше. Фото: member.worldhistory.org
В викторианскую эпоху, с появлением новой науки археологии, европейцы начали раскопки по всему Ближнему Востоку.
Открывая обширные библиотеки клинописных табличек, они обнаружили раннюю версию этой истории в шумерском / месопотамском / вавилонском эпосе о Гильгамеше (около 1300-1000 гг. до н.э.).
Гильгамеш был легендарным царем шумерского города Урук. Гильгамеш искал секрет бессмертия. Во время своих путешествий он рассказал историю великого потопа. Один из богов,
Энлиль, послал потоп, чтобы наказать людей за их “великий шум” (или их зло). Эпос о Гильгамеше примечателен похожими деталями не только истории о потопе, но и использованием смолы для герметизации конструкции и даже выпускание птиц.
“Истории о великом потопе” были найдены в "Теогонии" Гесиода (8 век до н.э.), "Временах" Платона (5 век до н.э.), "Метерологии" Аристотеля (4 век до н.э.) и "Библиотеке" Псевдо-Аполлодора (50 год до н.э.). Греко-римская версия истории о потопе была изложена в "Метаморфозах" Овидия (около 8 года н.э.). После появления в человеческом облике, чтобы посетить дом Ликаона, Зевс / Юпитер разгневался из-за отсутствия благочестия со стороны Ликаона, который подал ему еду с человеческим мясом, и поэтому он хотел наказать всех людей. Сын Титана Прометей, Девкалион (“сын предусмотрительности”) и его жена Пирра (“дочь запоздалой мысли”) были предупреждены о надвигающемся потопе, и они построили лодку, чтобы выжить. Позже они сели на корабль и посетили храм Фемиды, чтобы попросить помощи в заселении человечества. Они должны были “покинуть храм с покрытыми головами ... и бросить позади себя кости вашей великой матери”. Затем пара поняла, что “кости” были камнями “матери-земли”. Они бросили их и смотрели, как кости размягчаются и превращаются в людей. Животные были спонтанно созданы из земли. Подобно библейским генеалогиям, Девкалион и Пирра произвели на свет двух сыновей, которые стали предками эолийцев, дорийцев и ахейцев.
Библейская наука
Современный анализ библейских книг начался в XVIII - XIX веках с признания многочисленных и разнообразных “источников”, стоящих за библейскими текстами, и их редактирования на протяжении веков. В то же время ко многим библейским историям (особенно о чудесах) относились скептически в отношении их невероятных событий. Детали Ковчега часто считались невозможными из-за проблем со строительством такого большого судна, сбора “всех животных земли”, включая плотоядных, кормления и уборки за ними. С теологической точки зрения были проблемы с Богом, который “сожалел о своём творении”. Если Бог Израиля был всеведущим (всезнающим), разве он не знал, что люди собираются совершить зло?
Изображение Ноева ковчега. Фото: member.worldhistory.org
Поиски Ноева ковчега
По-видимому, “поиски Ноева ковчега” продолжаются с древности. Еврейский историк Иосиф Флавий писал:
Теперь все авторы варварских историй упоминают об этом потопе и об этом ковчеге; среди них халдей Берос. Ибо, когда он описывает обстоятельства потопа, он продолжает так: ‘Говорят, что часть этого корабля всё ещё находится в Армении, на горе Кордейцев; и что некоторые люди уносят куски битума, которые они забирают и используют главным образом в качестве амулетов для предотвращения бед’
(Древности евреев, книга I).
Христианский историк Евсевий (около 275-339 гг. н.э.) сообщил, что люди искали Ноев ковчег.
Современная деятельность сосредоточена на склонах горы Арарат в Турции. Другие находят его в горах Армении.
Первая попытка подняться на гору Арарат была предпринята Фридрихом Парротом в 1829 году, а затем Джеймсом Брайсом в 1876 году. Он утверждал, что нашёл кусок дерева длиной четыре фута и толщиной пять дюймов, вырезанный инструментом. В качестве первоапрельской шутки в Новой Зеландии Джордж Рид в 1883 году опубликовал статью о том, что лавина на горе открыла Ковчег, и была опубликована несколькими другими газетами, что вызвало новый интерес к реликвии.
В 1940 году статья была опубликована в издании New Eden, брошюры, изданной Флойдом М. Герли из Лос-Анджелеса. В “Найденном Ноевом ковчеге” утверждается, что российский летчик времен Первой мировой войны Владимир Росковицкий пролетал над горой Арафат и увидел на берегу озера огромное кораблекрушение. Предположительно, доклад был отправлен царю Николаю, но отчёт был уничтожен, когда он был казнён “антирелигиозными” большевиками.
В последующие несколько десятилетий проводились экспедиции, в ходе которых были найдены и допрошены местные “гиды”, жившие в этом районе, все из которых якобы рассказывали истории о том, что видели Ковчег от своих отцов и дедов.
Различные организации утверждали, что у них есть фотографии горы Арафат, сделанные с помощью спутников и коммерческих беспилотников в районе, известном как “Араратская аномалия”. Однако, поскольку гора Арарат находится на границе с Россией, турецкое правительство в настоящее время неохотно даёт разрешение посторонним на раскопки в регионе, ссылаясь на соображения безопасности.
Интерес к поиску Ноева ковчега остаётся важным в евангельских общинах, заинтересованных в доказательстве этой истории, а также других в Книге Бытия. Евангельские организации спонсировали несколько копий Ковчега в натуральную величину в качестве тематических парков (в комплекте с зоопарком), например, в Уильямстауне, штат Кентукки.