Шайены - коренной народ Северной Америки, родом из района Великих озёр, который мигрировал на территорию современной Миннесоты, а затем в районы Северной Дакоты и далее на юго-запад. Они связаны с культурой индейцев равнин и, одомашнив лошадь, стали одним из самых могущественных народов Американского Запада.
Изначально шайены были охотниками-собирателями, они занимались сельским хозяйством и жили в постоянных жилищах, выращивая культуры, в том числе дикий рис. Некоторые определяющие характеристики шайенов даны учёным Майклом Дж. Джонсоном:
“Они жили в постоянных деревнях, занимались сельским хозяйством и гончарным делом, но утратили это искусство после того, как были изгнаны на равнины и стали кочевыми охотниками на бизонов. Они стали одной из центральных культур Равнин, для которых характерны жилища-типи, развитие мужских обществ с возрастной дифференциацией, геометрическое искусство и развитие церемониального комплекса обновления мира, Танца солнца."
После их миграции из района Великих озёр, вызванной притоком других коренных народов в этот район, они отказались от постоянных поселений в пользу кочевого образа жизни, выбрали вигвам (типи) в качестве жилья и последовали за буйволами, которые, как и у других народов Равнинных индейцев, были их основным источником пищи. Сначала они использовали собак в качестве вьючных животных для перемещения по своим деревням, но после того, как в XVII веке они освоили верховую езду, лошади стали их основным средством передвижения, а также статусным символом богатства и власти.
Они говорили (и говорят до сих пор) на языке шайенов, который принадлежит к алгонкинской языковой группе, и в начале XIX века объединились с арапахо, другой алгонкиноязычной нацией. Шайены и Арапахо продолжают свои отношения вплоть до наших дней.
Они придерживаются анимистической религиозной веры в то, что вся жизнь священна, пронизана духом и взаимосвязана. Религиозные ритуалы включают Танец Солнца, который, как говорят, был дан им их великим пророком Сладким Лекарством, который также учредил официальное правительство, социальную структуру и первоначальные четыре военных сообщества, которые приобретали всё большее значение в войнах XIX века против севроамериканской экспансии на их землях и политики геноцида правительства США.
Конфликты с армией США, массовый забой бизонов белыми охотниками с целью уничтожения их источника пищи и распространение европейских болезней значительно сократили численность шайенов на протяжении XIX века, в течение которого они были вынуждены переселяться в резервации, поскольку всё больше их земель было захвачено белыми поселенцами. Сегодня большая часть северных шайенов проживает в резервации в Монтане, в то время как большая часть южных шайенов проживает в резервациях в Оклахоме.
Название и нация
Название, под которым они наиболее известны, было дано сиу. Учёный Адель Нозедар комментирует:
Какое-то время считалось, что название шайенн происходит от французского слова, означающего "собака", которое chien, поскольку у этого народа было известное общество солдат-собак. Однако на самом деле это название является словом племени сиу, означающим "люди с другой речью". Самоназвание шайенов, цисцисты, означает "красивые люди".
Значение слова Цисцисты на самом деле переводилось несколькими способами, включая "народ", "единомышленники" и "люди с единомыслием". Они называли свою родину Циихистано, что означает "дом народа", который на пике могущества шайенов простирался от Монтаны до Техаса, и их экономика зависела от огромных стад бизонов, на которых они охотились на этих землях сезонно.
Фото: www.worldhistory.org
Нация шайенов, первоначально состоявшая из трех групп, расширилась до десяти к XIX веку, включая:
- Хевики-нипахи;
- Хевайтанио;
- Масикота;
- Пропуски;
- Сутай;
- Вотапио;
- Ойвимана;
- Хисмитанио;
- Огтогуна;
- Ханова.
Эти десять составляют "народ" шайеннской нации, который представлен делегатами в руководящем органе, известном как Совет сорока четырёх, но есть и другие группы, которые также считаются шайеннскими. Далее, нация делится на народ, известный как Северные шайены и Южные шайены.
Правительство и повседневная жизнь
Они создали представительное правительство, Совет Сорока Четырёх, которое несёт ответственность за решения, затрагивающие всю нацию. Совет, состоящий из четырёх вождей от каждого из десяти племен плюс четырёх старших государственных деятелей, которые ранее служили, не избирается, а выбирается членами совета на основе их личных лидерских качеств и мудрости. Вожди служат в течение десяти лет и обычно назначают своих преемников.
Каждый вождь племени несёт ответственность за управление своим народом и принятие решений относительно него.
Как уже отмечалось, Совет Сорока Четырёх занимается только политикой в масштабах всей страны. Совет также не имеет никакого отношения к военным действиям или религиозным церемониям, за которые отвечают военные общества.
Военные общества шайеннов действовали как "полицейские силы", но также несли ответственность за этичное поведение людей и соблюдение принципов, которыми руководствовалось такое поведение. Первоначальными четырьмя обществами были:
- Мужчины с тетивами для лука;
- Общество воинов-лисиц;
- Общество воинов-лосей;
- Общество Воинов Щита.
Говорят, что эти четыре были созданы пророком Сладким Лекарством, который также основал Совет Сорока Четырёх. Два других общества, Общество Воинов-Собак и Общество Воинов-противоположностей, были сформированы после того, как Сладкое Лекарство покинуло народ и послало старейшинам вещий сон о том, что эти два общества необходимы. Общество воинов-собак, также известное как "Солдаты-собаки" и "Люди-собаки", стало самым известным из военных обществ и самой могущественной политической силой среди шайенов во второй половине XIX века.
В начале XX века считалось, что существует седьмое общество женщин-воинов, но это утверждение было оспорено.
Женщины-воины шайенн, такие как Женщина с Баффало Кэлф Роуд (1844-1879), Эхиофста (умерла в 1915) и Моти (1841-1881), сражались бок о бок со своими мужьями в тех же группах, что и мужчины. Согласно "Истории Шайенна", женщина с Баффало Кэлф Роуд нанесла удар, который сбил с ног лейтенанта. Полковник Джордж Армстронг Кастер (1839-1876) упал с лошади в битве при Литл-Бигхорне (25-26 июня 1876 г.), что привело к его знаменитому пешему "последнему сражению".
После переселения на Великие равнины шайены преследовали буйволов, но также охотились на медведя, оленя, лося, индейку и мелкую дичь. Мужчины были либо охотниками, либо воинами, в то время как женщины отвечали за установку и сборку типи, содержание дома, воспитание детей, сбор трав, дикорастущих овощей, ягод и орехов, изготовление одежды и обуви, приготовление пищи и участие в торговле с другими народами и, в конечном итоге, с белыми поселенцами. Шайены регулярно обменивали одежду, одеяла, изделия из кожи, табак и различные изделия, сделанные из туши буйвола (включая пеммикан, сушеное мясо буйвола) на ружья, боеприпасы, железное оружие, инструменты и другие предметы первой необходимости, включая лошадей.
Как и у других коренных американцев, женщины растили детей обоих полов до определённого возраста. Обычно около 8 лет мальчики переходили под руководство к родственникам мужского пола, которые учили их охотиться и сражаться. Девочки продолжали выполнять традиционно понимаемые задачи и обязанности под опекой своих матерей, бабушек и дальних родственниц.
Религия, загробная жизнь и ритуалы
Шайены - глубоко духовный народ, придерживающийся религиозной системы верований, ныне известной как анимизм, которая гласит, что все вещи наполнены духом, одушевленным или неодушевленным, и к ним следует относиться соответственно. Их центральное божество - Мудрый Наверху (Махео / Ma'heo'o), податель всех благих даров, но есть несколько других божеств, включая того, кто, как говорят, живёт на земле или под землей, и Четырёх Духов сторон света.
Священными артефактами шайенов являются Четыре стрелы (две для войны, две для успеха на охоте) и Священная шляпа бизона, которые хранятся в священном свёртке вместе с церемониальной трубкой (аналогичной церемониальной трубке сиу). Четыре стрелы были даны людям пророком Сладким Лекарством, который получил их из мира духов в священной пещере на горе Медвежья Горка. Священная шляпа бизона была подарена им другим великим пророком, Прямыми Рогами, который также поощрял их кочевой образ жизни и отношения с бизонами. Согласно Нозедару, Четыре стрелы и Шляпа Священного бизона, наряду с другими предметами священного свёртка, "символизируют реальное существование и душу самой нации шайенов".
Фото: www.worldhistory.org
По верованиям шайенов, Махео вдыхает в человека дыхание жизни при рождении, одновременно с тем, как душа входит в тело. Дыхание жизни оживляет тело, но душа взращивается постепенно. Жизнь, которой живёт человек, формирует, окрашивает и оживляет душу. При смерти душа человека, который жил и, что наиболее важно, умер достойно – по естественным причинам после жизни, прожитой в служении обществу, в битве или при родах, – покидает тело и легко проходит длинную развилку Млечного Пути к сообществу мёртвых, где человек вознаграждается продолжением существования в вечном лагере. Если кто-то жил эгоистично и подло, умерев изгоем или совершив самоубийство, то душа после смерти ступает по короткой развилке Млечного Пути во тьму и в своём гневе на этот конечный пункт назначения иногда может вернуться на землю в виде призраков, чтобы мучить живых или обманом навязать им какую-то мысль или модель поведения, которая обрекает их на путь короткой развилки.
Наиболее важным соблюдаемым ритуалом является Танец Солнца, но есть также Танец животных (исполняемый в честь буйвола, в первую очередь), церемония обновления Четырёх стрел и церемония обновления шляпы Священного буйвола. Поскольку Четыре Стрелы и Шляпа Священного Буйвола считаются духовно живыми, они нуждаются в обновлении так же, как земля, люди и животные, посредством исполнения Танца Солнца и Танца Животных.
Фото: www.worldhistory.org
Воля богов, природа духов, угрозы, исходящие от призраков, деяния великих героев, история народов и то, как устроен мир, - всё это передавалось сообществу через рассказы. Одной из самых популярных была (и остается) "Падающая звезда" в которой подробно рассказывается о рождении и приключениях героя Хотокетана'охце ("Падающая звезда"), спасителя, который избавил свой народ от различных угроз и спас их от голода. Другие истории касались таких фигур, как Стоячие Рога и Сладкое Лекарство, которые дали людям свои священные артефакты, судебную систему, правительство, социальную структуру и законы.
Главный закон, принятый Сладким Лекарством, заключался в том, что ни один шайенн никогда не должен убивать другого, и это привело к более широкому применению принципа воздержания от убийства кого бы то ни было. Изначально культура воинов шайенов была полностью сосредоточена на обороне, на защите сообщества, но по мере того, как угрозы их существованию становились всё более серьёзными и регулярными, воины шайенов наносили упреждающие удары по другим.
Лошадь и война
Как только у шайенов появилась лошадь, они, как и другие народы равнинных индейцев, расширили свои охотничьи территории и изменили тактику вооруженных сил. Конный воин мог передвигаться быстрее и дальше, чем раньше пехотинец, что побуждало шайенов принимать упреждающие меры вместо того, чтобы ждать, пока враг подойдёт к их деревням. Рейды также предпринимались против других народов, включая, но не ограничиваясь ими, арикара, кроу, черноногих, пауни и, поначалу, сиу – ради лошадей и припасов. Каждое военное общество по очереди брало на себя ответственность за данный рейд или военную кампанию, часто вступая в соперничество, которое затем становилось основой для более поздних историй о великих подвигах.
В соответствии с директивой против ненужных убийств, воины шайенов часто применяли практику подсчёта ударов, при которой бойцы касались или наносили удары по врагу палкой (деревянный прут, иногда изогнутый с одного конца), ножом, луком, копьём или собственной рукой), но не убивали их. Как только к человеку прикасались подобным образом в бою, он испытывал стыд и мог покинуть поле боя. Шайены, как и сиу и другие народы, считали большей честью рассчитывать на победу противника, чем убивать его.
Война с правительством США
Хотя военные традиции, такие как подсчёт ударов, продолжались и после того, как индейцы Равнин столкнулись с белыми поселенцами и армией США, между 1825 и 1851 годами становилось всё более очевидным, что вновь прибывшие не только намеревались захватить земли предков шайенов, но и хотели регулировать то, как они жили в мире или вели войну.
Международные договоры 1825 года устанавливали руководящие принципы того, как шайенны должны были заниматься торговлей и взаимодействовать с другими коренными американскими народами.
Основание форта Бентс в верховьях реки Арканзас в Колорадо в 1832 году для защиты от наплыва поселенцев лишило шайенов охотничьих угодий и других ресурсов, что привело к разделению нации на Северных и южных шайенов, которые переехали в разные места просто для того, чтобы выжить. Мирный договор Форта Ларами 1851 года признавал племенное право владения землей, а не собственность, и выделял каждой нации определённую территорию. Предполагалось, что нации получат компенсацию за потерю земли, но, как и во многих, если не во всех договорах после 1851 года, этого не произошло.
Стычки с поселенцами и вспышка холеры 1849 года уже привели к сокращению населения шайенов, но войны в защиту своих земель между 1854 и 1879 годами, а также принудительное переселение ещё больше сократили население. Всякий раз, когда правительству США было удобно нарушать обещания, данные в договорах, оно так и делало, как в 1859 году во время золотой лихорадки в Колорадо, когда внезапно договор с шайеннами был отменён в пользу интересов белых поселенцев. Потеря земли и ресурсов поставила шайенов и арапахо перед угрозой голода и привела к восстанию шайенов 1863 года, во время которого военные отряды, организованные военными обществами шайенов, нападали на поселения белых, убивая мирных жителей и сжигая их посевы.
Фото: www.worldhistory.org
Вождь Блэк Кеттл (1803-1868) и другие постоянно стремились к миру с правительством США, но их надежды регулярно обманывались, как, например, во время резни в Сэнд-Крик 29 ноября 1864 года, когда примерно 150 арапахо и шайеннов, нёсших американский и белый флаги, были убиты кавалерийским отрядом под командованием Джона Чивингтона. Большинство погибших были стариками, женщинами и детьми. Резня в Сэнд-Крик передала власть от Совета Сорока Четырёх, который выступал за мир и уступки правительству США, к Солдатам-собакам, которые выступали за сопротивление и войну. Блек Кеттл и его последователи продолжали работать над мирным сосуществованием, в то время как фракция, последовавшая за Солдатами-Собаками и великим вождём Талл Буллом (также известным как Крючконосый, ок. 1823-1868), поддерживаемая союзниками арапахо, сопротивлялась. 27 ноября 1868 года подполковник Джордж А. Кастер повёл свои войска против лагеря Блэк Кеттла в битве при реке Уошита, убив более 100 человек, которых заставили поверить, что они ведут мирные переговоры, включая Блэк Кеттла и его жену. Эта резня способствовала дальнейшему сопротивлению солдат-собак во главе с вождём Талл Буллом (1830-1869) до их поражения и смерти Талл Булла в битве при Саммит-Спрингс 11 июля 1869 года.
Продолжающиеся кражи земель, ложь и массовые убийства привели к тому, что шайены и арапахо присоединились к сиу в крупном сопротивлении, разгромив армию США и убив Кастера в битве при Литл-Бигхорне в 1876 году. Ответный удар США был быстрым, сломив шайенов, которые к этому времени потеряли многих из своих самых могущественных лидеров, и вынудив их переселиться в район "Индейской территории", современная Оклахома. Ещё больше шайенов погибло во время похода на юг и ещё больше после того, как они прибыли в резервацию, которая не могла их прокормить.
Фото: www.worldhistory.org Маленький Койот (Волчонок) и Утренняя Звезда (Тупой нож) Вожди Северных шайенов
В 1878 году вожди "Утренняя звезда" (более известные как "Тупой нож", ок. 1810-1883) и "Маленький Волк" (также известные как "Маленький койот", ок. 1820-1904) повели свой народ обратно к домам предков в ходе так называемого исхода северных шайенов (инсценированного в фильме Джона Форда 1964 года "Осень шайенов"). Северные шайены и арапахо были вынуждены переселиться в резервацию в Монтане, в то время как Южные шайены и арапахо остались в резервациях Оклахомы.
Заключение
Сегодня большинство шайенов и арапахо продолжают жить в этих резервациях, где, несмотря на множество проблем, они продолжают чтить своё наследие и работать над сохранением своей культуры, языка и религии. Культурная программа шайенов и арапахо направлена на сохранение наследия народа, а также на ознакомление неместных жителей с культурным наследием шайенов / арапахо. Эта программа также спонсирует представителей "Резни в Сэнд-Крик", которые следят за тем, чтобы история события запомнилась и была представлена точно. Хотя правительство США обещало денежную компенсацию за массовое убийство 1864 года, она так и не была выплачена и, по состоянию на 2023 год до сих пор не выплачена.
Языковая программа шайенов и арапахо направлена на сохранение языков обоих народов и обучение им других людей лично и онлайн. Шайенны и Арапахо управляют шестью казино Lucky Star по всей Оклахоме, стимулируя экономику и продвигая наследие народов. Сегодня в резервациях Монтаны и Оклахомы проживает немногим более 10 000 шайенов, которые по-прежнему придерживаются той же формы правления, что и когда-то, поддерживают те же военные общества и сохраняют свою историю и культуру через рассказы о прошлом, как это делали их предки.