В 1941 году в Львове нацистами был создан Яновский концлагерь, в котором вначале планировалось использовать заключенных только как трудовую силу, но в конце войны там стали и уничтожать рабочих, в основном путём расстрела за отсутствием газовых камер. Всего за время существования лагеря там было убито 35 и 40 тысяч евреев.
Как ни странно, почти во всех нацистских лагерях зафиксировано использование
музыки. Были попытки создания оркестров, но не всегда это удавалось, по причине как нехватки инструментов и музыкантов, так и ужасающих условий жизни и частых казней. В Яновском существовал оркестр узников, созданный в 1942 году по инициативе командира концлагеря
Густава Вильхауса и его заместителя
Рихарда Рокиты.
В оркестре было примерно сорок еврейских музыкантов из Львова, неплохих профессионалов. Двое из них являлись выдающимися личностями: дирижёр оперного театра и композитор Якуб Мунд и преподаватель консерватории, скрипач Леонид Штрикс. Информации о других музыкантах сохранилось немного: среди них были виолончелист Леон Эбер, скрипач Шац, а также Юзеф Герман, Фогель и Эдуард Штейнбергер.
Музыка в лагере обычно играла на перекличках и придавала ритм принудительному труду, служила для развлечения офицеров и праздничных мероприятий, но иногда она сопровождала и казни.
Репертуар музыкантов зависел от события: это могла быть как
популярная, так и
классическая музыка, часто заключенные пели сами под оркестр. Очень популярным довоенным танцем у немцев было танго, этот жанр часто использовался для сопровождения смертельных приговоров, за что получил название «Танго смерти».
После войны, 14 февраля 1946 года на Нюрнбергском процессе заместителем прокурора Львом Смирновым было сформулировано следующее обвинение: «Под музыку немцы осуществляли расстрелы и пытки, для этой цели из числа заключённых специально был создан оркестр. Нацисты заставили руководить ансамблем профессора Штрикса и дирижёра Мунда, а композиторам было дано поручение написать особую музыку для казней под названием «Танго смерти». Перед ликвидацией лагеря все участники оркестра были расстреляны».
К протоколу прилагалась фотография, которую Красная Армия изъяла из штаб-квартиры гестапо во Львове. Сначала эта фотография хранилась в досье Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию военных преступлений нацистов, в котором было написано: «Изображение оркестра концлагеря Яновский, на котором узники играют «Танго смерти», сопровождающее казнь советских граждан».
Фото: waralbum.ru
Во время расследования некоторых свидетелей попросили вспомнить мелодию танго, чтобы восстановить ноты, но из-за тяжести воспоминаний бывшие заключённые были не в состоянии ничего припомнить. Одно лишь они знали точно: название «Танго смерти» дали музыке сами заключённые, оно не было заранее установлено композиторами произведения. Музыканты, последний раз исполняющие это танго, по одному были убиты выстрелами, что засвидетельствовала выжившая Анна Пойцер, которая видела эту сцену из окна кухни.
Женщина рассказала о событии, свидетельницей которого стала. Эсэсовцы по очереди раздевали и расстреливали музыкантов, но те не показывали никакого
страха, наоборот, старались играть погромче. Штрикс упал последним, перед смертью подняв смычок скрипки и запел. Эти показания записаны в результатах допроса, собранных КГБ, но о их достоверности можно судить только со слов женщины, так как аэрофотоснимки лагеря Яновский не подтвердили возможность наблюдения из окна за происходящим на площади Аппельплац, где казнили заключённых.
Дело в том, что в 1943 году коменданта лагеря Вильхауса сменил Фридрих Варцок и запретил казни на Аппельплац. Поэтому, казнь музыкантов, скорей всего, произошла в овраге за пределами лагеря. Возможно, этот травматический эпизод сильно повлиял на воспоминания бывших заключённых о героической гибели музыкантов, но безусловно, легенда основана на реальных фактах, так как только в Яновском, но и во многих других концлагерях нацистами использовались аккомпанементы оркестра при казни узников.