После смерти императора Хуэя из династии Чжоу его место занял Цзи Чжэн, сын Хуэя, взявший имя Сян. Первым его знаменитым поступком было изгнание из дворца своей жены Чжай Хоу из клана Куй Ди за её роман с зятем императора.
В 635 году до нашей эры Сян сам был изгнан из своей столицы собственным братом Даем, но так как в то время отдельные китайские государства приобрели большее могущество, нежели императорский двор, герцог Цзинь Вэнь восстановил власть Сяна.
Герцог Цзинь Вэнь
Имя герцога было Чонгъэр, что означало «Двойные уши», он был наследником королевского дома Цзинь, но был изгнан, а в 636 году до нашей эры восстановлен к власти и быстро возвёл Цзинь к превосходству над другими китайскими государствами. В одной из легенд рассказывается о смерти его верного придворного Цзе Чжитуе, которая вдохновила Китай на изобретение фестивалей холодной еды.
Принц Чонгъэр был сыном герцога Сяня, и говорили, что он родился со сросшимися рёбрами, признаком лидерства и силы.
У Чонгъэра были сводные братья, среди которых Шэньшэн был наследным принцем, а Сици сыном наложницы Ли Цзи, которая желала видеть его наследником. Она постоянно дискредитировала Шэньшэна перед отцом, и тот в конечном итоге покончил жизнь самоубийством в 656 году до нашей эры.
Из-за этого события в Цзинь началась гражданская война, известная как Беспорядки Ли Цзи. Герцог Сянь, удручённый смертью любимого сына, вынудил остальных бежать из Цзинь. Чонгъэр бежал на север со свитой своих людей. В 651 году до нашей эры герцог Сянь умер, а так как у него больше не было сыновей для престолонаследия, Чонъэру предложили вернуться в Цзинь, но он сначала отказался, и королевство Цзинь унаследовал другой его сводный брат Иу, ставший герцогом Хуэем.
В 644 году до нашей эры герцога Хуэя пытались убить, и Чонгъэр, чтобы избежать беспорядков, переехал в государство Ци. В 639 году до нашей эры и в Ци разразилась гражданская война, и ему снова пришлось бежать. В течение 19 лет Чонгъэр скитался по разным королевствам, приобретя за период изгнания престиж и талантливых последователей. В 636 году до нашей эры умер герцог Хуэй, тогда герцог Цинь из государства Му приехал за Чонгъэром с армией и сопроводил его в Цзинь, где тот стал герцогом Вэнем.
На высшие правительственные и военные посты Вэнь назначил многочисленных лидеров, которые присоединились к нему во время его странствий, что ещё больше укрепило государство. Благодаря своему престижу и набранной им армии, герцог Вэнь смог значительно увеличить размеры своего государства, поглотив многие провинции вокруг Цзинь, а другие государства подчинить себе в качестве вассалов. Во время его изгнания в государстве Цао с ним грубо обошлись, в отместку за это он напал на них.
В то же время его политической позицией стала поддержка двора
Восточных Чжоу и императора Сяна. Его власть восстановила коалиция государств, возглавляемая герцогом Вэнем, когда Сян в 635 году до нашей эры был свергнут своим братом.
В 633 году до нашей эры государство Чу вторглось в Сун, союзника Цзинь. Опять коалиция герцога Вэнь пришла на помощь и через год одержала решительную победу над Чу в битве при Чэнпу. Существует легенда, что когда государства были в хороших отношениях, Вэнь оказался гостем при дворе Чу, где его накормили вкусным обедом. Позже правитель Чу спросил герцога, как он намерен отблагодарить его. Тот ответил: «Если нам придётся встретиться на поле боя, я прикажу моим войскам отступить на 30 км».
В битве при Чэнпу Вэнь вспомнил своё обещание и приказал армии отступить, но всё же выиграл бой. Эта победа остановила расширение Чу на север на десятилетия, ещё больше укрепив позиции Вэня. Герцог умер в 628 году до нашей эры, а завоеванные им территории оставались за Цзянь почти столетие.
Легенда о девяти котлах-треножниках
Младший сын императора Сяна, Ман, тоже успел обзавестись собственной легендой о том, как дал отпор правителю государства Чу, Сюн Люю, который взошёл на престол в 613 году до нашей эры под именем Чжуан. Первые три года он тратил время только на удовольствия, но потом изменил свой образ жизни, начал строить плотины и водохранилища в современной провинции Аньхой, назначив ответственным за работы своего канцлера Суньшу Ао.
Чжуан совершил некоторые успешные военные походы, и однажды, будучи при императорском дворе Чжоу, он поинтересовался о весе легендарных котлов-треножников, которые находились во владении династии Чжоу, но получил отказ от принца Мана. В то время задать такой вопрос было прямым вызовом царствующей династии.
В Древнем Китае котлы-треножники представляли собой символы власти, данной императору по указу небес.
Их было девять и, согласно легенде, их отлил
Юй Великий из династии
Ся, как только закончил укрощать наводнения. Он разделил свою империю на девять провинций и с каждой из них в качестве дани собрал бронзу, которую расплавил и разлил в девять котлов-треножников. По легенде, каждый из котлов с расплавленной бронзой весил 7,5 тонн.
На их использование налагались строгие правила, так как они означали авторитет правящей династии и власть, что стало принято с
начала правления династии
Шан. Котлами разрешалось пользоваться при дворе в соответствии с дворянским сословием: учёные могли использовать до трёх котлов, государственные министры - пять, лорды - семь и лишь император, как Сын Неба имел право использовать все девять котлов.
Назначением котлов-треножников являлись ритуальные жертвоприношения предкам с неба. Это было таким важным церемониальным событием, что стало символизировать национальную политическую власть, а владелец котлов стал считаться владельцем национального достояния. После падения одной династии, захватившая власть другая династия первым делом была озабочена завладеть котлами-треножниками и перевезти их в свою столицу.
После того, как
Тан из
династии Шан сверг
династию Ся, девять котлов-треножников перевезли в столицу Шанов, в Янь, а после их свержения
династией Чжоу император У впервые выставил котлы на всеобщее обозрение. Они были перевезены в столицу Лои (сегодняшний Лоян), где в Зале предков провели их ритуальную установку.