Под предводительством
Зоровавеля, потомка царей Иудеи и Дома
Давида на Израильскую землю отправились первые 50 000 евреев в 538 году до нашей эры из Вавилона по указу персидского царя
Кира. Это было Первое возвращение, а примерно через сто лет под руководством священника
Эзры произошло Второе возвращение евреев на родину.
Эзра и еврейские каноны
В 459 году до нашей эры из вавилонского изгнания вернулась вторая группа евреев, которую возглавил древний еврейский священник Эзра, бывший также писателем библейских хроник. В разных библейских религиях его книги считаются по-разному каноническими или апокрифическими. Библейские каноны в христианском или иудейском контексте представляют собой перечень текстов, признанных не только священными, но и нормативными в вопросах нравственности и веры для конкретной общины верующих.
Среди различных религий существуют различия в понимании Библии и в других книгах, считающихся каноническими. Книги, относящиеся к Иисусу, не включены в самаритянские и еврейские каноны. Апокрифическими называются тексты, принятые одной церковью, но исключённые другими.
В период с 10 до 2 века до нашей эры были написаны книги, составляющие так называемую еврейскую Библию или Танах. Они были написаны на иврите, который евреи считают священным языком, а некоторые из них позже были переведены на арамейский язык. Учёные предполагают, что многие тексты на протяжении веков оставались в устной форме и лишь впоследствии были составлены из отдельных фрагментов и документов и переведены в письменную форму.
Когда евреи вернулись в Иудею из вавилонского плена, для народа оказался решающим переход от устной формы к письменной. Текст книг Танаха и каноны раввины устанавливали несколько веков, непрерывно контролируя каждую букву, чтобы гарантировать правильное копирование рукописей и избежать ошибок, для чего разработали строгие правила. Термин «апокриф» придумали общины, которые использовали тексты, исключённые из богослужебного чтения по причине противоречия друг другу.
В иудео-христианской традиции «апокриф» означает текст, не включённый в список священных библейских и не употребляемый на литургическом уровне.
Существует множество религиозных текстов, относящихся к Ветхому Завету, так называемые «еврейские апокрифы», хоть и не все они появились из еврейской среды, а многие из них дошли до сегодняшнего дня с большими христианскими дополнениями.
Эзра был прямым потомком
Финееса, внука
Аарона. Легенда о Финеесе связана с умиротворением гнева Божия, который собрался наказать израильский народ за то, что предавался грехам с моавитянками. Они уговаривали израильтян есть жертвенных животных, предназначенных богу Ваалу, что было ещё во времена
Моисея.
Бог сказал Моисею, что собирается принять меры против грешных израильтян, и начал уже поражать их своим гневом. Как раз в этот момент один израильтянин привёл женщину в свой шатёр прямо на глазах у Моисея, ничуть не стыдясь находящихся рядом с ним старейшин. Финеес не устоял, взяв копьё и пронзив израильтянина. Сразу же гнев Божий утих, хоть он и предал уже смерти двадцать четыре тысячи человек. Финеес стал лидером Израиля и продолжал до самой смерти в течение многих лет служить священником.
Великая Синагога
Эзра изобрёл квадратные еврейские буквы, обязал евреев три раза в неделю читать Тору: по понедельникам, четвергам и субботам во второй половине дня, и ввёл закон, запрещающий евреям жениться на иностранках. Он руководил Великим собранием мудрецов, которое сам же и организовал. Великое Собрание, которое также называют Великой Синагогой, представляло собой коллегию из 120 мудрецов и пророков.
Члены Великого Собрания, созданного Эзрой, в период после изгнания заложили основы иудаизма. Раввины Великой Синагоги установили еврейские каноны, собрали воедино и признали священными все входящие в еврейскую Библию книги. Был утверждён окончательный текст Танаха, продиктованный самим Ездрой, и установлена литургия Второго Храма, главной молитвой которой стала Амида.
Неемия и восстановление Иерусалима
Всё, что известно о истории Эзры, содержится в его книгах и книгах
Неемии, еврейского пророка и второго правителя Персидской Иудеи. Неемия родился в Вавилоне во время изгнания евреев и стал виночерпием персидского царя
Артаксеркса I, что было весьма высоким званием. Чтобы служить на такой должности, Неемие пришлось стать евнухом. Он прекрасно знал об ужасном моральном и материальном положении евреев, вернувшихся в Иерусалим во времена
царя Кира, ему сообщил об этом его брат
Ханани. Поэтому Неемия попросил Артаксеркса наделить его государственными полномочиями и в 445 году до нашей эры отправился в Иудею.
Прибыв туда, он сразу понял, что восстановление городских стен является самой первой необходимостью для защиты еврейской общины от враждебных и могущественных соседних племён. За 52 дня Неемие удалось построить стены, под своим личным руководством заставив работать обескураженных людей и оживив их моральный дух. Своего брата Ханани он поставил охранять городские ворота.
Обеспечив защиту, Неемия предпринял меры для повторного заселения Иерусалима, борясь за национальное единство жителей и способствуя возвращению тех жён евреев, которые были жительницами Вавилона и стали там частью иерусалимской общины.
Неемия встал во главе 85 членов Великой Синагоги, основанной Эзрой, в состав которой вошли такие известные пророки как Аггей, Захария и Малахия. В 433 году до нашей эры Неемия вернулся в Вавилон, следя издалека за организацией общины, в 424 году до нашей эры он ещё раз приехал в Иерусалим, чтобы разобраться с различными нарушениями, распространявшимися тем временем в общине. О кончине Неемии ничего не известно.
Осада Газы Александром Македонским
Под властью Персии Иудеи находились до 332 года до нашей эры, до прихода
Александра Македонского. Покорив Персию и двинувшись на принадлежащие ей государства, Александр добрался до Дора, расположенного к югу от горы Кармель, на берегу Средиземного моря. Этот город при
царе Соломоне, когда Израиль и Иудея были единым государством, принадлежал колену
Асира, но был пожалован царём колену
Манассии. Завоевав Дор и Ашдод, находящийся в 80 км от Иерусалима, Александр направился к Газе.
Македонский перевёз к городским стенам боевые машины, но, увидев их неприступность, его командиры выразили сомнение по поводу того, стоит ли им осаждать столь могучую крепость. «Чем невозможнее задача, тем больше причин выполнить её!» - ответил Александр и отдал приказ копать траншеи. Было решено построить башни такой высоты, чтобы они превышали стены, окружающие Газу. Они хотели использовать катапульты, установленные на этих башнях, и поражать сверху жителей города.
Начались приготовления. Была воздвигнута насыпь, хоть для этого и потребовалось несколько месяцев, так как почва там состояла, в основном, из песка и грязи. Батис, предводитель жителей Газы, попытался со своими людьми поджечь вражеские боевые машины, но защитники города подверглись нападению, как только вышли из крепости. Среди нападавших был сам Александр, укрытый щитом, но его ранил осколок катапульты, пробив его доспехи. Прорицатель Македонского предсказал ему победу, упомянув и эпизод с ранением.
Несмотря на рану, Александр продолжал бой, но она кровоточила и распухла. Царь Македонии покинул поле боя лишь потеряв много крови, близкий к обмороку. Его люди продолжали своё дело. С насыпи высотой 75 м обстреливали всех, кто находился внутри крепости, а подкопы заставили стены в конце концов рухнуть.
Ворвавшись в город македонцы перебили многих мужчин, а остальных забрали
в рабство. Батиса привязали к колеснице Александра и тащили, пока он не умер. Опустевший город заселили македонцами. Узнав, какая судьба постигла Газу, жители
Иерусалима открыли ворота сами и добровольно сдались, когда Македонский подошёл к столице Иудеи. Власть Персии, разбитой Александром, над иудеями закончилась, в течение следующих двадцати лет евреи находились под контролем македонцев.