Историю восточной
династии Чжоу разделяют на два периода. С 722 до 481 года до нашей эры процветала феодальная политика Периода Весны и Осени, которая привела к военному и политическому ослаблению власти императора, нуждавшегося в финансовой поддержке князей. Начиная с правления
Пина распад империи ускорился. В Период Сражающихся царств, к концу династии, в 200-х годах до нашей эры, князья и феодалы вовсе перестали признавать власть императора.
Начало Восточной Чжоу
В династии Восточная Чжоу в течение 515 лет правили 26 императоров. После смерти Ю Чжоу наследный принц Ицзю под именем Пин был провозглашён новым правителем и перенёс свою столицу на восток, в Лои. Примерно в то же время герцог Цзи Хань возвёл на трон Цзи Ючэня, младшего брата Ю, под именем императора Се, и династия Чжоу пережила время двух правителей, пока Се не был убит маркизом Вэнь Цзинь в 750 году до нашей эры, так как нарушил Небесный мандат.
Считается, что с этого момента династия Восточная Чжоу была основана Пином, который щедро наградил маркиза Вэня за помощь, предоставив ему дополнительные земли к его владениям. Пин был первым Чжоу, упомянутом в хронологическом отчёте Цзо Чжуань, представляющем собой древнюю китайскую историю, рассматриваемую как комментарий к Весенним и Осенним летописям.
Цзо Чжуань
Текст состоит из 30 глав, посвящённых военным, дипломатическим и политическим делам эпохи с 722 по 468 год до нашей эры. Это был первый, а на протяжении многих веков и единственный текст, опираясь на который древние образованные китайцы изучали свою историю.
Несмотря на свой исторический аспект, Цзо Чжуань содержит большое количество китайских поговорок, изображает персонажей посредством действий и прямой речи, что делает его стиль скорей художественным, которому подражали мастера прозы на протяжении более 2000 лет.
История возникновения и авторство Цзо Чжуаня неизвестны, предполагают, что он был написан учеником
Конфуция,
Цзо Цюмином. Текст содержит множество драматических и напряжённых эпизодов: драки и битвы, убийства императоров и их наложниц, интриги и обманы, восстания и угнетение граждан, и даже появление призраков и космические предзнаменования. Каждая глава Цзо Чжуань соответствует определённому году, в котором произошли описываемые события.
Основная мораль Цзо Чжуань заключается в том, что глупые, злые и надменные люди обычно попадают в неприятности, а скромные, мудрые и добрые люди справедливо вознаграждаются.
Всеми действиями управляет конфуцианский принцип «ритуальных приличий», в случае нарушения приводящий к плохим последствиям. Некоторые эпизоды описываются в очень яркой и драматической манере, дающей представление о жизни китайской аристократической элиты в середине I тысячелетия до нашей эры.
В одной из самых известных историй рассказывается о тайне рождения герцога Чжуана, правящего государством Чжэн с 743 по 701 год до нашей эры, который родился тазовым предлежанием, чем очень напугал свою мать, которая посчитала это дурным предзнаменованием.
Герцог Чжуан
Мать Чжуана сначала пыталась убедить мужа назвать наследником младшего сына, Гуншу Дуаня. Когда Чжуан всё же встал во главе герцогства после смерти отца, несмотря на яростные протесты матери, она начала готовить заговор против старшего сына. Она попросила Чжуана отдать брату город Дуань, который в то время был важной крепостью и вторым по величине городом герцогства. Чжуану не хотелось отдавать земли, его отговаривали и придворные, но он решил сделать это в знак примирения с матерью.
Тогда та втайне от старшего сына уговорила Гуншу ещё лучше укрепить город, накопить больше оружия и завербовать наёмников. Министры Чжуана сообщили ему, что в Дуане готовится повстанческое движение, призывая его вернуть город, пока не поздно. Но он всё ещё доверял брату, не веря, что тот сможет поднять оружие против него. Но как только Чжуан уехал из герцогства по дипломатическим делам, мать сразу написала Гуншу, чтобы тот срочно поднимал восстание и вёл своих людей на столицу, ворота которой она откроет ему лично.
Младший сын так и сделал, но вернувшийся Чжуан, заранее готовый к восстанию, устроил ловушке матери и брату. Гуншу покончил жизнь самоубийством, Чжуан горько оплакивал брата: "Гуншу, как ты мог дойти до этого, ведь ты знал, что я всегда бы простил тебя!"
После того, как восстание было подавлено, герцог Чжуан строго выговорил своей матери за то, что она подстрекала младшего брата пойти против него. Он запер её во дворце, не желая больше её видеть, но общественное мнение стало осуждать герцога за такое строгое наказание. Он же не желал простить мать, в сердцах сказав, что встретиться с ней лишь под землёй.
Для китайцев того времени, особенно порядочных правителей, каждое сказанное слово было делом чести.
Поэтому, остыв и в душе простив мать, Чжуан стал думать, как помириться с ней, не нарушив слова. Тогда он выкопал между двумя дворцами туннель и встретился под землёй со своей матерью, закопав там топор войны.
История заканчивается тем, что мать с сыном помирились, продемонстрировав традиционные китайские добродетели, ритуальная приличия и сыновнюю почтительность, что сделало это повествование на протяжении веков очень популярным среди китайских читателей. Позже Чжуан был назначен советником императора Пина. Он же служил и при его преемнике, старшем сыне Пина, Хуане, который унаследовал престол после отца.