Император
Ашока Маурья не смог оставить престол ни одному из четырёх своих сыновей. Двое из них, не хотели власти, которая приносит лишь войны и убийства, и ушли в монастырь, не оставив потомства, третий сын,
Кунала, сам пострадал в придворной интриге в результате заговора, целью которого было лишить его права на трон. Он был ослеплён, но у него остался сын,
Сампрати.
Джайн от рождения
Был ещё один сын Ашоки, Суясас, о котором нет сведений, но именно его наследник, Дашаратха, стал четвёртым императором династии Маурьев. После его смерти престол унаследовал его двоюродный брат Сампрати, сын слепого Куналы, которому Ашока пообещал, что он станет императором после Дашаратхи.
Сампрати Маурья правил примерно с 224 до 215 года до нашей эры. По легенде, он построил 150 000 джайнских храмов и сделал полтора миллиона джайнских идолов. Говорят, он не садился завтракать до тех пор, пока не делал разметку для нового фундамента храма каждый день.
После смерти Ашоки, во время правления Дашаратхи от империи откололись несколько провинций, но Сампрати отвоевал их, послав туда солдат, замаскированных под джайнских монахов. Своими усилиями по распространению джайнизма в Индии Сампрати был очень знаменит, особенно предоставлением монахам возможности путешествовать в варварские страны. Его называли джайном от рождения, он был обращён в эту веру джайнским монахом из общины, основанной Махавирой, высшим проповедником джайнизма.
Рождество Махавиры
Исторически считается, что
Махавира является старшим современником
Гаутамы Будды. В джайнизме одним из самых важных религиозных праздников является Махавир Джанма Кальянак, который отмечается как рождение Махавиры по индийскому календарю 13-го числа месяца чайтра, что приходится примерно на конец марта или начало апреля.
Махавира родился в 599 году до нашей эры, в демократическом королевстве Ваджи, где царь избирался голосованием. Место Ахалья бхуми считалось местом его рождения, и не вспахивалось сотни лет теми, кто им владел. Махавира родился в династии Икшваку и был сыном царя Сиддхартхи и царицы Тришалы. Когда Тришала родила Махавиру, глава небесных существ (дэвов), Индра, совершил особый ритуал.
Царь неба и божественных существ, дэвов, Индра в индуизме ассоциируется с войной, речным течением, дождями, бурей, громом, молниями и погодой. Его силы аналогичны другим божествам из европейских мифологий, таким как
Тор,
Зевс, Перун или Юпитер. По легенде, Индра убил великое зло по имени Вритра, которое препятствовало человеческому счастью и процветанию. Тем самым он принёс солнечный свет и дожди как спаситель человечества.
Фото: ru.wikipedia.org
Во время празднования идола Господа Махавиры везут на колеснице, читая религиозные стихотворения. Затем идол получает церемониальное помазание. В течение дня члены джайнской общины читают молитвы, посещают храмы, медитируют и занимаются благотворительной деятельностью, которая часто заключается в сборе пожертвований для помощи беднякам или спасения коров от убоя.
Праздник нирваны
Многие традиции и празднования народов
Древней Индии сохранились и по сей день. После рождества Махавиры одним из важнейших праздников является день, когда высший проповедник джайнизма обрёл спасение, то есть достиг нирваны, а также духовного просветления. Этот праздник называется Дивали, и для джайнов знаменует собой конец года и уход Махавиры. Дивали заканчивает джайнский год, и даже деловые люди закрывают все свои отчёты перед этим днём и по традиции покупают новые бухгалтерские книги, чтобы достичь процветания в новом году.
Он достиг освобождения в новолуние 15 октября 527 года до нашей эры. Дивали сделало одним из самых важных праздников ещё и то, что в этот день с уходом Махавиры его главный ученик Ганадхара Гаутама Свами достиг всеведения, то есть полного знания, что называется в Индии кевала-джняна. Согласно Шветамбара Кальпасутра, при уходе Махавиры присутствовало много богов, которые освещали ему путь, так как ночь в новолуние была кромешной тьмой без света луны.
Кальпасутра представляет собой джайнские священные тексты, содержащие биографии джайнских тиртханкаров, духовных учителей дхармы, особенно Махавиры и Паршванатхи.
Эти тексты были записаны примерно через 980 лет после нирваны Махавиры и утверждают, что особый вид кармы возносит душу до высшего статуса.
Утро Дивали начинается с молитв Господу Махавире во всех джайнских храмах. Джайны стараются избегать фейерверков, чтобы не нанести вред живым организмам, так как их главный принцип это ненасилие или ахимса. Отмечается Дивали в заботе об окружающей среде, филантропии, милосердии, спокойствии, справедливости, безмятежности, простоте и строгости.
Джайские магазины, офисы, дома и храмы украшают огнями, которые символизируют устранение невежества и знание, родственники дарят друг другу сладости. В память о жертвоприношении и покаянии Махавиры джайны соблюдают двухдневный пост, в храмах поют мантры и гимны. Следующий день после Дивали называется Пратипада, и с него начинается джайнский Новый год.