Согласно буддийским преданиям, после кровопролитной войны император
Ашока Маурья поклялся никогда больше не воевать. На его решение подействовало не только количество погибших в войне людей, но и последствия для его семьи, навсегда ранившие их души.
Его жена, Деви, напуганная кровавой бойней, убежала из дворца с двумя их сыновьями, Махиндрой и Сангхамитрой. Когда дети выросли, они не желали власти, которая вынуждает воевать, а стали монахами и принесли буддизм на Шри-Ланку. Ещё один сын Ашоки, Кунала, был ослеплён в придворной интриге. Преемником Ашоки стал его внук Дашаратха Маурья.
Пещеры Барабар
Дашаратха правил примерно с 232 по 224 год до нашей эры. Сразу после восшествия на престол, он пожертвовал постоялые дворы, построенные его дедом Ашокой, для аскетов в искусственно оборудованных для этих целей пещерах Барабар, расположенных в индийском штате Бихар. Всего было построено четыре пещеры с семью комнатами, которые называют «семью общежитиями», входящими сегодня в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Пещеры Барабар находятся у подножия горы Сиддхешвар высотой около 300 м на Гангской равнине, на которой расположены храмы Шивы. Пещеры называются Каран-Чаупар, Судама, Ломас Риши и Вишва Зопри, расположенная в 800 м от трёх пещер на скалистом возвышении, к которому ведут ступени каменной лестницы, именуемые «Ступенями Ашоки».
Согласно надписи в пещере Судама, она была вырыта на двенадцатом году правления Ашоки для адживиков. В естественных гранитных скалах были вырублены просторные комнаты размерами 10 х 6 х 3,5 м с тщательно отполированными, блестящими стенами и потолками. На потолке пещеры Судама осталась дарственная надпись Ашоки на языке брахми. Пещера Каран-Чаупар была закончена на девятнадцатом году правления Ашоки, и в ней также есть дарственная надпись, а вход украшен замысловатой резьбой по камню.
Фото: ru.infoglobe.cz
Комнаты в остальных пещерах немного меньше размером, но оборудованы колоннами и столбами, украшены слонами и пейзажами. Пещера Вишва Запри высечена в большом валуне и состоит из двух кубических комнат с ребром куба 2 м. В ней тоже есть надпись Ашоки. Самую молодую пещеру начал строить Дашаратха около 230 года до нашей эры. Пещера Гопика является самой большой, её размер 14 х 6 м. Дашаратха построил ещё три пещеры для адживиков в двух километрах к северу от пещер Барабар, которые называются Гопи, Вахияка и Ведатика.
Адживики
Адживики были свободно странствующими аскетами, представляющими собой философское движение под предводительством Макхали Госалы. Они считали, что цикл перевоплощений не зависит от действий человека, а определяется судьбой по точным космическим принципам. Госала учил, что с помощью аскетической практики можно остановить приток новой кармы, в то время как джайны говорят, что таким образом можно избавиться и от старой.
Адживики были очень популярны в древние времена, почти соперничая с джайнизмом и
буддизмом. Их философия достигла пика популярности во время правления Ашоки. Его отец,
Биндусара, верил им, а наставником матери Ашоки был адживика
Субхадранки.
Отца Госалы звали Манхали, а мать - Бхадда соответственно. Бхадда была беременна, когда она и Манхали приехали в одну деревню, где жил богатый Гобахула. Манхали не мог найти убежища, и пара жила в углу конюшни, там Бхадда и родила ребёнка. Маленькому Макхали Госале пришлось стать рабом, но однажды ему удалось сбежать совсем голым.
Адживики следовали строгому режиму аскетизма: жизнь среди природы, безразличие к дискомфорту и строгий пост.
Макхала Госала так и жил без одежды, как и другие его последователи. Неизвестно точно, все ли адживики жили обнажёнными, или только самые преданные ученики Госалы. Они решительно выступали против кастовой системы, лидеры адживиков иногда кончали свою жизнь, постясь и умирая от голода, особенно когда чувствовали, что эффективность их ума и тела начала снижаться. Большинство адживиков были атеистами, но некоторые верили в Шиву и Вишну.
Вишну и Шива
Вишну является мужским ведическим божеством, защитником мира и Дхармы. Он стал одним из основных культов индуизма, который называется вишнуизм, то есть «посвящённый Вишну». Имя Вишну означает «всепроникающее». Обитает Вишну на небе, месте непостижимом для смертных. Доказательством его небесной природы является характерный интенсивно-синий цвет кожи, который указывает на эфирное пространство.
В религиозных представлениях индуизма Вишну носит корону, а своими четырьмя руками держит чакру (индийское метательное оружие, означающее силу и защиту), булаву, которой он по легенде убил демона Гадаа, раковину, чтобы издавать звук и отпугивать демонов, и цветок лотоса как символ солнечного божества.
Фото: dzen.ru
Шива как постведическое мужское божество стал одним из главных культов индуизма. Он является самым совершенным из аскетов, но в то же время, как бог танца, самым диким и чувственным космическим танцором. Шива танцует обнажённым и искушает жён аскетов, он представляет собой силу, разрушающую, а потом возрождающую миры.
Один из существующих мифов о Шиве повествует, что однажды Вишну и Брахма спорили о том, кто из них величайший. В тот же миг перед ними возник столб огня, и они услышали таинственный голос, который возвестил, что самым великим будет тот, кто первый найдет конец столба. Брахма превратился в гуся и улетел, а Вишну обернулся вепрем и начал копать, пытаясь добраться до основания столба.
Но как они ни старались, столб казался бесконечным. Тогда появился Шива и объявил, что таинственный голос принадлежал ему. Вишну признал свою неспособность найти конец столба, а Брахма заявил, что сумел его достичь. Но за ложь Шива наказал его тем, что ему будут мало поклоняться. Так и случилось: в Индии очень мало храмов, посвящённых Брахме.