Расположенный в западной пустыне современной Сирии, древний город Дура-Эвропос (Dura Europos) был эллинистическим, парфянским и римским пограничным городом. Его хорошо сохранившиеся руины сделали его археологическим сокровищем.
Город Дура-Эвропос был основан в ранний эллинистический период
Селевком I Никатором (358–281 до н. э.), примерно в 300 году до н. э. Он процветал как важный приграничный город и провинциальный центр при
парфянах и римлянах в течение многих лет. Благодаря своему расположению на границе трёх империй, здесь произошло бурное смешение культур. Когда он пал перед сасанидами в 256-257 гг. н.э., он был заброшен и погребён под песком и грязью. Поэтому большая часть города прекрасно сохранилась, когда археологи заново открыли это место. Многие важные археологические находки и их высокая сохранность принесли Дура-Эвропос прозвище «Помпеи пустыни».
Дура-Эвропос: основание и ранняя история
Дура-Эвропос был основан как крепость на пересечении торгового пути на Евфрате с востока на запад. Селевк I Никатор должен был защитить пути сообщения между Антиохией и Селевкией, двумя гораздо более крупными и важными городами, которые он основал. Возможно, что Дура-Эвропос был построен на месте предыдущего города, но доказательств мало.
В древности город был известен как Дура, что на арамейском означает «крепость», или как Эвропос в честь основавшего его эллинистического царя.
Использование названия Дура-Эвропос для города является современной условностью. Некоторые учёные утверждают, что Эвропос-Дура - лучшее название для города, поскольку оно отражает его неотъемлемую «греческую принадлежность».
Во 2 веке до нашей эры Дура-Эвропос был расширен по гипподамианскому плану как классический греческий город. Теперь его определяли перекрёстки, расположенные вокруг большой центральной агоры. Это был город, который парфяне захватили в 113 г. до н.э. у Селевкидов.
В парфянский период город утратил свою функцию военного форпоста. Приток новых жителей увеличил население настолько, что всё пространство, заключённое в стенах, было занято. Эти новоприбывшие носили иранские и семитские имена, а надписи этого периода были написаны на греческом, латинском, иврите, различных арамейских диалектах, парфянском, среднеперсидском и сафаитском языках.
Римляне восстанавливают Дура-Эвропос
В 114 г. н.э. римский император Траян на несколько лет оккупировал Дура-Эвропос, но только во время римско-парфянской войны 161-166 гг. н.э. император Луций Вер аннексировал город. При римлянах Дура-Эвропос вновь приобрёл значение военного форпоста. Римляне использовали его как плацдарм для завоевания Осроены, а затем для нападения на парфянскую столицу в 198 г. н.э. Когда Септимий Север создал новую провинцию Коэле-Сирия, Дура-Эвропос стал важным её центром. Он также получил статус римской «колонии» в 254 году нашей эры, что в то время было скорее почётным титулом важного города.
Фото: thecollector.com
К 209 г. н.э. римляне добавили военный лагерь к северной части этого места вместе с дворцом для командующего. В 216 г. н.э. рядом с военным лагерем был построен небольшой амфитеатр для солдат. Всё это строительство превратило Дура-Эвропос из полностью восточного города в гораздо более римский. Тем не менее, он по-прежнему сохранил свою отличительную смесь культур.
В это время население Дура-Эвропос оценивалось примерно в 10 000 – 15 000 человек. Более консервативные оценки утверждают, что в сельском хозяйстве этот район мог поддерживать население не более 5000 – 6000 человек. К этому моменту, однако, парфян сменили гораздо более агрессивные сасаниды и их великий правитель Шапур I (годы правления 240-270 гг. н.э.).
Сасанидская осада Дура-Эвропос
Шапур I начал своё вторжение в римскую Месопотамию в 250 г. н.э. и в битве при Барбалиссосе (252 г. н.э.) уничтожил 60-тысячную римскую армию. Это открыло всю Сирию для сасанидского вторжения. В ответ на сасанидскую угрозу стены Дура-Эвропос были укреплены. Это было достигнуто путём покрытия улицы и зданий вдоль стены щебнем. Затем внешняя стена была укреплена путём возведения перед ней наклонной земляной насыпи, известной как гласис. Это была преднамеренная и методичная работа, которая потребовала перемещения многих тонн земли. При этом большая часть территории была разрушена, но была надежда, что это защитит город от сасанидов.
Фото: thecollector.com
К сожалению, нет никаких письменных свидетельств сасанидской осады Дура-Эвропос. Большая часть того, что исследователи узнали об осаде, получена из археологических данных. Когда в 256 г. н.э. началась осада, сасаниды сделали подкоп под Башней 19 возле Пальмирских ворот. Это было обнаружено римлянами.
Атака римлян была отбита, но сасанидский подкоп был брошен. Раненых и отставших римлян засыпало, и они и погибли. Затем сасаниды построили пандус к стене в Башне 14 и сделали подкоп под ней. Когда сасанидские солдаты поднялись по пандусу, чтобы сразиться с римскими защитниками, их соотечественники вошли в город через подкоп. Затем город был разграблен, а его население депортировано. Отдельные свидетельства активности на этом месте можно найти ещё в V веке, но в целом Дура-Эвропос так и не был восстановлен.
Раскопки Дура-Эвропос
Дура-Эвропос была «открыта заново» в 1885 году, когда Пальмиренские ворота были сфотографированы Джоном Генри Хейнсом из американской «Wolf Expedition». Во время Первой мировой войны и арабского восстания (1916-1918) британские войска оккупировали этот район и исследовали его.
30 марта 1920 года британский солдат копал траншею и обнаружил настенные росписи храма Баала. Понимая важность открытия, солдаты связались с американским археологом Джеймсом Генри Брестедом в Багдаде. Франц Кюмон провёл первые археологические раскопки на этом месте. В публикации о своих раскопках 1922–1923 годов он назвал это место Дура-Эвропос и описал обнаруженный им храм.
Возобновление конфликта в этом районе препятствовало дальнейшим раскопкам до 1930-х годов. Эти более поздние раскопки возглавляли Кларк Хопкинс и Майкл Ростовцев, и они продолжались до 1937 года, когда закончились средства.
Фото: thecollector.com
Ранние раскопки Дура-Эвропос проводились под руководством французской и американской групп. Когда раскопки возобновились в 1986 году, они проводились франко-сирийской группой под руководством Пьера Лериша. В течение пятнадцати лет, которые продолжались раскопки, было сделано много важных находок, место было тщательно обследовано. Это привело к тому, что Дура-Эвропос был включён в «Предварительный список» объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в 1999 и 2011 годах, во второй раз вместе с близлежащим древним городом Мари.
Это место представляет собой сокровищницу артефактов, как больших, так и малых. Самым впечатляющим из них было религиозное здание, случайно сохранившееся во время осады 256 г. н.э., а также оружие и доспехи, которые носили солдаты, сражавшиеся во время осады.
Языческие религиозные постройки Дура-Эвропос
В результате своего положения в качестве пограничного города на главном торговом пути Дура-Эвропос был домом для множества различных религиозных групп. У многих из них, похоже, были свои кварталы или участки в городе. Понятно, что наибольшее разнообразие храмов можно найти среди различных языческих религий.
Самым старым храмом был храм Артемиды Нанайи, построенный в период Селевкидов. Большинство других языческих храмов были построены в парфянский период и были посвящены эллинистическим и пальмирским божествам. К ним относятся Храм Баала, Храм Некрополя, Храм Атаргатиса, Храм Зевса Теоса, Храм Гадде, Храм Адониса, Храм Аззанатконы, Долихен (храм Юпитера Долихена и Зевса Гелиоса Митры Турмагаде), Храм Зевса Мегиста и Храм Зевса Кириоса. Размер этих храмов значительно варьируется от небольших частных святынь до более крупных общественных зданий.
Фото: thecollector.com
Кроме того, среди этих храмов был один из лучших примеров Митреума, который, как известно, сохранился с древности. Это был храм, где римские солдаты практиковали обряды культа Митры. Этот римский мистический культ, основанный на божестве Митра и вдохновлённый иранским зороастризмом, был очень популярен среди солдат римской армии.
Никаких письменных богословских трактатов не сохранилось, поэтому многое из того, что известно, основано на интерпретации сохранившихся митраистских образов. Скульптуры и алтари Митреума в Дура-Эвропос были найдены нетронутыми и, наряду с сохранившимися фресками и граффити, внесли огромный вклад в понимание культа Митры. Хотя когда-то митраизм был достаточно популярен во всей
Римской империи, чтобы конкурировать с христианством, начиная с 4 века, он был в значительной степени подавлен.
Еврейские и христианские культовые сооружения Дура-Эвропос
В городе Дура-Эвропос также были и синагога, и домашняя церковь. Синагога состоит из переднего двора, дома собраний и храма Торы, обращённого к Иерусалиму. Его украшали расписные стены с изображением как людей, так и животных. Эти обширные настенные росписи стали неожиданностью для учёных, которые не ожидали найти ничего подобного из-за запрета иудаизма на зрительные образы. Считается, что они служили обучающей цели для верующих. Обнаруженная надпись на арамейском языке датируется примерно 244 г. н.э., что делает её одной из старейших синагог в мире. Она была засыпана песком в рамках подготовки к сасанидской осаде, что помогло обеспечить выживание и сохранение.
Фото: thecollector.com
Как и синагога, домашняя церковь также сохранилась в результате засыпания песком. Это самая старая известная домашняя церковь, датируемая 235 годом нашей эры. Здание довольно простое по плану, состоит из строения, соединённого с отдельной комнатой. Алтаря не нашли, но баптистерий археологи обнаружили.
Найденные здесь сохранившиеся фрески являются самыми ранними из обнаруженных церковных настенных росписей и, возможно, также являются самыми ранними известными образцами христианского искусства.
Они явно следуют эллинистически-иудейской иконографической традиции, хотя выполнены более грубо, чем те, что в соседней синагоге. Изображения «Добрый пастырь», «Исцеление парализованного» и «Христос и Пётр, идущие по воде» являются древнейшими изображениями Иисуса.
Оружие и доспехи
Некоторые из наиболее важных археологических находок в Дура-Эвропос представляют собой оружие и доспехи времён осады 256 г. н.э. К ним относятся примеры оснащения как римского гарнизона, так и сасанидских осаждающих. Однако наиболее впечатляющими находками являются конские доспехи и римские щиты.
В 3 веке н.э. и римляне, и сасаниды использовали тяжеловооружённую кавалерию, известную как катафрактарии. И лошадь, и всадник были одеты в доспехи, чтобы они могли атаковать вражеские порядки. В Дура-Эвропос археологи обнаружили подробное граффити с изображением катафрактария и двух комплектов конских доспехов. Эта броня была сделана из почти 2000 отдельных перекрывающихся тонких чешуйчатых пластин, связанных вместе проволокой. Одна броня сделана из стали или железа, а другая - из бронзы. Никакие другие подобные доспехи не были обнаружены ни в одном другом месте. Эти доспехи находились в Башне 19, когда она частично рухнула во время осады, которая похоронила и таким образом сохранила их.
Фото: thecollector.com
Археологи также обнаружили два почти идеально сохранившихся деревянных щита, известных как щит из Дура-Эвропос и гомеровский щит из Дура-Эвропос. Первый щит имеет прямоугольную и полуцилиндрическую форму. Несколько металлических деталей, таких как центральный выступ, отсутствуют, но в остальном щит практически не повреждён. Его украшают изображения орла с лавровым венком и льва.
Гомеровский щит - самый впечатляющий из трёх круглых щитов, которые были найдены прижатыми друг к другу в насыпи. Он также был сделан из дерева, в нём отсутствует большая часть металлических деталей, и, к сожалению, он повреждён больше, чем первый. Он украшен сценами Троянской войны. В частности, на нём изображены троянцы, приветствующие троянского коня в городе, а затем падение и разграбление
Трои греками.
Разрушение Дура-Эвропос 2011-2015 гг.
Несмотря на то, что он был признан потенциальным объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, Дура-Эвропос сильно пострадал от ИГИЛ во время продолжающейся гражданской войны в Сирии. Хотя ИГИЛ часто уничтожил доисламские памятники и артефакты на том основании, что они являются «идолопоклонническими», продажа награбленных древностей была и остаётся важным источником дохода для группировки.
Воспользовавшись хаосом, вызванным гражданской войной, в период с 2011 по 2014 год они серьёзно разграбили Дура-Эвропос. В 2015 году спутниковые снимки показали, что мародёры уничтожили примерно 70% территории. Позже National Geographic сообщил, что после этого продолжались массовые грабежи, поскольку ИГИЛ отчаянно нуждался в дополнительных средствах.
Информацию о состоянии Дура-Эвропос было трудно найти с 2015 года, хотя поступали сообщения о продолжающихся грабежах и разрушениях ещё в 2017 году. Продолжающаяся гражданская война в Сирии делает невозможным детальное обследование этого места в настоящее время. Однако многие великие археологические сокровища Дура-Эвропос сохранились.
Поскольку раскопками 1920-х и 1930-х годов руководили франко-американские группы, многие предметы были доставлены в Соединенные Штаты и Францию в рамках сделок, заключённых с тогдашним сирийским правительством. Сегодня многие из этих артефактов, в том числе стены Митреума, Домашней церкви и синагоги, можно увидеть в таких местах, как Художественная галерея Йельского университета или Лувр.
Сегодня они являются суровым напоминанием о том, как легко объекты, сохранившиеся на протяжении тысячелетий, могут быть потеряны в результате современных конфликтов, и о важности обеспечения того, чтобы эти места были сохранены и защищены для всех, чтобы их можно было увидеть и исследовать как часть общего человеческого наследия.