Истоки китайской цивилизации уходят своими корнями почти в невообразимо далёкие времена. Отличительные черты архитектуры, искусство фортификации, производство шёлка и даже письменность - всё это зародилось в каменном веке.
Китайская цивилизация сформировалась в Китае в III-I тысячелетии до н.э. на основе ряда различных взаимосвязанных, высокоразвитых неолитических культур, истоки которых восходят к 8000 или даже 10000 г. до н.э., периоду древнейших неолитических цивилизаций Ближнего Востока.
Великолепные керамические изделия (в том числе обожжённые при высокой температуре 900 градусов С), а также изделия из нефрита - очень твёрдого камня, требующего особых методов обработки, - свидетельствуют о высоком уровне технологического развития.
Китайские общины каменного века
В неолите (поздний каменный век) также возникло шелководство, выращивание водяного риса в дельте Янцзы, а на севере - особая техника возведения платформ и стен из земли, утрамбованной в деревянные рамы, которая используется и сегодня.
Здесь были возведены большие здания, вероятно, связанные с осуществлением властных и религиозных функций, причём тип зданий был схож с более поздней китайской архитектурой (столбовые конструкции на террасе из утрамбованной земли).
О масштабах производства тогдашних общин можно судить по зернохранилищным ямам, вмещавшим до 10 тонн зерна, толщина разложившихся остатков, обнаруженных археологами, достигает двух метров.
Некоторые места вечного упокоения были обставлены сотнями драгоценных предметов. Некоторых умерших хоронили в богато украшенных гробах.
Происхождение государств и городов
Одним из самых удивительных свидетельств великолепного развития китайской культуры является астрономическая обсерватория, обнаруженная в 2003 году в Таоси, относящаяся к неолитической культуре Луншань, которая была разрушена около 2100 года до нашей эры. Вероятно, она использовалась для наблюдения за Солнцем, особенно за зимним солнцестоянием дня и ночи, а также, возможно, для расчёта календаря.
Платформы для астрономических наблюдений и подношений небесным духам в архаические времена назывались террасами духов (ling tai). Эта обсерватория была расположена в городе, явно имеющем столичный характер.
Фото: pikabu.ru
Вся набережная этого мегаполиса занимала площадь 28км. Внутри были обнаружены большие платформы из утрамбованной земли, на которых возвышались дворцовые и храмовые здания. Раскопанные кладбища свидетельствуют о значительном различии в социальном положении умерших. Там использовалась великолепно выполненная красочная керамика. Археологи также нашли изделия из нефрита и даже большой медный колокол. Впечатляющие поселения в этом районе существовали около шестисот лет (2600-2000гг. до н.э.).
Это произошло в районе, который в древних китайских книгах обозначен как место столицы Яо, легендарного правителя преддинастической эпохи 3-го тысячелетия до н.э. В конфуцианской "Книге достопамятных документов" ему приписывается назначение чиновников, которые должны были наблюдать за небесными телами (ими были братья Си и Хэ), составлять календарь и следить за правильным определением четырёх времён года, что подробно описано там и представлено как одно из ключевых событий правления этого правителя.
На серьёзные астрономические и, вероятно, астрологические интересы жителей того времени указывают и другие находки в Таосии, например, найденный в одной из могил стержень, покрытый разноцветным лаком, который считался теневым инструментом для определения положения солнца. Подобные астрономически-ритуальные платформы были найдены и в южной неолитической культуре Лянчжу, что также подтверждает астрологические интересы того времени. Предыдущие исследования астрономов позволяют предположить, что в то время уже существовали значительные знания в этой области.
Зарождение китайской письменности и символики
Истоки идеографической китайской письменности, по-видимому, также восходят к эпохе неолита. В вышеупомянутом Таоси на разноцветной керамике были обнаружены линии, написанные кистью, что говорит о том, что письменность там, возможно, уже использовалась, хотя органические материалы, на которых была сделана надпись, не сохранились. Некоторые китайские письменные знаки известны и по другим неолитическим находкам.
Фото: historyofwriting.jimdofree.com
Даже важные символы китайской цивилизации имеют доисторическое происхождение. Одним из самых поразительных археологических открытий стало обнаружение в 1988 году могилы неолитической культуры Яншао в Сишуйпо, провинция Хэнань, датируемой примерно 3 000 лет до нашей эры.
В ней лежал человек, возможно, шаман, лицом на юг, с фигурой дракона из белых раковин на восточной стороне и такой же фигурой тигра на западной стороне, а в его ногах, на северной стороне, был положен символ астеризма "Великая Повозка", который и по сей день играет важную роль в китайской религиозности, так как указывает на смену времён года, а также Полярная звезда, обозначающая центр неба для китайцев.
Истина, скрытая в легендах
Согласно традиционному взгляду на историю, принятому в Китае, их культура зародилась на Центральной равнине, на лессовых землях в середине бассейна Жёлтой реки. Именно здесь образовались первые государства и возникли древнейшие династии.
Новые археологические открытия показывают, что китайская государственность могла сформироваться ещё в конце неолита, как в случае с государствами и культурами Ближнего Востока.
В связи с этим возникает возможность того, что древние китайские легенды о существовании "десяти тысяч государств" в легендарную эпоху, до возникновения первых династий, могут быть отражением доисторических реалий. Сказания об их объединении, о возникновении китайского государства и его первых легендарных правителях, вероятно, восходят к этой эпохе.
Не только центр
Культурные центры из-за пределов бассейна Жёлтой реки, прежде всего из бассейна Янцзы, безусловно, также сыграли значительную роль в процессе формирования государства. К ним относятся развитые культуры архаического периода, которые овладели искусством бронзового литья.
Фото: tsvetmet.wordpress.com
Помимо центра в бассейне Жёлтой реки, известного с древности и прославляемого конфуцианцами, откуда происходят самые древние письменные источники, на юге существовали и другие центры, причём не только в бассейне Янцзы, но и в провинции Сычуань, где функционировали древние государства Ба и Шу с отличными друг от друга культурными традициями.
Как пишет Пин-ти Хо, историк китайского происхождения, Китай в своей доисторической и ранней истории был культурной мозаикой, и рождение его культуры было результатом конденсации человеческого гения из многих региональных культур.
Стоит отметить, что центры бронзовой культуры древних вьетов (юэ) существовали также на крайнем юге современного Китая и в дельте Красной реки, а также ещё южнее, на границе современных стран Таиланда, Бирмы и Лаоса (культура Бан Чианг). Поэтому упоминания в мифах о бронзе, которую приносили легендарным правителям народы Юга, могут быть небезосновательными.
Много языков, много культур, много стран
Сегодня известно, что древняя китайская цивилизация сформировалась не только на севере, в описанной конфуцианцами "колыбели" в среднем течении Жёлтой реки, но и в результате интеграции многих региональных традиций, полученных от различных, часто очень сложных и богатых культур неолита и раннего бронзового века различных регионов.
Самые первые страны были многонациональными и говорили на многих языках (архаичный тайско-китайский, тибето-бирманский и алтайский). Поэтому для общения использовалась идеографическая письменность, записывающая значения слов, а не их произношение (подобно арабским цифрам, используемым во всех западных странах, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному).
Фото: history.znaj.ua
По сути, истоки - восходящие к эпохе неолита - культур других стран, входящих в конфуцианскую цивилизацию, были схожи: Вьетнам, Корея и Япония. Они тоже могут похвастаться высокими достижениями на раннем этапе и мифами о происхождении государства, уходящими корнями в далёкую предысторию. В случае Кореи и Вьетнама единственным существенным отличием было заимствование многих важных элементов и навыков из Китая, во главе с письменностью, литературой и идеологией.
Фундаментальные идеологические, институциональные и основные парадигмы китайской цивилизации сформировались в первом тысячелетии до нашей эры, хотя её различные компоненты имеют гораздо более древнюю родословную.