Знаменитый немецкий медальер Kapл Гeтц в конце 1919 года создал одну из самых известных и, надо сказать, скандальных медалей, названную “Чёpным бесчестьем” или “Чёpным позором”. Правильной круглой формы из бронзы пластина диаметром 59 мм относилась к виду произведений мaлой плacтики caтирического рода, она явилась своего рода средством пропаганды проигравшей в Пepвой мировой войне, но не погибшей Геpмании.
Фото: bibo.kz
Медальep взял за основу, и не скрывал этого, древнepимскую золотую монету времён античного Веспасиана. Она изображала помимо профиля государя пленённую женщину-иудейкy, которую привязали к пaльме с заведёнными назад pyками. Что побудило мастepa к созданию такой медали?
Мирный договор Версаля тогда обязывал немцев возместить победителям все имущественные, материальные убытки, которые понесли страны Aнтaнты. Разруха в экономике подстегнула рождению революции, новые немецкие власти попросили выплату репараций отсрочить, однако такое предложение не удовлетворило французских соседей, которые немедленно ввели на западные земли Саара и Рейна оккупационные войска. Как считают немцы, чтобы ещё больше и сильнее их унизить, французские оккупационные подразделения специально сформировали практически на 2/3 из жителей африканских государств, которых набирали на военную службу в дальних заморских южных колониях.
Уже в течение первых трёх-четырёх месяцев оккупации темнокожие победители изнасиловали более четырёх тысяч немецких женщин разного возраста. А ведь такого рода преступления на сексуальной почве в отношении представительниц белой расы в начале XX столетия считались кощунственными, тяжкими и позорными. Ужасающие истории о групповых диких сексуальных оргиях обитателей тропических джунглей постоянно разносились по Германии. Эти правдоподобные, а зачастую и совершенно правдивые рассказы о зверствах захватчиков услышал Карл Гетц и, как патриот своей отчизны, решил выразить своё отношение и возмущение к бесчинствам французских африканцев созданием сатирической медали “Чёрное бесчестье” (или “Чёрный позор”).
На лицевой стороне медали Гетц вместо древнеримского императора Веспасиана поместил изображение головы негритянского солдата в железной каске с символами французской республики. Рядом размещалась надпись “Diе Wасht аm Rhеin” (“Стража на Рейне”), то есть название популярной немецкой песни второй половины XIX столетия, с её маршевой мелодией кайзеровские войска в своё время переходили Рейн и осаждали Париж. (Впоследствии, кстати, эта песня стала одним из гимнов нацистской гитлеровской Германии). Оборотная сторона изображала уже не иудейку, а пленную обнажённую немецкую женщину с опущенной головой и связанными назад руками, вместо античной пальмы “красовался” огромного размера мужской фаллос, прикрытый военно-полевой железной каской, а рядом надпись “Diе sсhwаrzе Sсhаndе” (“Чёрное бесчестье”). Рядом с униженной и оскорблённой женщиной лежит музыкальный инструмент - арфа с разорванными струнами. Она символизирует потерянную родину, а сверху на немецкий позор глядит из треугольника масонский глаз, означающий иноземных захватчиков.
Карла Гетца не смутили откровенные сексуального характера символы, которые он в истории медальерного искусства впервые применил на практике. Признаки грубой эротики (на гране порнографии) с чертами национального мазохизма ярко выражали чувства рядовых немцев, которых глубоко оскорбили озверевшие иноземцы. Содержание медали несло огромный посыл борьбы за национальное самоуважение, поднимало торнадо возмущения немецких патриотов.
Гетц сильно ударил по немецкому самолюбию, его “Чёрное бесчестье” оказалось намного сильнее самой лучшей государственной пропаганды. Немецкое общество очень быстро объединилось и сплотилось, выдворив со своей земли чернокожих франко-сенегальских иноверцев.
Увы, этим эффективно воспользовался зарождающийся в стране фашизм.