Верховенство женщин в правительстве долгое время было источником разногласий в христианской церкви. Начиная с апостольского периода, женское лидерство было воспринято и отвергнуто бесчисленным множеством людей, дебаты сосредоточились на том, является ли "естественным" для женщины доминировать над мужчиной или даже если женщина обладает способностью к лидерству.
В Англии XVI века переход политической власти от мужчин к женщинам-регентам, осложнённый вопросом религии, вызвал много критики как со стороны религиозных, так и светских партий.
Шотландский теолог Джон Нокс (1514-1572) провёл большую часть своей жизни, сражаясь против того, что он назвал "этой чудовищной империей женщин".
Пламенный и бесстрашный проповедник, его проповеди и труды решительно (и многие сказали бы резко) осуждают политический истеблишмент женского лидерства, существовавший в то время. Нокса часто называли крайним женоненавистником из-за таких работ, как "Первый звук трубы" против чудовищного полка женщин за его довольно мрачное и негативное изображение женщин. Другие, однако, возвели Нокса в ранг почти героя за его мужество и благочестивую решимость поддерживать надлежащий естественный порядок, установленный Богом, несмотря на опасности, которые часто окружали его.
Биография Джона Нокса
Нокс родился в 1513 году в Хаддингтоне, Шотландия, и получил образование в Университете Глазго. Изначально он был римско-католическим священником, что, без сомнения, дало Ноксу хорошее понимание догматов католицизма. Шотландию не обошла стороной
протестантская реформация, и шотландский протестантский реформатор по имени
Джордж Уишарт начал проповедовать недалеко от того места, где жил Нокс.
Парламентарий Генри Коуэн объясняет, что около 1545 года Нокс попал под сильное влияние Уишарта и начал пересматривать свою теологию. Уишарт рассказал ему о верховенстве Священного Писания, всеобщем священстве верующих, оправдании верой и неподдерживаемой Священными Писаниями церковной деятельности, санкционированной Католической церковью. В конце концов, Уишарт принял мученическую смерть за предполагаемый заговор с целью убийства кардинала Битона, и, будучи учеником Уишарта, Нокс всё больше убеждался в том, что католическая церковь не такая, какой должна быть. После этого Нокс перешёл в протестантизм и начал проповедовать в Сент-Эндрюсе.
В 1547 году при попытке захватить Сент–Эндрюс Нокс был взят в плен французским флотом и впоследствии провёл полтора года в качестве раба на галерах, перенося муки, которые французские католики (при Екатерине Медичи) создали для борьбы с теми, кто отказывался переходить в католичество. Нокс понял, что для выживания его воля должна быть твердой, неизменной и непреклонной. В конечном итоге Нокс был освобождён благодаря вмешательству короля Англии Эдуарда VI, который умер в 1553 году. Нокс вернулся в Англию, присоединился к Англиканской церкви и был назначен королевским капелланом.
Когда
Мария Тюдор (её портрет ниже) стала королевой Англии в 1553 году, Нокс бежал в Женеву, Швейцария, где у него завязались благочестивые отношения с французским протестантским реформатором
Джоном Кальвином (1509-1564). Там Нокс находился под большим влиянием Кальвина и был впечатлен его лидерством и организацией. В конце концов, Нокс вернулся в Шотландию и поддержал протестантское восстание против
Марии де Гиз (1515-1560) с помощью
Елизаветы I Английской (1558-1603).
Фото: worldhistory.org
Тем временем Мария, королева Шотландии (1542-1567), вернулась в Шотландию. У неё и Нокса было несколько личных встреч, в которых они обсуждали протестантизм и католицизм. Нокс признавал её власть до тех пор, пока она следовала Божьему завету, изложенному в Писании, чего она не смогла сделать. Из-за этого Нокс потребовал, чтобы Мэри была свергнута и казнена, хотя это таки и не произошло при его жизни. Из-за её участия в нескольких заговорах против Елизаветы I Мария в конечном итоге была казнена в 1587 году, примерно через 12 лет после смерти Нокса в 1572 году.
Литературные произведения
Хотя Джон Нокс известен как основатель пресвитерианской церкви и автор "Истории реформации в Шотландии", он также известен написанием других, более противоречивых работ, таких как "Обращение к приговору, вынесенному епископами и духовенством: адресованное дворянству и сословиям Шотландии, верное увещевание профессорам Божьей истины в Англии и первому звуку трубы против чудовищного режима женщин". В каждой из этих работ он делает замечания и оценки, которые являются довольно сенсационными (некоторые сказали бы отталкивающими), когда речь идёт о правильном монархическом правлении, чтобы реформировать и очистить правительство и религию, с которыми оно так драматично переплетено. В то время эти трактаты были крайне противоречивыми, поскольку Нокс не смягчал свою критику, когда излагал свои предостережения, оценки и суждения о британских и европейских королевских особах.
В названии, хотя и не таком откровенно антиженском, Нокс по-прежнему ясно даёт понять, что он считал женскую монархию и папство лишёнными характера и добродетели. Этот трактат является ответом на то, что папские власти судили, осудили и сожгли чучело Нокса после поездки в Шотландию в 1555 году – папские власти восстановлены Марией де Гиз (её портрет ниже), регентшей Шотландии, которая была убеждённой католичкой. Нокс написал этот трактат для шотландской знати и призвал их честь присоединиться к нему в "Этом деле против пагубного поколения папистов".
Фото: worldhistory.org
Нокс продолжает обосновывать свою теологическую позицию, но, что более важно, он приводит аргумент, который позже перерастет в более радикальную концепцию (хотя и в начале она была довольно радикальная). Называя всех папистов и их сторонников врагами Бога, он прямо и нагло заявляет: "Ваша власть выше их тирании" и что "Ни один идолопоклонник не может быть освобождён от наказания Божьим законом". Поэтому Нокс призывает шотландцев "убрать из своей среды такие чудовищности, которые перед Богом они считают отвратительными". Это прямой вызов английской королеве Марии I (1553-1558) и власти католической церкви в Шотландии. В своём личном крестовом походе Нокс приводит пример за примером из Ветхого Завета в подтверждение своей позиции.
В "Верном наставлении" Нокс отстаивает свою позицию против женщин-правителей с помощью нескольких вопиющих и критических заявлений.
Он заявляет: "
Эти кровавые тираны в королевстве Англии убивают, уничтожают и пожирают мужчин и женщин". Можно предположить, что "кровавый тиран", о котором говорит Нокс, - это не кто иная, как Мария I (её портрет ниже), получившая прозвище Кровавая Мэри из-за
преследования протестантов, отказавшихся подчиниться ей (и епископу
Поулу).
Нокс продолжает в Наставлении соотносить её с библейским злым фараоном времён Моисея, заклятым врагом пророка Илии Иезавелью и Гофолией из Ветхого Завета, а также Иудой из Нового Завета. Нокс не только считает Марию такой же плохой, как Иезавель, но и представляет её гораздо хуже, поскольку "Она [Иезавель] никогда не воздвигала и половины стольких виселиц во всём Израиле, сколько вредная Мария сделала в одном Лондоне". Очевидно, что Нокс считает Марию Тюдор отвратительной правительницей, поскольку во многих отношениях он видит в ней идолопоклонницу и предательницу истинной веры Библии.
Фото: worldhistory.org
Нокс продолжает предупреждать своих английских читателей, что если они не смогут изменить свои привычки "заключать брак, союз или договор с такими князьями, которые поддерживают и продвигают идолопоклонство... вы будете страдать и будете доведены до отчаяния ". По мнению Нокса, им нужно вернуться к реформированной протестантской церкви, созданной Богом, которую Мария I и Мария де Гиз пытались уничтожить. Кроме того, им нужно "бодрствовать и молиться, противостоять дьяволу и грести против этой яростной бури", и тогда Бог вознаградит их за их верность.
Первый взрыв
Со смертью Марии I в 1558 году Нокс, вероятно, считал, что его награда неизбежна с возвращением к патриархальному правлению, но ему пришлось столкнуться с большим разочарованием и трудностями, когда на престол взошла Елизавета I Английская. Эти отношения усугубил трактат, написанный Ноксом в 1556 году под названием "Первый звук трубы против чудовищного полка женщин". Нокс писал его, имея в виду трёх женщин: королеву-мать и регентшу Франции Екатерину Медичи (её портрет ниже), Марию I Английскую и Марию де Гиз, регентшу Шотландии. Эти три женщины, все католички, поддерживающие папство, были причиной страданий и преследований в большей части Европы. По мнению Нокса, они были совершенно непригодны для того, чтобы быть лидерами, и в этом трактате он решил доказать, почему.
Фото: worldhistory.org
Читая Первый взрыв, легко понять, почему многие люди считают это просто бредом мужчины, который ненавидит женщин. Нокс использует грубые выражения в своей и не предлагает баланса негативной критики в отношении женственности. Таким образом, он начинает этот трактат словами: "Как отвратительна перед Богом империя или правление злой женщины". Затем он заявляет, что женское правление "отвратительно и ужасно" и "противно природе", потому что женщины "слабые, хрупкие, нетерпеливые и глупые; и опыт показал, что они непостоянны, нетерпимы, жестоки, им не хватает духа, совета и дисциплины".
По словам Нокса, единственной целью его написания "Первого взрыва" было помочь вернуть Англию в правильные отношения с Богом, в которых могла бы проявляться истинная христианская вера и царить мир.
В это время кровопролитие было необузданным, повсюду была коррупция, а ситуация в Англии быстро ухудшалась. Об этом состоянии Нокс заявляет: "Мы видим, как наша страна становится добычей иностранных народов; мы слышим о крови наших братьев, которая будет пролита самым жестоким образом; и чудовищная империя под правительством жестокой женщины... мы знаем, что являемся единственной причиной всех этих несчастий ". Нокс видит прямую взаимосвязь, и как проповедник Божий, посланник, призванный помочь проложить прямой путь к Господу, он чувствует себя обязанным донести правду, какой бы болезненной она ни была для слушателей.
Нокс сначала обосновывает свой аргумент, указывая на всех великих мыслителей истории, которые согласны с его взглядом на роль женщин. Он ссылается на труды Аристотеля, Тертуллиана, Августина, святого Иеронима, Амвросия, Златоуста и Магнуса, которые все делают одно и то же утверждение, о том что "в своем величайшем совершенстве женщина была создана, чтобы подчиняться мужчине", а любое другое состояние является для неё неестественным состоянием, которое приведёт к ненужной социальной розни.
Затем Нокс указывает на библейские материалы, таких как Бытие, Послание к Коринфянам, Тимофею, Ефесянам и Римлянам, которые, по крайней мере, на первый взгляд, подтверждают его позицию. По его мнению, любое поведение, противоречащее этому пониманию, не только "переворачивает порядок, установленный Богом, но и оскверняет, оскверняет и оскверняет ... престол и престол Божий".
Таким образом, в широком смысле, Нокс считает женщину на правительственном троне прямым бунтом против Бога.
Нокс далее предполагает, что даже в природе и обществе женщина у власти является отклонением от нормы. Он утверждает: "Ибо природа наложила на всех животных определённый отпечаток доминирования у самца и определенного подчинения у самки". Нокс добавляет к этому идею о том, что, будь то еврей или даже язычник, давным-давно был установлен порядок, в котором мужчина был естественным лидером. В большинстве стран мужчины были на вершине иерархии. Таким образом, идти против естественного, Богом установленного порядка противно природе и справедливости, поскольку это даёт женщинам то, что им не принадлежит по праву - роль лидера.
Заключение
Разумно сказать, что Нокс много страдал на протяжении всей своей жизни от рук женщин-монархов у власти - как дома в Шотландии, на английском острове, так и по ту сторону Ла-Манша во Франции. Он часто видел, как его соотечественников преследовали и убивали за реформированные христианские убеждения, и он проводил прямую связь между женщинами-монархами и личными или национальными трудностями. Он видел проблемы в шотландской и английской культуре, он видел, что, по его мнению, вызывало их, и он стремился это устранить.
Критики Нокса осуждают его позицию за чрезмерный акцент на Ветхом Завете и ярко выраженную буквальность, которая ставит буквальные формы Священного Писания выше его основного содержания. Это может быть спорным, но подход Нокса к Писанию далеко не уникален. Многие современные фундаменталистские группы по-прежнему придерживаются непогрешимости Библии и стремятся следовать её заповедям в точности. Из-за веры Нокса в неизменность Бога всегда следовало следовать Божьему повелению, даже если это означало идти против изменения общественного порядка.
Нокс часто выставлял себя в центре внимания сомнительными и противоречивыми словами в своих проповедях или трактатах. Фактически, многие из его последователей, а также Кальвин и Беза, были очень раздражены его выпадами. Нокс писал прямо, когда ему следовало быть более сдержанным и дипломатичным.
Преподобный Холлидей утверждает, что "слишком часто враждебность Нокса по отношению к своему оппоненту была безоговорочной, а его осуждение было неумеренным и диким". Нокс не всегда была человеком мира и даже считался помехой в коридорах власти. Он жил в крайности, и он говорил в крайности, но из-за его упрямого мужества и непоколебимой воли ему до сих пор приписывают проведение Шотландской реформации (около 1525-1560).
Фото: worldhistory.org
То, что Нокс был пристрастен к женщинам-регентам, вряд ли можно оспаривать; однако, если женоненавистничество определяется как всеобщая ненависть к женщинам, то Нокс, поскольку его единственное осуждение женщин касается их роли и политической власти, возможно, не заслуживает этого ярлыка. Правда, у него был шовинистический взгляд на женщин в иерархическом порядке, но это не обязательно означает, что он их ненавидел. Кроме того, вера в буквальную непогрешимость Библии не обязательно приравнивается к сексизму. Нокс следовал указаниям Библии, потому что искренне верил в них. Его искренность намерений, скорее всего, позволила ему общаться с женщинами-монархами у власти. Подход Нокса, возможно, был экстремальным, но он также был искренним.
Имея это в виду, уместным представляется вопрос о том, может ли человек – независимо от его пола – что-то предложить обществу, если этот человек, занимая руководящую должность, наносит вред людям, которые зависят от него. Таким образом, имея это в виду (и стараясь не поддаваться постмодернистским предубеждениям по отношению к более ранним культурам), какие социальные структуры подходят для времени Моисея или эпохи преподобного Джона Нокса, могут не подходить для нашей.
Поэтому изучающим историю следует быть осторожными и не осуждать категорически всех женщин – или всех мужчин за что-то, сделанное историческими личностями в менее социально прогрессивной среде.
Хотя слова суждения Нокса отвратительны для эгалитарных постмодернистских ушей, Джон Нокс, вероятно, был менее шовинистичным, чем многие люди воспринимают его. На протяжении всей своей жизни, и к его чести, Нокс продолжал вести диалог с женщинами. Возможно, он был неправильно понятым женоненавистником, но, тем не менее, он по-прежнему был предан делу истины и справедливости, как он это видел, читал и испытал лично.
Преподобный Холлидей резюмирует важность Джона Нокса, говоря: "Он был проповедником и писателем выдающихся способностей, который двигал события в национальном масштабе одной лишь силой личности, доносясь до целого народа. Менее очевидно, но всё же верно, он был пастором". Нокс чувствовал, что у него есть мандат прямо из Библии, и из-за того, кем он был и что он испытал в жизни, он чувствовал себя обязанным любой ценой помочь другим увидеть то, что он считал истиной.