Борей - бог сильного Северного ветра в греческой мифологии. Он сын титана Астрея и Эос, богини зари, и брат Зефира (Западный ветер) и Нотуса (Южный ветер). Он наиболее известен своим дурным характером, похищением Орейтии и связью с лошадьми.
Он жил во Фракии, к северу от Греции, где дул на открытое море, доводя его до исступления и заставляя землю и леса выть на ветру. Он валил большие дубы и сосны с толстыми ветвями, и сама его сила заставляла животных дрожать от страха и холода, их густой мех не защищал от северного ветра.
Рождение и семья
Борей - сын титана Астрея и Эос, богини зари, и брат Зефира (Западного ветра) и Нотуса, Южного Ветра.
И с богом Астрейосом Эос лежала
В любви, сама богиня, и несла ветры
С могучими сердцами: очищающий Зефирос,
И Нотус, и быстроногий Борей.
(Гесиод, Теогония, 379-382)
Его дурной характер часто контрастировал с его более мягкими братьями, Зефиром и Нотусом. В греческой мифологии они были известны как Анемои. В более поздних преданиях говорилось, что Борей был любовником нимфы Питис и отцом двух сыновей, Бьюта и Ликурга, от двух разных матерей.
Зефир и Гиацинт. Фото: member.worldhistory.org
Борей и Орифия
Самый известный миф, связанный с Бореем, - это похищение им Орифии. Орифия была дочерью Эрехтея, царя Афин, и его жены Праксифеи. Борей давно питал чувства к Орифии и неоднократно просил её руки у царя Эрехтея, получая взамен лишь пустые обещания. Наконец, терпение Борея лопнуло, и он прибегнул к свойственной ему жестокости, похитив Орифию, когда она танцевала на берегу реки Илисс. Некоторые источники утверждают, что она была похищена, когда принимала участие в ежегодной процессии Тесмофоров, которая проходила на Афинском Акрополе, на пути к храму Афины.
Эрехтей
надо было не любезно просить, а заставить дать мне
его дочь.
С громкими словами, подобными этим, или другими из
подобная ярость,
Борей сотрясал воздух своими мощными ветрами, и
вой
взрыв пронесся над землей и взъерошил широту
море.
(Овидий, "Метаморфозы", 6.700-705)
Борей поднял Орифию в облаке ветра и унес её во фракийские Киконы, где она стала его женой и родила ему крылатых сыновей-близнецов, Кале и Зетеса (двух самых быстрых аргонавтов) и двух дочерей, Клеопатру (которая в конечном итоге стала женой царя Финея из Салмидесса во Фракии). и Хиона (которая родила сына от Посейдона). В результате брака между Бореем и Орифией афиняне считали Борея своим родственником по браку.
"Похищение Орифии" Борея Питера Пауля Рубенса. Фото: member.worldhistory.org
Похищение Орифии упоминается в книге Платона (427/428-348-347 до н.э.) Федр, когда Сократ и его спутник Федр отправляются в аттическую сельскую местность. Когда они прибыли на берег реки Илисс, Федр спросил Сократа, не здесь ли Борей похитил Орифию. Сократ ответил в своей обычной философской манере, одновременно отвергая и используя греческий миф. Он заявил, что Борей был не богом, а Северным Ветром, который столкнул Орифию со скалы над Илиссом, когда она играла с нимфой Фармакеей.
Борей как бог Северного ветра
Согласно Геродоту (около 484-425 / 413 г. до н.э.), из-за своей любви к Борею и совета оракула афиняне обратились к нему за помощью в 480 г. до н.э., когда Афинам угрожало персидское вторжение. Отвечая на их призывы о помощи, Борей рассеял и уничтожил персидский флот, как и 12 лет назад. Геродот высказал свои сомнения в том, что уничтожение персидского флота было прямым результатом действий Борея. Однако он заявил, что афиняне были настолько уверены, что он откликнулся на их призывы о помощи, что построили для него святилище на берегу реки Илисс.
У Гомера (около 750 г. до н.э.) Илиада, Борей вместе со своим братом Зефиром призываются Ахиллом, когда погребальный костер Патрокла не загорелся. Ахилл обещал жертвы и чудесные подношения богам, если они ответят на его молитвы и помогут разжечь погребальный костер. Ирис услышала его молитвы и поспешила в чертоги Зефира, чтобы передать послание Ахилла.
Сообщение доставлено, она ускорилась, когда поднялся ветер
с нечеловеческим ревом, бегущие облака перед ними.
Внезапно достигнув открытого моря в штормовой силе,
взбивание белых шапок под пронзительным шквалом-убийцей
они подняли хорошую богатую почву Трои и зажгли погребальный костер
и огромное нечеловеческое пламя с воем поднялось в небеса.
Всю ночь они швыряли пламя в погребальный костер.
(Гомер, Илиада, 23.242-249)
Борей также упоминается в "Одиссее" Гомера. Афина управляет Северным ветром, чтобы помочь Одиссею достичь берега после того, как Посейдон пытается убить его, взбивая волны в безумии.
Борей и Одиссей. Фото: member.worldhistory.org
Борей как Отец Лошадей
Борей был тесно связан с лошадьми, и его иногда называли "отцом лошадей" из-за его встречи с кобылами короля Дардании Эрихтония. Король Эрихтоний был самым богатым человеком в мире, который владел 3000 прекрасными кобылами в расцвете сил. Борей возжелал этих кобыл, превратился в вороного жеребца и оседлал нескольких из них. Кобылы родили Борею 12 жеребят, которые могли быстро мчаться по полям, заполненным кукурузой и зерном, не ломая их, и которые могли бегать по волнам.
Соревнование между Бореем и Гелиосом
Как это принято в греческой мифологии, Борей и Гелиос, бог и олицетворение солнца, соревновались друг с другом. Они оба утверждали, что могут сначала раздеть путешествующего мужчину. Борей подул на человека своим ледяным ветром, что только заставило его плотнее закутаться в плащ и укрыться в пещере. Гелиос попробовал противоположную тактику, постепенно повышая температуру, пока путешественник не вышел из пещеры, не разделся и не искупался в реке. Софокл (ок. 496 - ок. 406 до н.э.) пересказывает эту басню Еврипиду (ок. 484-407 гг. до н.э.), чтобы продемонстрировать, как доброта и мягкость (Гелиос) всегда побеждают насилие и жестокое обращение (Борей).
Рельеф Гелиоса, Троя. Фото: member.worldhistory.org
Борей и Лето
Лето была титанессой, которая забеременела детьми Зевса (Аполлоном и Артемидой) примерно в то время, когда Зевс и Гера поженились. Таким образом, за ней охотилась мстительная Гера. И в результате её изгнали из многих стран после того, как Гера угрожала любому, кто предлагал Лето безопасное место для родов. Она также запретила своим детям рождаться там, где светит солнце.
Лето прибыла в Панопей и Дельфы, где она нашла чудовищного змея Пифона, которого послала Гера. Когда Лето пришло время рожать, Зевс призвал Борея спасти её и отнести Посейдону, который затем отвез её на остров Делос, где она родила Аполлона и Артемиду.
Гипербореи
Гиперборея была страной, расположенной за Северным ветром (отсюда и её название). Все древние авторы идентифицируют Гиперборею как расположенную в разных местах, при этом общее мнение заключается в том, что все они были землями, найденными к северу от Греции, а именно скифскими землями. Это место, на которое не влиял заход солнца, и оно находилось в потустороннем раю, куда смертным было трудно добраться. Доступ должен был быть предоставлен богами. Гесиод упоминает, что гиперборейцы хорошо обращались с лошадьми, что было ещё одним способом, которым они были связаны с Бореем.
Согласно мифологическим традициям, Борей жил в пещере, которая, возможно, является той самой пещерой, известной сегодня как "Пещера ветров", расположенной на горном перевале и упоминаемой в азиатском фольклоре.
Орфический гимн Борею
Орфические гимны представляют собой сборник религиозных греческих гимнов, которые призывают греческих богов и являются частью древнего религиозного движения, известного как орфизм, чьи верования и литература были приписаны Орфею. Они поклонялись
Дионису и
Персефоне.
Орфический гимн 79 (или 80, в зависимости от того, как их считать) посвящен Борею:
Борей, чьи зимние взрывы, потрясающие, разрывают лоно глубокого окружающего воздуха;
Холодный ледяной ветер, приближение и благоприятный удар, и Фракия некоторое время пустыня, покрытая снегом:
Туманная станция воздуха растворяется, с беременными облаками, чьи рамки в шоу разрешаются:
Безмятежно умерь всё в небе и сотри от влаги прекрасное око Эфира.
Внешний вид
Борей изображается в искусстве как бородатая и крылатая фигура с косматыми или колючими волосами. Он часто носит короткую плиссированную тунику. Его также иногда изображают со змеиными хвостами вместо ног. Похищение им Орифии - обычная сцена, встречающаяся в древнегреческой керамике.
Борей и Орейтия. Фото: member.worldhistory.org
Поклонение Борею
Считалось, что культ Борея возник в Ливии, а затем угас и был подавлен в некоторых частях Греции, таких как Афины. Однако только после того, как Афины были спасены от вторжения персидских войск, культ Борея был возрожден - на этот раз с сильным присутствием в Афинах. Павсаний (около 115 г. н.э. - около 180 г. н.э.) заявил, что он также помогал защищать город Мегалополи (южная Греция) от спартанцев и приносил ежегодные жертвы в его честь.
Турийцы (из Турия, Греция) также приносили ежегодную жертву Борею после того, как он уничтожил флот кораблей, принадлежавших Дионисию I Сиракузскому, который напал на них. Был издан указ, который предлагал Борею участок земли и дом. Это был их способ принять поклонение Борею.
Согласно Геродоту, когда греческий флот отплыл к мысу Артемисион, чтобы встретиться лицом к лицу с персидской армией, дельфийцы призвали Аполлона, и был послан оракул, чтобы сказать им молиться ветрам. Дельфийцы передали сообщение остальной части греческой армии. После победы дельфийцы посвятили ветрам алтарь недалеко от Дельф и принесли там жертвы Борею.
Геродот считал, что Праздник Борея был инициирован во время Персидской войны. Однако информация о нем скудна, и единственное, что известно, это то, что во время фестиваля в честь Борея устраивались банкеты.