Духовные упражнения Игнатия Лойолы (1548) - это руководство по дисциплинам, сформулированным
Игнатием Лойолой (1491-1556) для духовной подготовки к христианскому служению. Они были первоначально разработаны между 1522-1524 Лойолой для себя, а затем поделились с другими, в частности, его друзьями, которые сформировали Общество Иисуса (иезуиты) в 1534 году. Впервые она была опубликована в 1548 году.
Лойола был баскским солдатом на службе Испании, когда он был ранен в битве при Памплоне в 1521 году. Выздоравливая, он читал книги о жизни Иисуса Христа и святых и посвятил себя Христу.
Он разработал свои упражнения в пещере близ Манресы, чтобы дисциплинировать себя для духовного служения, так же, как он ранее подчинился военной подготовке для армии.
После нескольких лет путешествий он поступил в Парижский университет в 1534 году, где встретился с людьми, с которыми он основал орден иезуитов, и в это время познакомил их с упражнениями.
После того, как руководство Лойолы было одобрено папой римским и опубликовано в 1548 году, оно стало руководством для желающих присоединиться к иезуитам и, со временем, классическим духовным трудом, используемым священниками или религиозными авторитетами в руководстве другими. В наши дни она остается бестселлером и часто используется на семинарах, религиозных ретритах, а также для духовного и психологического самосовершенствования.
Форма и цель упражнений
До ранения в Памплоне Лойола был придворным и дамским угодником, у которого периодически возникали проблемы с законом за различные преступления, но социальное положение помогало ему избежать наказания. Выздоравливая и читая о жизни Христа и деяниях святых, он чувствовал глубокое раскаяние в своей прежней жизни и, выздоровев и посвятив себя христианскому служению, почувствовал необходимость покаяния.
Он отправился на Монтсеррат, где в течение трёх дней исповедовался священнику в своих грехах, отрекся от прежней жизни и, одетый во вретище (более привычный нам термин рубище – простая одежда, сделанная из грубой ткани), отправился в Манресу. Он проводил там время в служении другим и в самобичевании, молитве и посте, чтобы искупить свои грехи. В пещере близ Манресы он разработал дисциплину, которая станет духовными упражнениями как средство избавления от привязанности к вещам этого мира и открытия себя духу Божьему. Неясно, какую форму приняли ранние упражнения, но к 1534 году они представляли собой четырехнедельный курс, в течение которого человек продвигался от признания своего греха и недостоинства к принятию Божьей милости и прощения и, следуя путем Христа, к осознанию Божьей любви и спасения через принятие дара спасения Христа.
Согласно автобиографии святого Игнатия Лойолы, когда он впервые познакомил своих друзей с упражнениями, они не все стремились подчиниться дисциплине, поскольку цель состояла в том, чтобы оставить свою прежнюю жизнь и стать "новым творением во Христе". Это не считалось лёгким, так как нужно было отказаться от прежних удовольствий и интересов, но, как обещал Лойола, духовные награды намного перевешивали все, что адепт оставлял во время четырехнедельного курса, который состоял из:
Неделя 1: Признание себя греховным и исповедание греха /Признание Божьей милости
Неделя 2: Подражание бескорыстию Христа и приверженность другим
Неделя 3: Признание страстей Христа и жертвы за грехи мира
Неделя 4: Принятие Божьего прощения через воскресение Христа
К концу 4-й недели ожидалось, что человек преобразится. В соответствии с библейским наставлением "пленять всякую мысль и делать её послушной Христу" (II Коринфянам 10: 5), Лойола приложил свои Правила мышления с Церковью к своим Духовным упражнениям и приравнял "пленение всякой мысли Христом" к "пленению всякой мысли Церковью." Лойола видел себя воином Христа, который посвятил себя не только обращению других, но и защите Церкви от её врагов и клеветников.
Видение святого Игнатия Лойолы о Христе и Боге Отце в Ла-Сторте. Фото: www.worldhistory.org
Правила мышления с Церковью, вероятно, самый известный раздел духовных упражнений, поскольку это прямое опровержение принципов и практик антикатолических сект, сформировавшихся в результате протестантской реформации (1517-1648). Католическая контрреформация (1545-1700), ответ на протестантскую реформацию, началась в 1545 году с Тридентского собора, и иезуиты Лойолы сыграют центральную роль в восстановлении авторитета и центральной роли католической церкви. Правила мышления с Церковью стали неотъемлемым аспектом этих усилий, поскольку они поощряли непоколебимую преданность католицизму и отказ от протестантской критики, указывая, как нужно контролировать свои мысли и всегда направлять их к принятию и восхвалению учения Церкви.
Текст
Следующий текст представляет собой выдержку из Правил мышления с Церковью, взятых из духовных упражнений Святого Игнатия Лойолы, под редакцией Л. Дж.
Следующие правила должны соблюдаться, чтобы способствовать истинному настрою ума, который мы должны иметь в церкви воинствующей:
1. Мы должны отбросить всякое собственное суждение и держать ум всегда готовым и быстрым, чтобы повиноваться во всем истинной супруге Христа нашего Господа, нашей святой матери, иерархической церкви.
2. Мы должны восхвалять сакраментальную исповедь, ежегодное принятие пресвятого Причастия, и более высоко восхвалять ежемесячное принятие и ещё более еженедельное Причастие, при условии наличия необходимых и надлежащих диспозиций.
3. Мы должны восхвалять частое слушание мессы, пение гимнов, псалмопение и длительные молитвы как в церкви, так и вне её; точно так же часы, установленные в определенное время для всего Божественного служения, для каждого вида молитвы и для канонических часов.
4. Мы должны высоко восхвалять религиозную жизнь, девственность и воздержание; и супружество не должно восхваляться так сильно, как всё это.
5. Мы должны восхвалять обеты религии, послушания, бедности, целомудрия и обеты совершать другие сверхъестественные дела, способствующие совершенству. Однако следует помнить, что обет касается вопросов, которые приближают нас к евангельскому совершенству. Следовательно, всё, что стремится отдалить человека от совершенства, не может быть сделано объектом обета, например, деловая карьера, семейное положение и так далее.
6. Мы должны проявлять свое уважение к мощам святых, поклоняясь им и молясь святым. Мы должны восхвалять посещение станционных церквей, паломничества, индульгенции, юбилеи, крестовые походы и зажигание свечей в церквях.
7. Мы должны восхвалять предписания церкви относительно поста и воздержания, например, в Великий пост, в дни тлеющих углей, всенощные, пятницу и субботу. Мы должны восхвалять дела покаяния, не только внутренние, но и внешние.
8. Мы должны восхвалять не только строительство и украшение церквей, но также изображения и почитание их в соответствии с предметом, который они представляют.
9. Наконец, мы должны восхвалять все заповеди церкви и быть начеку, чтобы найти причины для их защиты, а не для того, чтобы критиковать их.
10. Мы должны быть более готовы одобрять и хвалить приказы, рекомендации и образ действий наших начальников, чем придираться к ним. Хотя некоторые из орденов и т. Д., Возможно, не были достойны похвалы, все же высказываться против них, будь то публичная проповедь или выступление перед народом, было бы скорее причиной ропота и скандала, чем выгоды. Как следствие, люди начинали сердиться на своих начальников, будь то светские или духовные. Но в то время как в отсутствие наших начальников вредно говорить о них зло перед людьми, может быть полезно обсудить их плохое поведение с теми, кто может применить лекарство.
11. Мы должны восхвалять как позитивную теологию, так и теологию схоластов. Это характерно для позитивных врачей, таких как святой Августин, Святой Иероним, святой Григорий и другие, чтобы пробудить привязанности, чтобы мы были движимы любовью и служением Богу, нашему Господу, во всем. С другой стороны, для схоластических врачей, таких как святой Фома, святой Бонавентура, Мастер приговоров [Питер Ломбард] и других, более характерно чётко определять и излагать, в соответствии с потребностями нашего времени, доктрины, необходимые для вечного спасения, и что более действенно помогают опровергнуть все ошибки и разоблачить все заблуждения. Далее, именно потому, что схоластические врачи принадлежат к более поздним временам, они не только имеют преимущество правильного понимания Священного Писания и учения святых и положительных врачей, но, просвещенные благодатью Божией, они также используют решения соборов и определения и постановления нашей святой матери церкви.
12. Мы должны быть настороже, чтобы не делать сравнений между теми, кто еще жив, и святыми, которые ушли до нас, ибо мы совершаем немалую ошибку, если говорим: "Этот человек мудрее св. Августина "Он другой святой Франциск или даже больше", "Он равен святому Павлу в добре и святости" и так далее.
13. Если мы хотим во всем идти уверенно, мы должны твердо придерживаться следующего принципа: то, что кажется мне белым, я буду считать чёрным, если так определит иерархическая церковь. Ибо я должен быть убеждён, что во Христе, Господе нашем, женихе, и в его супруге церкви, господствует только один Дух, который управляет и правит для спасения душ. Ибо тот же Дух и Господь, который дал Десять заповедей, управляет нашей святой матерью - церковью.
14. Конечно, верно, что никто не может быть спасен, не будучи предопределённым и не имея веры и благодати, но все же мы должны быть очень осторожны в том, как мы говорим обо всех этих вещах и обсуждаем их с другими.
15. Мы не должны брать в привычку много говорить о предопределении. Если иногда и приходится говорить об этом, то делать это нужно так, чтобы люди не впадали ни в какое заблуждение. Временами их вводят в заблуждение, так что они говорят: "Буду ли я спасен или погибну, уже определено, и это не может быть изменено, хороши ли мои действия или плохи". Поэтому они становятся ленивыми и пренебрегают делами, которые способствуют спасению и духовному прогрессу их душ.
16. Точно так же необходимо проявлять большую осторожность, чтобы, много рассуждая о вере и много настаивая на ней без каких-либо различий или объяснений, людям не был дан повод, до или после того, как они обрели веру, основанную на милосердии, стать ленивыми добрых делах.
17. Точно так же мы не должны говорить о благодати так долго и с таким акцентом, чтобы зародился яд уничтожения свободы. Поэтому, насколько это возможно с помощью Бога, можно говорить о вере и благодати, чтобы восхвалять божественное величие. Но пусть это не делается таким образом, прежде всего не во времена, которые так же опасны, как наши, что труды и свободная воля страдают от вреда или что они считаются бесполезными.
18. Хотя ревностное служение Богу, нашему Господу, из чистой любви должно быть почитаемо превыше всего, мы должны также высоко восхвалять страх перед божественным величием. Ибо не только сыновний, но и рабский страх благочестив и очень свят. Когда нет ничего более высокого или полезного, это очень помогает подняться от смертного греха, и как только это достигнуто, человек может легко продвигаться в сыновнем страхе, который полностью приятен Богу, нашему Господу, поскольку он неразрывно связан с любовью к нему.
Заключение
Тридентский собор (1545-1563) поощрял принятие вышеперечисленных 18 пунктов набожными католиками, чтобы предотвратить распространение протестантского видения христианства, которое он осудил как ересь. Протестантская реформация началась с возражения богослова и монаха
Мартина Лютера (1483-1546) против политики Церкви по
продаже индульгенций. Как только критика Лютера была принята и завоевала сторонников, авторитет Церкви был подорван, и поэтому было понятно, что для предотвращения повторения этого учения Церкви не следует подвергать сомнению.
Тридентский собор. Фото: www.worldhistory.org
Пособие Лойолы стало важной частью реакции Церкви на протестантизм, не только для месячной программы духовного самосовершенствования, но и для Правил мышления с Церковью, которые применялись к каждому католику. После Тридентского собора, на котором были вынесены первые решения по протестантизму, и после публикации Духовных упражнений называть себя "католиком" означало отвергать притязания протестантского духовенства и тесно придерживаться – а также защищать – учения Церкви, даже если, по словам Лойолы, "то, что кажется мне белым, я буду считать чёрным", если Церковь утверждает, что это чёрное.
Духовные упражнения Лойолы первоначально использовались для обучения кандидатов в орден, но со временем стали учебным пособием для католиков, которые хотели подчиниться дисциплине для более тесных отношений с Богом.
Следуя четырехнедельному курсу Лойолы, можно было испытать значительную духовную трансформацию. В современную эпоху руководство также стало использоваться протестантскими конфессиями в качестве руководства в религиозных отступлениях или для личного размышления и духовной работы, продолжая восприниматься как классика католической контрреформационной литературы и духовной литературы в целом.