Гностицизм - это вера в то, что человеческие существа содержат в себе частицу Бога (высшего блага или божественную искру), которая упала из нематериального мира в тела людей. Вся физическая материя подвержена разложению, гниению и смерти. Поэтому эти тела и материальный мир, созданные низшим существом, являются злом. Пойманные в ловушку в материальном мире, но не знающие о своём статусе, частицы Бога требуют знания (гнозиса), чтобы сообщить им об их истинном статусе. Это знание должно прийти извне материального мира, и тот, кто приносит его, является спасителем или искупителем.
В течение первых трёх веков христианства не было центральной власти, пока после обращения римского императора Константина Великого в 312 году. Христианские общины учили многим различным взглядам.
Во II веке нашей эры некоторые группы, ныне коллективно называемые христианами-гностиками, утверждали, что имеют доступ к "тайному знанию" о природе вселенной, природе Христа и о том, что его появление на земле означало для верующих.
В середине II века н.э. группа христианских лидеров, задним числом называемых Отцами Церкви (Иустин мученик, Ириней, Тертуллиан и другие) написали тома против этих христиан-гностиков.
Гностики, как и Отцы Церкви, воспитывались в различных философских школах. Многие школы разделяли теории Платона (428/427 - 348/347 до н.э.) и его взгляд на вселенную. Для Платона "бог" (или "высшее благо") существовал за пределами материальной вселенной, был совершенен и поэтому не создал бы несовершенный мир. Он утверждал существование вторичной силы, "Полубога", который создал материю, субстанцию физического мира. Большинство гностических систем продвигали эту точку зрения.
Гностические концепции отражают современную философскую школу, известную как экзистенциализм ("как и почему мы существуем?") Гностики задавали и отвечали на такие вопросы, как: "Кто я?" "Откуда я пришёл?" "В чем смысл жизни?" "Почему я здесь?" и "Что такое моё истинное "я"?"
Теология
Гностики продвигали концепции радикального дуализма, которые управляют вселенной. Это было поляризовано как душа / искра против плоти, свет против тьмы. Бог, который не творит, изначально излучал архонтов (силы), подобно солнечному свету, видимому, но не физическому. Один из архонтов, София ("мудрость"), в момент слабости произвел на свет Полубога, который затем создал физическую вселенную, включая людей. В философской мысли логос ("слово") был принципом рациональности, соединявшим высшего бога с материальным миром.
Некоторые системы утверждали, что мифические "пре Адам и Ева" до их проявления как люди в Эдемском саду. В гностическом понимании грехопадение произошло в результате физического творения. В соответствии с "единством" вечного Бога, гностики продвигали идею андрогинности или союза полов. После грехопадения логос Предсуществующий Христос пришел на землю в человеческом облике, чтобы научить человечество, как вернуться к этой первоначальной андрогинности и воссоединиться с Богом. Согласно им, Бог послал Христа, чтобы восстановить изначальный космос. Когда божественная искра внутри людей уснула, она не помнила своего происхождения. Люди должны были пробудиться и осознать присутствие этой части бога внутри них; концепция, отражающая дзен-буддизм. Когда это будет сделано, правление архонтов закончится.
Изобретение православия / Ересь
Отцы Церкви отреагировали на гностические учения изобретением двойных концепций православия и ереси. Этих понятий не существовало в древнем мире.
С тысячами различных местных культов в Средиземноморском бассейне не было центральной власти, которая определяла бы, во что люди должны верить.
Православие ("правильная вера") и ересь (от греческого слова haeresis- "школа мысли") - две стороны одной медали. Еретиками называют тех, кто с ними не согласен, но обе стороны считают, что у них правильные убеждения.
Гностики были осуждены Отцами Церкви как еретики по следующим причинам: гностики возвели высшего Бога чистой сущности и любви как существо истинного Бога над Богом - творцом.
Ко II веку н.э. христианство отделилось от иудаизма и стало самостоятельной религией, но христиане сохранили Бога Израиля и многие учения еврейских Писаний. Гностики соглашались, что Бог - творец в Книге Бытия создал вселенную, но творение состояло из злой материи. В некоторых гностических системах Бог Израиля был не только злом, но и самим сатаной. Таким образом, заповеди Бога Израиля были признаны недействительными.
Создание. Фото: www.worldhistory.org
Гностики утверждали, что их учения пришли непосредственно от Иисуса. В тех сценах в Евангелия, когда Иисус учит своих учеников, он передаёт им и тайные знания. Отцы Церкви противопоставляли этому утверждение апостольской традиции; что их учение пришло от Иисуса к первоначальным ученикам, которые передали его епископам - основателям своих общин.
Человеческое тело, состоящее из физической материи, было злом. Для большинства гностических систем Иисус не воплощался в человеческом теле. Они проповедовали концепцию, известную как докетическая или "внешность". Иисус появился в человеческом облике только для того, чтобы общаться с человечеством. Если бы у Христа никогда не было материального тела, центральные столпы христианства - распятие и воскресение мёртвых - были бы сведены на нет.
Гностик после пробуждения изучал небеса и изучал способы навигации по различным слоям. В этом смысле гностики рассматривали спасение как индивидуальное дело, а не как вовлечение остальной части сообщества. Другими словами, спасение не могло быть достигнуто через крест, церковную иерархию или правила.
Как только человек успешно прошел через верхние слои атмосферы, его искра, теперь уже домашняя, соединилась с божеством; в некоторых системах он становился частью Бога
В гностических системах существует отрицание того, что стало стандартным христианским учением, эсхатологией или будущим возвращением Христа, чтобы вступить в Царство Божье. Для гностиков царство находится внутри человека.
Гностические ритуалы
Христиане-гностики были крещены, и они участвовали в Евхаристии (причастии). Гностики действительно пытались продвигать женщин-служителей в евхаристическом праздновании, что приводило их к разногласиям с отцами Церкви. Самым противоречивым гностическим ритуалом была "Брачная комната", где человек достигал "Христобытия". В гностическом документе "Экзегеза души" язык и метафоры брака применялись в союзе со Христом.
Философские школы учили, что нужно заботиться о приоритете душе над телом (апатея - "отсутствие страстей"), не позволяя физическим побуждениям тела управлять своей жизнью. Такие учения истолковывались как аскеза ("дисциплина"), необходимая для контроля над телом. Христиане-гностики буквально контролировали тело. Они были первыми, кто практиковал безбрачие (не вступая в брачный контракт), а также целомудрие (никогда не предаваясь половым сношениям). Таким образом, традиционный жизненный цикл был нарушен; больше божественные искры не будут пойманы в ловушку в физическом теле.
Небольшое меньшинство гностических сект, возможно, придерживалось противоположной точки зрения. Как часть злого физического мира, правительства, созданные человеком законы и социальные соглашения больше не действовали. Несколько отцов Церкви утверждали, что это привело к сексуальной безнравственности. Мы не можем подтвердить такую практику, но к XVIII веку н.э. эти группы были названы развратниками после публикации трудов французского философа маркиза де Сада (1740-1814 гг. н.э.). Осуждая гностиков, Отцы Церкви, тем не менее, усвоили концепцию безбрачия для духовенства. Под этим понималась живая жертва (отказ от нормальной жены и детей). Эта концепция возвышала духовенство над паствой с чувством святости.
Как и все, кто изучал философию, гностики использовали литературный приём аллегории.
Аллегория - это рассказ, стихотворение или картина, которые могут быть истолкованы как раскрывающие скрытый смысл, обычно моральный или политический. В то же время, если человек не настроен на аллегорические символы или смысл, многие из гностических писаний кажутся невероятно эзотерическими и озадачивающими среднего читателя.
Читая такие тексты, создается впечатление, что они провели свою жизнь в башнях из слоновой кости, созерцая вселенную. Но они участвовали в собраниях, к которым принадлежали. У них были учебные группы, но то, что они изучали, было верхним пределом вселенной, где обитали градиенты сил. Когда гностик умирал, его искра / душа высвобождалась из его злого тела, но затем должна была отправиться домой. По пути он должен был знать пароли, чтобы пройти через силы и обойти их, чтобы его не отвлекали. Некоторые системы утверждали, что существует семь небес, в то время как другие утверждали, что уровней 365.
Гностические писания - Библиотека Наг Хаммади
Отцы Церкви были ненасытны в своей критике гностических писаний. Учёные, однако, были настроены скептически и не могли быть уверены, что цитаты были точными до 1945 года. Тогда два брата копали селитру в египетской пустыне недалеко от города Наг-Хаммади в Верхнем Египте, когда их лопата попала в большой сосуд, наполненный кодексами (ранними книгами). Они отвезли их к знакомому человеку, который активно занимался антиквариатом на чёрном рынке. Было 13 книг, содержащих трактаты, Евангелия и гностические мифы. Они собраны в одном томе, Библиотека Наг Хаммади. Как оказалось, Отцы Церкви проделали изрядную работу по копированию.
В то время как они использовали цитаты, теперь у нас есть полные тексты для лучшего анализа каждого документа.
Гностические евангелия отличаются от канонических евангелий Нового Завета. Они часто лишены повествования или истории и состоят просто из учения Иисуса в разъяснении существования истинного Бога.
Евангелие истины
Считалось, что Евангелие Истины было написано Валентином, гностическим учителем из Александрии, который впоследствии был отлучен от Рима (около 150 г. н.э.). Один из самых духовных гностических Евангелий, он олицетворял абстракции, такие как Заблуждение, Страх и Надежда, как живые существа. Христос описывается как проявление надежды.
Евангелие от Марии Магдалины
Этот текст неполон, и сохранившаяся копия начинается с середины. После смерти Иисуса ученики чувствуют себя без лидера встревоженными. Один из учеников просит Марию передать любую информацию, которую она может предложить, так как было признано, что у Иисуса были особые отношения с ней. Затем Мария показывает, что она получила откровение после воскресения от Иисуса, который объяснил многие из гностических тем, которые мы уже видели.
Мария Магдалина Донателло. Фото: www.worldhistory.org
Утверждается, что Евангелие от Фомы написано близнецом Иисуса и состоит из 114 логий, или изречения Иисуса. Автор был знаком со многими каноническими притчами и учениями, но Евангелие также критикует традиционную концепцию Иисуса как мессии, продвигая Иисуса больше как просвещенного философа. Это Иисус говорит не искать земного царства Божьего; он находится в повороте внутреннего человека.
Евангелие от Фомы стало популярным в последние десятилетия в связи с популистским христианским движением, известным как Теология освобождения, которое также учит саморефлексии каждого человека как Христа внутри вас.
Густаво Гутьеррес ввёл этот термин в своей книге 1971 года Теология освобождения. Он критиковал католическую церковь в Латинской Америке за искажение первоначального учения Иисуса.
Когда тексты Наг Хаммади стали доступны, многие современные феминистские богословы восхищались ими за включение женщин в свои учебные группы и за продвижение женщин - евхаристических служителей. В то же время новые возрастные группы восхищались тем, что они видели как возвышение божественного женского начала в Софии. Однако гностики не были эквивалентом современных феминисток. Каждый текст следует анализировать на предмет его концепций. Евангелие от Фомы заканчивается:
Симон Петр сказал ему: "Пусть Мария выйдет из нашей среды, ибо женщины недостойны жизни!" Иисус сказал: "Смотрите, я нарисую ее так, чтобы она стала мужчиной, чтобы она также могла стать живым духом, как вы, мужчины. Ибо каждая женщина, ставшая мужчиной, войдет в Царство небесное".
Для этой системы женщины будут спасены, отказавшись от своего пола, от своей обычной роли жён и матерей. Это был путь для женщины, чтобы быть восстановленным к единству, концепции андрогинии.
Евангелие от Филиппа
Евангелие от Филиппа является примером попыток гностиков пойти на компромисс с протоправославным учением отцов Церкви. Это Евангелие пропагандировало двойственную форму Христа: Христос был предсуществующей фигурой искупителя, который обладал человеческим Иисусом из Назарета за период служения. Христос вошёл в человека Иисуса, когда голубь приземлился на Иисуса при его крещении. Во время распятия Христос покинул тело, так что это был человеческий Иисус, который был распят. Другая гностическая школа в Александрии во главе с Василидом (120-140 н.э.) учила, что при распятии произошла приманка и подмена; это был Симон Киренский (в канонических Евангелиях), который был распят, а не Христос.
Евангелие от Филиппа также известно тем, что стало печально известным в "Кодексе Давинчи" Дэна Брауна - отношениями между Иисусом и Марией Магдалиной. Повторяя сцену, найденную в Евангелии от Марии Магдалины, о том, что Иисус имел с ней особые отношения, мы имеем линию ".... Иисус всегда приветствовал вас поцелуем на ...", за которым последовала дыра в рукописи. Эта строка может быть значительной, или она может просто относиться к тому факту, что ранние христиане (включая мужчин) приветствовали друг друга поцелуем в губы.
Евангелие от Иуды
Евангелие от Иуды состоит из бесед между Иисусом и Иудой Искариотом. Оно было найдено и переведено Национальным географическим обществом в 2006 году. До этого он был известен только из трудов епископа Иринея II века нашей эры в его "Против всех ересей".
Евангелие от Иуды. Фото: www.worldhistory.org
В отличие от канонических евангелий, которые рисуют Иуду как предателя, это евангелие утверждает, что Иисус приказал Иуде предать его. Другие ученики не знали истинного Евангелия, которому Иисус учил Иуду. Во многих сценах Иисус и Иуда обсуждают других одиннадцать учеников, которые воспринимают реальность только через физические чувства. Они продолжают приносить жертвы животным (Иисус издевается над Евхаристией как над каннибализмом), и они верят, что мученичество спасёт их.
Концепции радикального монизма
Многие гностические тексты бросали вызов традиционному пониманию личности. В древних концепциях монизма человек состоял из физического тела и личности. Как древнеперсидская религия, зороастризм, так и школы греческой философии ввел в человека вторую субстанцию - душу (дуализм). В большинстве систем тело и душа работали в гармонии. В гностических текстах тело и душа противостоят друг другу за господство. В более эзотерических текстах гностики возвращались к монизму, единому существу, в котором существование было недифференцированным. Идя еще дальше, некоторые тексты утверждали, что материальный мир и само существование были иллюзией. Здесь гностицизм совпадает с древними концепциями, найденными в индуистской и буддийской философии.
Наследие
В 312 году нашей эры Константин I принял христианство отцов Церкви. Любое несогласие с их учением считалось ересью, и такие тексты приказывалось уничтожать. Мы думаем, что это когда кто-то (возможно, монах?) похоронили тексты в Наг-Хаммади. Ересь теперь рассматривалась как измена. Гностики, по существу, ушли в подполье, только чтобы вновь появиться в средние века на Балканах (вальденсы) и в южной Франции (альбигойцы). Их учения послужили мотивацией для создания средневековой Церковью института инквизиции в XII веке нашей эры.
Сегодня мы используем термин "агностик", чтобы описать кого-то, кто знает, что что-то существует по отношению к божественному, но не уверен точно, что именно.
Оригинальное слово было придумано министром XVIII века Нашей эры, который утверждал, что он агностик, что означает в своем первоначальном смысле "не гностик - не один из этих людей".
Олдос Хаксли (1894-1963 гг. н.э.) ввел агностицизм в своих романах на том основании, что все знания должны основываться на разуме. Психолог
Карл Юнг (1875-1961 гг. н.э.) использовал
гностические концепции, найденные в средневековой алхимии, для своей теории архетипов.
Гностические концепции теперь включены в научно-фантастические фильмы, начиная с фильма Ридли Скотта 1982 Бегущий по лезвию. Он был основан на рассказе Мечтают ли андроиды об электроовцах? Филипп К. Дик. Сюжет касался создания совершенных андроидов, которые тем не менее начали развивать человеческие эмоции из-за имплантатов памяти в своих системах. Матрица опираясь на гностическое христианство и буддизм, ставит фундаментальную проблему человечества и её решение с точки зрения невежества и просветления. Из-за невежества люди принимают материальный мир за нечто реальное, но они могут выйти из этого сна с помощью проводника, который учит их их истинной природе.