Самофракия - греческий остров в северной части Эгейского моря, который в классический период был известен как член Делосской лиги.
Его величайшей претензией на славу было то, что он был культовым центром, любимым Македонией и посещаемым паломниками со всего Эгейского моря.
Его сегодняшнее название наиболее известно благодаря великолепной эллинистической скульптуре Ника Самофракийская, раскопанной на острове в XIX веке нашей эры и ныне выставленной в парижском Лувре.
Архаический и Классический Периоды
Самофракия, гористый эгейский остров площадью 178 км2, был впервые заселён в период неолита, а затем колонизирован греческими поселенцами около 700 года до нашей эры, вероятно, с Самоса. В литературе Самофракия появляется в "Илиаде" Гомера, когда Посейдон устраивается на вершине горы острова, чтобы посмотреть на разворачивающуюся Троянскую войну. Городом правили пять племён, покровительницей которых была Афина, и они чеканили свои собственные монеты.
В персидских войнах мы знаем, что по крайней мере один корабль сражался на стороне персов (и потопил афинский корабль) во время битвы при Саламине (480 год до н.э.). Тем не менее, после победы греков Самофракия была членом Делосской лиги, союза греческих городов-государств во главе с Афинами, с 478 по 404 год до нашей эры. В тот же период остров контролировал территорию (Перею) на фракийском материке, где были основаны колонии. После короткого периода, когда остров попал под контроль Спарты, Самофракия привлекла интерес Македонии.
Эллинистический и Римский периоды
Значение Самофракии резко возросло, когда она получила покровительство македонского царского дома, статус которого сохранялся в течение эллинистического периода. Святилище на острове, вероятно, было посвящено Кабири (или Кабитои, возможно, здесь Гермесу и
Гефесту) или неопределённым божествам, известным как Великие Боги (Theoi Megaloi, наиболее заметным среди которых здесь, вероятно, был Аксиерос, позже отождествлённый с Деметрой). Эти боги были центром мистического культа, распространённого по всей северной части Эгейского моря. Согласно
Геродоту, этот культ был введён на остров пеласгами столетиями ранее.
Этот культ уступал по значимости только элевсинским мистериям в греческом мире. Паломники приходили издалека в поисках защиты (особенно от моря), нравственного совершенствования, долголетия и лучшей загробной жизни. Как следует из названия, детали церемоний, проводимых в Самофракии, остаются загадкой, но мы знаем, что первые посвящённые (мистаи) всё делали с завязанными глазами, в то время как те, кто уже был посвящён, были известны как epoptai или "зрители". Церемонии проводились по ночам и включали в себя танцы. Мы также знаем, что для участия в мистериях не было никаких сословных, имущественных или национальных барьеров, и женщины и рабы тоже имели на это право.
Македонцы финансировали крупные строительные проекты на острове, и он приобрёл такое значение, что многие греческие города-государства посылали послов (theoroi), и некоторые из них оставались проксенами или постоянными жителями, которые заботились об интересах своего города на этом месте. Во время последующих войн после смерти
Александра Македонского остров переходил из рук в руки между различными эллинистическими правителями, но продолжал привлекать посетителей в своё святилище.
В римский период Самофракия стала свободным городом, дав ему определенные привилегии в отношении налогов и политической автономии.
Часть Византийской империи до 1204 года он находился под властью Генуи и был укреплён. С XV века нашей эры Самофракия находилась под властью османов.
Храм Великих богов, Самофракия. www.worldhistory.org
Археологические остатки
Святилище, расположенное на северной оконечности острова, было впервые систематически раскопано в 1930-х годах нашей эры американскими археологами, показавшими, что когда-то оно занимало площадь в 12,5 гектара. Это выявило остатки в основном зданий и храмов IV и III веков до нашей эры. Большой храм датируется примерно 340 годом до нашей эры и когда-то имел фриз с танцорами, святилище, вероятно, было местом совершения мистерий, а Толос Арсинои (288-281 год до нашей эры) был посвящён Арсиноей, женой Лисимаха, Великим Богам.
Завершая самые важные здания, которые можно увидеть сегодня, есть большой пропилон (монументальные ворота), посвящённые Птолемеем II Филадельфом в 285-281 годах до нашей эры, стоа (колоннадное здание) III века до нашей эры и дворцовое сооружение I века до нашей эры.
Ника Самофракийская
Однако это более раннее открытие, сделанное в XIX веке нашей эры, принесло Самофракии всемирную известность.
Это великолепная мраморная статуя Победы, известная как Ника Самофракийская. Статуя была освящена верующими в культовом святилище после морской победы.
Датируемая 190 годом до нашей эры, богиня расправила мощные крылья и, кажется, только что приземлилась на нос корабля. Она была установлена над искусственным озером в святилище для ещё большего драматического эффекта. Ника, считающаяся одним из шедевров эллинистической скульптуры, в настоящее время находится на постоянной экспозиции в Лувре в Париже, Франция.
Другие находки на месте включают керамику и каменные памятники с фракийскими надписями. Печати
минойской цивилизации предполагают контакт с Критом в среднем бронзовом веке. В музее представлены фрагменты фриза храма и находки из гробниц, такие как монеты и украшения. Наконец, знаменитая рельефная скульптура с острова, также находящаяся сейчас в Лувре, изображает процессию Агамемнона, герольда и Эпея (создателя троянского коня), которые идентифицируются надписью. Датируемая 550 г. до н.э., сцена представляет собой неизвестный эпизод Троянской войны и напоминание о том, что наши знания о греческой мифологии далеко не полны.