Египетские погребения — это общий термин для древнеегипетских погребальных ритуалов, связанных со смертью и путешествием души в загробную жизнь. Вечность, по словам учёного Маргарет Бансон, “была общим местом назначения каждого мужчины, женщины и ребёнка в Египте”, но не "вечность" в загробной жизни над облаками, а скорее вечный Египет, который отражал жизнь на земле.
Загробной жизнью для древних египтян было Поле тростника (Аару), которое было идеальным отражением жизни, прожитой на земле.
Всё, что, как считалось, было потеряно при смерти, ожидало в идеализированной форме в загробной жизни, и земные блага, погребённые вместе с трупом, последовали его примеру и были там под рукой.
Погребальные обряды практиковались ещё в прединастический период в Египте (около 6000 - около 3150 г. до н.э.) и отражают это видение вечности. Самое раннее сохранившееся тело из гробницы — это так называемый "Имбирь", обнаруженный в Гебелейне, Египет, и датированный 3400 годом до нашей эры, который содержал могильные принадлежности для загробной жизни. Погребальные обряды менялись с течением времени между додинастическим периодом и династией Птолемеев (323-30 до н.э., последняя египетская эра до того, как она стала римской провинцией), но постоянное внимание было сосредоточено на вечной жизни и уверенности в существовании после смерти. Эта вера стала хорошо известна во всем древнем мире через культурную передачу через торговлю (особенно через Шёлковый путь) и стала влиять на другие цивилизации и религии.
Считается, что оно послужило источником вдохновения для христианского видения неба и оказало большое влияние на погребальные практики в других культурах.
Траур и душа
Согласно Геродоту (484-425 / 413 до н.э.), египетские обряды, касающиеся погребения, были очень драматичными в оплакивании мёртвых, хотя надеялись, что умерший найдёт блаженство в вечной земле за могилой. Он пишет:
Что касается траура и похорон, то, когда умирает выдающийся человек, все женщины в доме обмазывают свои головы и лица грязью, а затем, оставив тело в помещении, ходят по городу с родственниками покойника, их платья завязаны поясом и бьют их по обнажённой груди. Мужчины тоже, со своей стороны, следуют той же процедуре, надевая пояс и избивая себя, как женщины. Церемония окончена, тело забирают для мумификации.
Мумификация практиковалась в Египте ещё в 3500 году до нашей эры и, как полагают, была вдохновлена сохранением трупов, похороненных в засушливом песке. Египетская концепция души, которая, возможно, развилась довольно рано, диктовала, что на земле должно быть сохранённое тело, чтобы душа имела надежду на вечную жизнь. Считалось, что душа состоит из девяти отдельных частей:
- Хат был физическим телом;
- Ка был двойной формой человека;
- Ба был птицей с человеческой головой, которая могла летать между землёй и небесами;
- Шуйет был тенью себя;
- Ах был бессмертным, преображённым я;
- Саху и Сечем были аспектами Ах;
- Ав был сердцем, источником добра и зла;
- Рен было тайным именем.
Хат должен был существовать для того, чтобы Ка и Ба узнали себя, и поэтому тело должно было быть сохранено как можно более нетронутым.
После смерти человека семья приносила тело умершего бальзамировщикам, где профессионалы “изготавливали образцы моделей из дерева, оценённые по качеству. Они спрашивают, что из трёх требуется, и семья умершего, договорившись о цене, оставляет бальзамировщиков на их попечение”. В египетских захоронениях было три уровня качества и соответствующей цены, и профессиональные бальзамировщики предлагали все три варианта скорбящим. Согласно Геродоту: “Говорят, что лучший и самый дорогой вид представляет [Осириса], следующее несколько уступает лучшему и дешевле, в то время как третье дешевле всего” (Нардо, 110).
Египетский саркофаг. Фото: www.worldhistory.org
Виды мумификации
Эти три варианта погребения диктовали вид гроба, в котором человек будет похоронен, доступные погребальные обряды, а также сохранность тела. По словам учёного Салимы Икрам:
Ключевым ингредиентом мумификации был натрон, или нетри, божественная соль. Это смесь бикарбоната натрия, карбоната натрия, сульфата натрия и хлорида натрия, которая встречается в природе в Египте.
Чаще всего в Вади Натрун примерно в шестидесяти четырёх километрах к северо-западу от Каира. Он обладает свойствами осушения и обезжиривания и был предпочтительным осушителем, хотя обычная соль также использовалась в более экономичных захоронениях.
Тело умершего, при самом дорогом виде захоронения, раскладывали на столе, а мозг извлекали через ноздри железным крючком промывали лекарствами то, чего нельзя достать крючком; затем кремнёвым ножом вскрывают бок и удаляют все содержимое брюха; затем полость тщательно очищают и промывают, сначала пальмовым вином, а затем настоем молотых специй. После этого тело наполняют чистой миррой, кассией и всеми другими ароматическими веществами, кроме ладана, и снова зашивают, после чего тело помещают в натрон, полностью покрытый в течение семидесяти дней – иногда больше. Когда этот период заканчивается, тело омывают, а затем заворачивают с головы до ног в полотно, разрезанное на полоски, и смазывают снизу резиной, которая обычно используется египтянами вместо клея. В этом состоянии тело возвращается семье, у которой есть деревянный саркофаг в форме человеческой фигуры, в который оно помещается.
Второе по стоимости захоронение отличалось от первого тем, что меньше внимания уделялось телу.
Не делается разрез и кишечник не удаляется, но масло кедра вводится шприцем в тело через задний проход, который затем затыкается, чтобы предотвратить выход жидкости. Затем тело выдерживают в натроне в течение предписанного количества дней, в последний из которых масло сливается. Эффект настолько силён, что, покидая тело, он приносит с собой внутренности в жидком состоянии, и, поскольку плоть была растворена натроном, от тела не осталось ничего, кроме кожи и костей. После такой обработки его возвращают семье без дальнейшего внимания.
Третий и самый дешёвый метод бальзамирования состоял в том, чтобы “просто промыть кишечник и держать тело в течение семидесяти дней в натрое”. Внутренние органы были удалены, чтобы помочь сохранить труп, но, поскольку считалось, что умерший все ещё будет нуждаться в них, внутренности были помещены в канопы, и запечатывались в гробнице вместе с трупом. Только сердце оставалось внутри тела, поскольку считалось, что оно содержит аспект души Ав.
Похороны и могилы
Даже беднейшему египтянину была дана какая-то церемония, поскольку считалось, что, если умершего не похоронить должным образом, душа вернётся в виде призрака, чтобы преследовать живых. Призраки считались очень реальной и серьёзной угрозой, и скорбящим семьям часто было трудно позволить себе погребальные обряды, которые гробовщики рекламировали как лучшее средство для того, чтобы душа умершего была счастлива, а выжившие члены семьи - свободны от призраков.
Поскольку мумификация могла быть очень дорогой, бедные отдавали свою использованную одежду бальзамировщикам, чтобы они использовали её для обёртывания трупа. Это породило фразу “Вчерашнее белье”, намекающую на смерть.
“Бедняки не могли позволить себе новое постельное белье и поэтому заворачивали свои любимые трупы в "вчерашние". Со временем эта фраза стала применяться ко всем, кто умер, и использовалась Коршунами Нефтиды (профессиональными женщинами-плакальщицами на похоронах) в своих причитаниях.
Бансон отмечает: “Эти скорбящие обращаются к умершему как к человеку, одетому в тонкое белье, но теперь спящему в "вчерашнем белье". Это изображение намекало на то, что жизнь на земле стала "вчера" для мёртвых”. Льняные повязки были также известны как локоны Нефтиды после того, как эта богиня, сестра-близнец Исиды, стала ассоциироваться со смертью и загробной жизнью. Бедняков хоронили в простых могилах с теми артефактами, которыми они наслаждались при жизни, или с теми предметами, с которыми семья могла позволить себе расстаться.
Саркофаг Кха (деталь). Фото: www.worldhistory.org
Каждая могила содержала какое-то обеспечение для загробной жизни. Гробницы в Египте первоначально были простыми могилами, вырытыми в земле, которые затем превратились в прямоугольные мастабы, более богато украшенные могилы, построенные из сырцового кирпича. Мастабы в конечном итоге продвинулись в форме, чтобы стать структурами, известными как "ступенчатые пирамиды", а затем стали "настоящими пирамидами". Эти гробницы становились всё более важными по мере развития египетской цивилизации в том, что они будут вечным местом отдыха Хат и что физическая форма должна быть защищена от грабителей могил.
Гроб, или саркофаг, также был надёжно сконструирован в целях как символической, так и практической защиты трупа. Линия иероглифов, которая проходит вертикально вниз по задней части саркофага, представляет собой позвоночник умершего и, как считалось, даёт мумии силу, чтобы она могла есть и пить. Инструкции для умерших были написаны внутри саркофага и теперь называются текстами гроба (в использовании 2134-2040 до н.э.), которые развились из текстов пирамид (2400-2300 до н.э.).
Эти тексты в конечном итоге будут развиваться дальше во время Нового царства Египта (ок. 1570 - ок. 1069 до н.э.) как Египетская книга мёртвых (известная египтянам как Книга грядущего, ок. 1550-1070 до н.э.).
Все эти тексты служили напоминанием душе о том, кем она была при жизни, где она сейчас и как ей жить в загробной жизни.
Книга мёртвых была самой полной из трёх, инструктируя, как ориентироваться в загробной жизни вплоть до мельчайших деталей.
Обеспечение гробницы, конечно, полагалось на личное богатство, но среди артефактов, которые все хотели включить, были куклы шабти. В жизни египтяне были призваны жертвовать определенное количество своего времени каждый год общественным строительным проектам, таким как пирамиды, парки или храмы. Если кто-то был болен или не мог позволить себе время, можно было послать замену работника. Делать это можно было только раз в год, иначе грозило наказание за уклонение от исполнения гражданского долга.
Считалось, что после смерти люди всё равно должны будут выполнять ту же самую службу (поскольку загробная жизнь была просто продолжением земной), и поэтому куклы шабти были помещены в гробницу, чтобы служить в качестве сменного работника, когда бог Осирис призвал их на службу. Чем больше кукол шабти найдено в гробнице, тем больше богатство того, кто там похоронен.
Как и на земле, каждый шабти можно было использовать только один раз в качестве замены, и поэтому было предусмотрительно положить много кукол, и этот спрос создал индустрию для их производства.
Большинство кукол шабти были сделаны из дерева, но для фараона могли быть сделаны из драгоценных камней или металлов.
После того, как труп был мумифицирован и гробница подготовлена, проводились похороны, в которых почиталась жизнь умершего и оплакивалась потеря. Даже если покойный был популярен, не испытывая недостатка в плакальщиках, похоронная процессия и похороны сопровождались воздушными змеями Нефтиды (всегда женщины), которым платили за то, чтобы они громко оплакивали умершего во время всего процесса.
Они пели Плач Исиды и Нефтиды, который возник в мифе о двух сёстрах, плачущих над смертью Осириса, и должны были вдохновить других на похоронах на эмоциональное освобождение, которое помогло бы им выразить своё горе. Как и в других древних культурах, поминовение умерших обеспечивало их дальнейшее существование в загробной жизни, и считалось, что великое проявление скорби на похоронах имеет отголоски в Зале Истины (также известном как Зал Осириса), куда направлялась душа умершего.
Коробка Шабти. Фото: www.worldhistory.org
В период Древнего царства (c. 2613-2181 до н.э.) церемония открытия рта проводилась либо перед похоронной процессией, либо непосредственно перед помещением мумии в гробницу. Эта церемония ещё раз подчёркивает важность физического тела в том, что она проводилась для того, чтобы оживить труп для дальнейшего использования душой. Священник читал заклинания, когда он использовал церемониальный клинок, чтобы коснуться рта трупа (чтобы он снова мог дышать, есть и пить) и рук и ног, чтобы он мог двигаться в гробнице. После того, как тело было похоронено и гробница запечатана, другие заклинания и молитвы, такие как Литания Осириса (или, в случае фараона, тексты пирамид) была прочитана, и умерший был оставлен, чтобы начать путешествие в загробную жизнь.
Заключение
После того, как гробница была запечатана, скорбящие отмечали жизнь усопшего пиром, обычно проводимым прямо у могилы. Когда вечеринка была закончена, люди вернулись в свои дома и возобновили свою жизнь, но считалось, что душа умершего только начинает следующий этап своего вечного путешествия. Душа просыпалась в гробнице, успокаивалась и наставлялась текстами на внутренней стороне саркофага и стен, и поднималась, чтобы бог Анубис вёл её в Зал Истины, где сердце взвешивалось с белым пером богини Маат под наблюдением Осириса и Тота.
Если сердце человека оказывалось тяжелее пера истины Маат, оно падало на пол, где его поглощало чудовище, и человек прекращал своё существование. Если сердце было легче, душа продолжала свой путь к раю Тростникового поля, где человек будет жить вечно.
Однако, даже если бы человек прожил образцовую жизнь, он не достиг бы рая, если бы его тело не было должным образом похоронено и все погребальные обряды не соблюдались в соответствии с традицией. Именно по этой причине правильные погребальные ритуалы были так важны и так строго соблюдались.