Титуба стала легендой, но её было слишком легко сделать козлом отпущения.
“Теперь я слепа. Я не вижу”.
Так закончилось появление в суде женщины, которая начала испытания колдовства в Салеме: Титуба, рабыня, которая первой была обвинена в колдовстве в Салеме. Она только что дала некоторые из самых взрывных показаний в истории, запутанную и захватывающую историю о шабаше ведьм, книге дьявола и злых животных, и духах, которые, казалось, объясняли странные симптомы, которые настигли группу девушек Салема в 1692 году.
Но что мы действительно знаем о женщине, чьи показания стали причиной знаменитой салемской охоты на ведьм?
История Титубы так же запутана, и скорее всего, вымышлена, как и большая часть мистификаций, связанных с салемскими ведьмами.
Уже в 1690-х годах, когда все эти события и происходили, реальность и вымысел тесно переплетались и история быстро распространялась. Сейчас сложно сказать, что именно было реальностью, а что легендой. Историки точно знают, что Титуба существовала, есть её показания в суде, которые стали толчком салемского процесса. Но насколько эти показания правдивы сами по себе?
Несомненно то, что Титуба была цветной женщиной и, вероятно, коренным жителем Центральной Америки. Она была рабыней в доме
пуританина преподобного
Сэмюэля Пэрриса. В то время рабство в колониях было на подъёме, и Вест-Индия быстро становилась самым важным центром работорговли в Европе.
Преподобный Сэмюэл Пэррис купил Титубу на Барбадосе, порабощена она была ещё в детстве.
Преподобный привёз её в Массачусетс в 1680 году, когда она была подростком. Есть сведения, что она вышла замуж за другого раба – Джона Индейца. У пары родилась дочь Вайолет.
Фото: www.history.com
Титуба заботилась о детях Пэрриса, а дочь и племянница Пэрриса были одними из первых девочек, которые начали проявлять странные симптомы в 1692 году. Девочки гадали, бросая в воду яичный белок. Скорее всего, эта игра похожа на гадания на воске, в зависимости от принятой белком формы можно предсказать, когда девушки выйдут замуж, или каким будет их будущее.
Когда девочки увидели в стакане форму гроба, они начали лаять, лепетать что-то невнятное, истерически кричать и плакать.
Титуба возможно не имела никакого отношения к попыткам предсказать судьбу, что у пуритан вообще считалось одним из тяжких грехов. Титуба хотела помочь девочкам, и спекла так называемый «ведьмин пирог», основные ингредиенты которого это ржаная мука и моча.
Девочки съели пирог, но, когда об этом узнал Пэррис, сильно разгневался. Он посчитал поведение девочек одержимостью, и пытался избавить их от проблемы своим способом, а Титуба вмешалась в этот процесс со своим пирогом. Он обвинил её в колдовстве и избил, заставив признаться, что это именно она заколдовала девочек, и странное поведение было вызванно чарами.
Титуба призналась — и украсила своё признание витееватой историей о том, как началась эта служба дьяволу. Она вместе с девочками якобы летала на полках, и рассказала, что вред девочкам её заставила причинить Чёрная собака. Это было переданное задание от дьявола. Этого осталось достаточно для того, чтобы вызвать настоящую истерию. Титуба получила официальные обвинения в колдовстве, и за этим делом последовали новые расследование и обвинения.
Салемские испытания ведьм
Ведьмы в пуританском обществе всегда считались маргиналами и хулителями веры. Но Титуба не могла предположить, что на неё ляжет обвинение. Но всё же, намного легче было сделать козлом отпущения цветных людей и изгоев. Сара Гуд, арестованная вместе с Титубой, была нищенкой, на которую город смотрел свысока из-за того, что она набрала множество долгов. Сара Осборн тоже жила на окраинах Салема — она судилась со своими детьми за наследство, оставленное мужем, кроме того, её призирали за роман с наёмным слугой. Все три женщины были идеальными мишенями для обвинений в девиантном, даже злом поведении.
Свидетельство Титубы было странным и глубоко тревожным для жителей Салема. Она видела “двух крыс, красную крысу и чёрную крысу”, - сказала она магистратам. “Они сказали мне служить”. Титуба призналась, что ущипнула девочек, и сказала суду, что подписала “книгу дьявола”.
Люди Салема связывали сверхъестественные практики, такие как вуду, с цветными людьми и индейцами, а горожане идентифицировали Титубу представителя обеих групп.
Её признания было достаточно, чтобы убедить город в том, что происходит настоящее зло. По мере того, как испытания всё больше и больше выходили из-под контроля, Титуба оставалась в тюрьме в Бостоне.
Она была обвинена как “отвратительная ведьма” и томилась в тюрьме более года. Пэррис отказался платить залог. Между тем, всё больше и больше обвинений и арестов накапливались, и Салем постепенно погружался в истерию.
Позже Титуба отреклась. Она сказала судье, что всё выдумала после того, как хозяин избил её, пытаясь выбить признания. К тому времени судебные процессы закончились, и губернатор Массачусетса приказал прекратить аресты.
В конце концов анонимный человек заплатил залог за Титубу, и она вышла на свободу 13 месяцев просидев в тюрьме.
Штат Массачусетс вернул обвиняемым Салема их собственность и дал им реституцию. Однако, отмечает историк Вета Смит Такер, Титуба — рабыня без собственности и прав — ничего не получила. С этого момента она исчезла из исторических записей.
Поскольку о Титубе известно так мало, её историю легко выдумать. В годы после испытаний она стала популярной в литературе и исследованиях. Но на самом деле она, кажется, была маргинальной фигурой, чей низкий социальный статус сделал её идеальным козлом отпущения в городе, где люди искали ответы на необъяснимые события.