Собаки в Древней Греции регулярно изображаются в искусстве, на керамике, в литературе и других письменных произведениях как верные компаньоны, опекуны, охотники и даже как великие интуитивные мыслители; все они выражают глубокое восхищение греков своими собаками.
Греческая оценка собаки, по сути, иллюстрирует греческую любовь к жизни и культурную ценность верности.
Собаки, скорее всего, были впервые одомашнены в Греции из-за необходимости защиты от волков, но со временем отношения переросли во взаимное уважение и любовь. Возможно, что ранняя греческая оценка собаки была под влиянием давней торговли с Египтом, цивилизацией, известной своей любовью к животным, но могла бы легко развиваться независимо.
Ритон с собачьей головой. Фото: www.worldhistory.org
Ошейник для собак, который использовали повсеместно, несомненно, появился сам по себе в Греции, но более поздние, скорее всего, создавались под влиянием египтян. Фараон Амасис II (570-526 до н.э.) основал город Наукратис около 570 до н.э., который превратился в важный торговый центр между Грецией и Египтом. От Наукратиса товары путешествовали туда и обратно между двумя странами наряду с культурным распространением идей, технологий, религиозных убеждений и, скорее всего, концепции ошейника собаки за пределами простой полосы кожи или верёвки.
Учёный Джордж Г. М. Джеймс, фактически, утверждает в своей работе Украденное наследие: египетские истоки западной философии, что досократическая греческая философия получила верования и практики из Египта. Таким же образом, вполне вероятно, что собачий ошейник также попал из Навкратиса в Афины и другие города-государства Греции через торговлю. Однако греки стали ценить своих четвероногих друзей, хотя, и как бы ни развивался ошейник, собаки стали неотъемлемым аспектом древнегреческой жизни и прославлялись в греческом искусстве, поэзии и почитались как друзья и члены семьи через изображения на гробницах. Хотя большинство греческих письменных работ о собаках касаются охоты, многие из самых известных хвалят их за ум, находчивость и преданность.
Знаменитые собаки Древней Греции
Аргос
Собаки засвидетельствованы в Греции с эпохи неолита, но первое упоминание о них в греческой литературе относится к работе Гомера около 800 г. до н.э., в которой он описывает жертвоприношения собак в "Илиаде" после смерти Патрокла (книга 23, строки 198-199) и в "Одиссее" пишет о самой знаменитой собаке во всей греческой литературе: Аргос, верный спутник Одиссея (книга 17, строки 290-327).
Собаки, принесённые Ахиллесом в жертву Патроклу, — это две собаки, которых Патрокл вырастил и кормил за столом, и они отправляются с ним на его погребальный костёр, чтобы они остались его спутниками в подземном мире.
Аргос ждал 20 лет, когда Одиссей ушёл, чтобы вернутся к хозяину, но, когда Одиссей возвращается в Итаку, он переодет и не может никому открыться. Аргос узнаёт своего хозяина и встаёт, чтобы поприветствовать его, но Одиссей, едва сдерживая слезы, должен отвернуться от своего старого друга, чтобы сохранить своё прикрытие, и собака ложится и умирает. Оба эпизода ярко иллюстрируют преданность собаки и любовь их хозяев к ним.
Перитас
Самая известная греко-македонская собака в истории - Перитас, принадлежавшая
Александру Македонскому. Много историй рассказывалось о том, как Перитас спас жизнь Александру в битве и великий завоеватель назвал город в его честь, но эти истории оспариваются древними источниками, которые описывают события в жизни собак Александра, и, к сожалению, они не так драматичны или благородны.
По словам историка Плиния Старшего (л. 23-79 н.э.), Александр искал собаку для борьбы с диким кабаном и подобными животными в соревнованиях и получил подходящую от одного азиатского царя. Однако, когда собаку выпустили в яму, она просто легла, и поэтому Александр убил её как дефектную. Азиатский король, услышав об этом, послал слово вместе с другой собакой, что эта конкретная порода не предназначена для битвы с кабанами, и поднимется только для борьбы со львами и слонами. Александр сравнил эту новую собаку с этими более крупными животными, и оказался доволен. Осознав свою ошибку, Александр был глубоко расстроен убийством первой собаки и назвал город в её честь (Естественная история, VIII, 149-150).
Эта версия истории собаки Александра никогда не становилась такой популярной, как та, которая взята из Жизни Александра Плутарха (единственный древний писатель, упоминающий имя собаки). Плутарх (л. 45-120 н.э.) также никогда не упоминает о собаке, спасающей своего хозяина в битве, но, рассказывая о горе Александра по поводу потери своего коня Буцефала, пишет:
Говорят также, что, когда он потерял собаку по имени Перитас, которую он вырастил и любил, он основал город и дал ему имя собаки. (61.3.210)
История о том, как Перитас спас Александра от маллиан или сбил слона персидских войск в битве при Гаугамеле, кажется, является украшением более поздних авторов. Даже римский писатель Арриан (89 - 160 гг. н.э.), который включает в свою работу все детали, которые он мог найти о жизни Александра и его завоеваниях, не упоминает о героической собаке, хотя он особенно любил животных и много писал о них.
Собаки в греческой мифологии
Собаки часто фигурируют в греческой мифологии, и среди них наиболее известен Цербер, трёхголовый пёс, охраняющий врата Ада. Цербер фигурирует в ряде сказаний, но наиболее примечательно среди Двенадцати Подвигов Геракла (римского Геракла), когда герой должен подчинить зверя в рамках своих испытаний. Богиня охоты Артемида ассоциировалась с семью охотничьими собаками, и, как и в Египте, ей приносили в жертву собак.
Геракл захватывает Цербера. Фото: www.worldhistory.org
Таинственная и зловещая богиня колдовства, магии и тьмы
Геката была тесно связана с собаками. Геката была трёхголовым, многоформным божеством, иногда изображаемым с головами лошади, собаки и льва. Люди никогда не могли услышать её приближение, но собаки могли и будут лаять при её приближении; собака, которая, казалось, смотрела и лаяла ни на что, считалась предупреждением о Гекате или её призрачных партнёров. Аталанта, охотница, которая могла постоять за себя против любого человека, также ассоциировалась с собаками, поскольку они были неотъемлемой частью охоты и символизировали силу, хитрость и выносливость.
Собаки как Охотники и Философы
Собаки как охотники и участвующие в охоте являются одними из наиболее частых изображений и надписей Древней Греции.
Собаки не использовались в греческой войне, но использовались главным образом для общения, в качестве сторожевых собак и на охоте.
Их ценность как компаньонов и членов семьи была подчёркнута в творчестве поэтессы Анит из Тегеи (около III века до нашей эры), которая была наиболее известна своими эпитафиями животным и, прежде всего, собакам. В своё время Анту сравнивали с Гомером за красоту её стихов, и ей щедро платили за работу.
Греческий философ Платон (428-348 до н.э., Самый известный ученик Сократа) ярко утверждал в Республике, книга II, что собака - настоящий философ. Главный герой Платона в Республике (как и в большинстве работ) Сократ утверждает, что собаки наделены естественной мудростью, потому что они могут отличать друга от врага на основе "критерия знания и незнания", и поэтому должны быть любителями истины и обладать знаниями, превосходящими знания людей. В то время как человек может быть обманут относительно своих истинных друзей, Сократ утверждает, что собака никогда не обманывается. Собака не может быть обманута внешностью, но видит сердце людей и правду событий, и это то, что делает собаку настоящим философом.
Амфора с Воином и Собакой. Фото: www.worldhistory.org
Собаки также дали своё название философской школе, основанной другим учеником Сократа,
Антисфеном (445-365 до н.э.), школе киников (от греческого слова "собачий", "Киникос"), потому что их строгий образ жизни был похож на образ жизни собак в том, что они избегали роскоши и довольствовались тем, что у них было. Самым известным учеником Антисфена был
Диоген Синопский (404-423 до н.э.), часто изображаемый в более поздних произведениях искусства как поиск честного человека средь бела дня с огнём. Диоген полностью принял циничный взгляд на жизнь, живя, как собака, на улицах Афин, ничего не имея и выживая за счёт подарков от последователей или тех, кто жалел его.
Породы собак и Ошейники
Собаки были обычным явлением на улицах любого древнегреческого города, но также высоко ценились в загородных поместьях в качестве охранников и охотников. Ксенофонт (430 - с. 354 до н.э.), другой ученик Сократа, генерал, наёмник и писатель, много писал о собаках около 360 до н.э. и среди своих многочисленных советов предлагает владельцам придерживаться более коротких имён, состоящих не более чем из одного или двух слогов:
Им должны быть даны короткие имена, которые будет легко назвать. Следующие могут служить образцами: Сайки , Плак, Бакэлер, Спигэт, Ланс, Лорчер, Вач, Кипер, Бригейд, Фэнсер, Бучер, Блейзер, Прауоc, Крафтсмэн, Фористер, Каунсилер, Спойлер, Хори, Феури, Граулер, Райэт, Блyмер, Роум.
Среди самых популярных пород в Древней Греции был алопекис ("маленькая лиса"), который изображён на керамической вазе, датированной 3000 годом до нашей эры.
Это также, скорее всего, собака, изображённая на знаменитой могильной стеле молодой девушки по имени Мелисто IV века до нашей эры (хотя собака также была идентифицирована как мелитанская, современная мальтийская). На стеле изображена девочка, держащая куклу в одной руке и птицу в другой, которую она, кажется, предлагает с нежной улыбкой маленькой собаке, подпрыгивающей, чтобы поприветствовать её.
Могильная стела молодой девушки, Мелисто. Фото: www.worldhistory.org
Могильная стела Мелисто не уникальна в представлении умершего с любимой собакой, поскольку эта практика была довольно распространена. На другой могильной стеле изображена молодая девушка, играющая со своей собакой, а на другой изображён мальчик, играющий со своей. На стеле Мелисто довольно чётко изображена алопеки, в то время как на других изображены маленькие собаки, порода которых менее определенна.
Алопеки, популярна в Греции и сегодня, - это маленькие белые собаки, которые использовались для борьбы с паразитами и в качестве компаньонов для женщин и детей. Мелитио был ещё одной широко уважаемой породой , которую часто выбирали в качестве предмета украшения керамических сосудов для питья (особенно типа чоус). Самыми популярными охотничьими собаками, по словам Ксенофонта, были лаконские гончие (спартанцы) двух типов: касторийская и вульпинская. Эти собаки, сказал он, должны быть определенного цвета, либо коричневого с белыми отметинами, либо черного с коричневыми отметинами, чтобы считаться достойными времени и усилий в обучении.
Поводки были в ходу во время его написания, так как он упоминает, что выпускал с них этих собак, чтобы преследовать зайца, но какую форму они приняли, неизвестно.
Охотничьи собаки были важны как для высшего, так и для низшего класса, но в равной степени это были фермерские собаки, которые защищали стада и дома от волков. Эта угроза нападения волков привела к разработке уникального греческого дизайна ошейника, который никогда раньше не был замечен: шипастый собачий ошейник. Маленькие алопекисы и лаконийские гончие почти наверняка не носили этот ошейник, но фермерские собаки определенно носили.
Считалось, что фермерские собаки должны быть белого или светлого цвета, чтобы владелец мог легко отличить их от волков ночью. Самой популярной породой для сторожевой / фермерской собаки была молосская из Эпира. Молоссы, предки современных мастифа, сенбернара и других крупных пород, могли достаточно легко отбиваться от волка, но требовали защиты для своего горла.
Однако обычный ошейник был бы неэффективен против челюстей волка, и поэтому был разработан шипастый ошейник.
Греческий ошейник для фермерской собаки делался из металла или кожи. Металлические ошейники представляли собой нечто вроде цепи с шипами, в то время как кожаные имели шипы, продетые через кожаную ленту и закреплённые заклёпками сзади. Неясно, как на самом деле украшались собачьи ошейники в Древней Греции, но, основываясь на картинах, могильных стелах и чашах для питья, создаётся впечатление, что они могли быть небольшими произведениями искусства сами по себе.
Ритон - церемониальный сосуд для питья - в народе изображал головы собак у их основания с конической чашей, поднимающейся из неё. Эти ритоны (или рита) изображают собак (часто гончих) с ярко окрашенным ошейником, украшенным изображениями из жизни владельца или из мифологических произведений. Другие кожаные ошейники, изображённые в искусстве, более тонкие и, скорее всего, используются низшими классами (хотя и не строго, конечно). Металлообработка в Греции к этому времени (около 2500-2500 до н.э.) достигла такой степени, что к ошейнику можно было прикрепить железные кольца, на которые можно было закрепить поводок; с шипастым ошейником, который раньше, возможно, удерживался кожаными полосками, использовались металлические застёжки, чтобы удерживать его вокруг шеи собаки.
Металлический шипастый ошейник служил не только для защиты сторожевых собак на ферме, но и для травли волков. Травля волков была и спортом, и законным средством охоты для уменьшения популяции волков. На собаку надевали металлический ошейник с шипами и выпускали в район, популярный среди волков. Когда волк заглатывал наживку, он вцеплялся собаке в горло, ранил себя ошейником и, застигнутый врасплох, попадался поджидавшим его охотникам. Щенков на фермах дрессировали с помощью кожаных ошейников, обитых тусклым металлом, а затем, достигнув совершеннолетия, переходили на острые металлические ошейники.
Заключение
Современному зрителю может показаться, что с этими собаками плохо обращались, но на самом деле о них хорошо заботились. Греки питали глубокую привязанность к своим собакам, и ветеринарная медицина была хорошо развита ко времени Гиппократа (ок. 460 - ок. 379 до н.э.). Греческий труд по ветеринарной медицине был написан Вегецием (конец IV или начало V века н.э.), и ясно, что люди пользовались услугами ветеринаров.
Краснофигурный Кувшин. Фото: www.worldhistory.org
Столь же ясно, что люди играли со своими собаками и наслаждались обществом их так же, как и
любители собак в наши дни.
Арриан пишет, что нужно как можно чаще поощрять свою собаку похвалой:
[Вы должны] погладить его рукой и похвалить его, поцеловать его в голову, погладить его уши и говорить с ним по имени– "Молодец, Циррас!" – "Молодец, Боннас!" – "Браво, мой Хорм!" – называя каждую собаку по имени; ибо, как люди щедрого духа, они любят, чтобы их хвалили; и собака, если она не совсем устала, с радостью подойдёт, чтобы приласкать вас.
Древнегреческие советы по дрессировке и уходу за собакой знакомы, по большей части, любому владельцу собаки в современную эпоху, и так же, как люди сегодня любят покупать своим собакам подарки и впечатляющие ошейники, так и греки.
Ошейники высшего класса изготавливались из серебра и латуни, возможно, с выгравированным (как и на кожаных ошейниках) именем собаки, именем владельца или и тем и другим. Этим, как и многими другими способами, древние греки выражали свою признательность и восхищение собакой, и, как изображено в греческом искусстве и письменности, собака полностью отвечала на эту привязанность.