Спартанские женщины имели больше прав и пользовались большей автономией, чем женщины в любом другом греческом городе-государстве классического периода (V – IV века. до н.э.). Женщины могли наследовать собственность, владеть землёй, совершать деловые операции и были лучше образованы, чем женщины в
Древней Греции в целом.
В отличие от Афин, где женщины считались гражданами второго сорта, спартанские женщины, как говорили, управляли своими мужчинами.
Греческий философ
Аристотель (384-322 до н.э.), который провёл большую часть своей взрослой жизни в Афинах, критиковал независимость и влияние спартанских женщин в своей политике, утверждая, что автономия женщин в
Спарте была ответственна за её упадок, потому что природа предназначила мужчинам править женщинами, в то время как в Спарте практиковалась обратная политика. Нет никаких доказательств в поддержку утверждения Аристотеля, но значительное количество показывает, как равенство полов в Спарте фактически сделало город-государство сильнее и эффективнее, чем другие.
Законы Спарты были реформированы царём Ликургом (IX век до н.э.) и подчёркивали важность равенства всех граждан. Девочки получали тот же режим физической подготовки, что и мальчики (хотя они не были обучены владению оружием или греческой войне) и получали образование на том же уровне дома (в то время как мальчики посещали государственную школу). Порабощённый класс людей, известный как илоты, заботился о чёрном труде, включая ткачество одежды, позволяя женщине-спартанке сосредоточиться на том, что Ликург считал их самой важной ролью: материнстве. Спартанские женщины, как известно, гордились своими детьми, которые должны были почтить город-государство добродетельным поведением. В то же время женщины несли ответственность за управление фермой или поместьем, управление финансами и ведение хозяйства поскольку мужчины часто уезжали на войну.
Целью секса в браке было создание сильных, здоровых детей, но женщинам разрешалось брать любовников-мужчин для достижения той же цели. Однополые отношения между мужчинами и женщинами были и для личного удовлетворения. Эти отношения считались естественными до тех пор, пока обе стороны были определенного возраста и согласились. Хотя Афины часто упоминаются как “родина демократии”, афинские женщины не имели права голоса в политике или в делах своего мужа, тогда как спартанские женщины свободно участвовали почти во всех аспектах политической и социальной жизни своего города-государства.
Спартанская женщина Бронзовая статуя. Фото: www.worldhistory.org
Положение женщин в Афинах против Спарты
Женщины в Афинах были отодвинуты на второй план, за исключением их участия в определенных религиозных праздниках и ритуалах. Афинская девушка была воспитана так, чтобы научиться ткать от своей матери и заботиться о детях и доме. Одна из наиболее красноречивых подробностей, касающихся статуса женщин в Афинах и Спарте, отмечена учёным Полом Картледж:
Наследниц в Спарте, то есть дочерей без законных братьев по отцовской линии, называли patrouchoi, что буквально означает "обладательницы вотчины", тогда как в Афинах их называли epikleroi, что означает "на (то есть идущих с) kleros (надел, лот, часть)". То есть афинские эпиклерои служили лишь средством передачи отцовского наследства следующему наследнику мужского пола и владельцу, то есть их старшему сыну, внуку отца, тогда как спартанские патруши наследовали по своему праву.
Благодаря связям с мужчинами, не являющимися мужьями, спартанские женщины также могли получить контроль над более чем одним домом и прилегающими землями, и многие из них стали богатыми землевладельцами. В Спарте было значительное число вдов, потерявших мужей и сыновей в войнах, но никогда не беспокоившихся о выживании, потому что они владели землёй и знали, как сделать её прибыльной.
Хотя некоторые афинские женщины упоминаются как купцы, гончары или занимающиеся другими профессиями, они обычно были изолированы от мужчин (возможно, даже дома) и не имели юридической защиты в судах, ограниченной экономической власти и политического голоса. Женщины-спартанки обладали всеми этими правами и с детства воспитывались с пониманием того, что они должны вносить такой же вклад в государство, как и мужчины.
Детство и образование девочек
Реформы Ликурга охватывали все сферы жизни спартанцев от валюты до владения землёй и ведения войны, а также сферы, которые можно было считать частными делами граждан, такими как питание, брак и воспитание детей. Спартанские мужчины и женщины должны были есть вместе в столовых, мужчины отдельно от женщин, а дети обоих полов должны были воспитываться физически здоровыми и образованными.
Молодые спартанки. Упражнения. Дега. Фото: www.worldhistory.org
Мальчиков воспитывали отцы до семи лет, потом их забирали жить сообща с другими людьми и начинали жизнь в агоге - спартанской образовательной программе, обязательной для всех мужчин, в которой особое внимание уделялось военной подготовке. Спартанские девочки оставались под опекой своих матерей, но должны были участвовать в тех же физических упражнениях, что и мальчики, в которых все участники были обнажены, а также посещать фестивали и религиозные ритуалы, где мужчины и женщины вносили свой вклад в это событие.
Спорт, в котором участвовала женщина-спартанка, мог включать борьбу, бег на длинные и короткие дистанции, верховую езду, метание копья или диска, бокс и гонки.
Образование для девочек также включало пение, игру на музыкальном инструменте, танцы и сочинение стихов, все из которых подпадали под общий термин mousike (“музыка”), который, как считалось, обогащал и облагораживал характер. Лирическая поэзия в стиле Сафо Лесбосской (620-570 до н.э.) и поэт Алкман (600 до н.э.) был жанром, преподаваемым девушкам, и стилем, в котором в основном (или, возможно, только) сочиняли греческие женщины. Учёный Джейн Макинтош Снайдер комментирует:
Все [греческие поэтессы] писали главным образом в том же жанре, который уже был признан подходящим для женщин репутацией их предшественника Сафо, а именно в лирической поэзии…Но в то время как поэзия Сафо, по–видимому, предназначалась в основном для сольных выступлений (то есть для одной певицы в сопровождении лиры), некоторые из этих новых писателей отважились – если судить по используемым ими метрам - написать тексты, предназначенные для хорового исполнения группой певцов, часто, возможно, в связи с местным религиозным праздником, связанный с сельскохозяйственным календарём или как часть какой-либо другой городской церемонии.
Эта же парадигма применима к Спарте, где все девушки собирались в хоры и соревновались за призы. Иногда эти соревнования были частью религиозных праздников, но также, по-видимому, были включены в мероприятия в честь человека, такие как пение дифирамбов данному политику или, наоборот, высмеивание кого-то, как в издевательствах над мужчинами определенного возраста, которые ещё не женились, поощряя приверженность социальным традициям. Хоры также исполнялись при посвящении храмов или посадке урожая.
Эти хоры породили жанр греческой поэзии, известный как парфенейон (“девичья песня”), задуманный лирическим поэтом Алкманом, который либо был спартанцем, либо прожил большую часть своей жизни в Спарте. “Дева”, на которую ссылались, была богиней Ортеей, другим именем Артемиды, но также относилась к самим певцам и объектам их привязанности, другим девушкам. Сохранившиеся фрагменты девичьих песен ясно показывают, что некоторые из них были составлены женщинами в похвалу другим женщинам, предполагающим романтические и эротические отношения.
Сексуальность, брак и материнство
Однополые отношения в Спарте были столь же распространены, как и в других местах Древней Греции, поскольку не существовало такого понятия, как гомосексуализм и гетеросексуализм, поскольку это были современные конструкции. В своей Жизни Ликурга, которая включает в себя обсуждение спартанских сексуальных нравов, Плутарх пишет:
Любовники мальчиков также разделяли с ними их честь или позор, и говорят, что один из них был однажды оштрафован судьями за то, что его любимый мальчик издал нехороший крик, когда дрался. Кроме того, этот вид любви был настолько одобрен ими [спартанцами], что даже девы находили любовников в хороших и благородных женщинах, но в этом не было ревнивого соперничества, но те, кто обращал своё внимание на одного и того же человека, делали это скорее основой дружбы друг с другом и упорствовали общими усилиями сделать любимого человека как можно более благородным.
Однополые отношения, будь то между мужчинами или женщинами, считались естественными как до, так и после вступления в брак. В отличие от девушек в других городах-государствах, которые могли выйти замуж в 13-14 лет, спартанская женщина обычно продолжала своё образование до 18-20 лет и только тогда рассматривала предложения женихов при посредничестве своего отца или старшего брата. Учёный Колин Спенсер отмечает: "Любовь между двумя взрослыми мужчинами случалась часто, но только "женоподобный" мужчина подвергался социальному унижению", о чём свидетельствуют уничижительные термины, используемые для мужчины, который "играл роль женщины" в сексе, но не для самих отношений. Такие термины, по-видимому, не применялись к женским однополым отношениям, которые, как отмечалось, могли продолжаться после того, как женщина вышла замуж.
Греческая ваза, изображающая свадебные приготовления. Фото: www.worldhistory.org
Брачный ритуал в Спарте начинался с символического похищения, в котором после того, как семьи согласились на союз, мужчина насильно забирал спартанку в их новый дом и оставлял с женщинами-служанками, которые готовили её к брачной ночи. Ей обривали голову, давали одежду мальчика и оставили в затемнённой комнате. В какой-то момент ночью её новый муж удивит её, пара займётся сексом, а затем мужчина уйдёт, чтобы вернуться в казарму, где он жил.
Картледж отмечает, что "говорили, что спартанский муж может стать отцом нескольких детей, прежде чем увидит свою жену при дневном свете". Тогда жена должна была держать свои волосы коротко подстриженными на протяжении всего брака. Некоторые учёные предположили, что этот ритуал был проведён, чтобы мужчине, который знал только компанию других мужчин до этого момента, было более комфортно в сексуальных отношениях с женщиной. Считается, что коротко остриженные волосы жены, в том же стиле, что и у спартанского мужчины, также относятся к этой же ситуации, заставляют женщину казаться мальчиком или мужчиной.
После замужества спартанские женщины должны были рожать детей. Картледж пишет:
Женственность и материнство были социальной и анатомической судьбой каждой греческой женщины – и нигде это не подчёркивалось больше, чем в Спарте. Божественным получателем поклонения в связи с беременностью и родами была Эйлития, тесно связанная в Спарте, как и везде, с Артемидой.
Артемида также была связана с однополыми женскими отношениями, поскольку её часто изображали в окружении молодых женщин в качестве спутниц. Девичьи песни в честь Артемиды, в частности, отмечали переход девы в невесту, жену и мать.
Материнство высоко ценилось, и спартанские женщины, как говорят, особенно гордились тем, как их независимый статус позволял им растить таких же сильных и независимых детей.
Плутарх рассказывает историю (возможно, апокрифическую) Горго из Спарты, жены царя Леонида, которая, "будучи спрошена женщиной из Аттики: "Почему вы, спартанские женщины, единственные женщины, которые господствуют над вашими мужчинами", ответила: "Потому что мы единственные женщины, которые рожают детей?"[настоящих] мужчин" Под этим она подразумевала, что настоящие мужчины не боятся сильных женщин, подразумевая очевидное отсутствие таковых у мужчин других городов-государств. Хотя сыновья этой женщины были воспитаны отдельно от неё, они все ещё должны были почитать её и, сражаясь за государство, также сражались за своих матерей и дом.
Есть много анекдотов, рассказанных Плутархом о гордости женщин военными победами своих сыновей и их стыде за трусливое поведение. Одним из примеров этого является Даматрия, женщина, удостоенная эпиграммы за убийство своего сына, который проявил себя трусом в бою. Однако наиболее известной является история о том, как мать вручила своему сыну его щит, когда он уходил на войну, сказав ему вернуться либо со щитом, либо на нём, ссылаясь на практику возвращения мёртвого солдата на его щите.
Обязанности, права и одежда женщин
Права женщин были напрямую связаны с их обязанностями. Поскольку мужчины так часто отсутствовали на войне, женщина-спартанка должна была управлять домом, фермой или поместьем самостоятельно. Их главной обязанностью было родить сыновей, которые принесут честь семье и государству благодаря храбрости в бою, и женщины должны были поддерживать своё здоровье и физическую форму в первую очередь для этой цели. Ежедневные дела, которые считались "женской работой" – особенно ткачество, уборка дома и воспитание детей – выполнялись женщинами-илотами. Илоты были классом людей, покорённых спартанцами, которые не были рабами, но и не считались равными. Некоторые учёные утверждали, что спартанские матери даже не кормили грудью своих детей, поскольку для этого у них были кормилицы илоты.
Спартанские женщины сосредоточились на финансах, сельском хозяйстве и эффективной работе дома. Женщина-глава дома оставляла за собой последнее слово при принятии любых решений и обеспечивала бесперебойную работу фермы и дома. Они также должны были участвовать в религиозных ритуалах в честь богов государства, чтобы эти боги отвечали взаимностью дарами военных побед и обильных урожаев. Существовал также ряд культов, которым женщины посвящали себя в отношении плодородия (например, Культ Артемиды-Eileithyia-Orthia) или женской силы, как в случае культа Киниски, первой женщины, выигравшей Олимпийские игры, тренируя своих собственных лошадей.
Спартанская женская одежда отражала ценность аскетизма, характерную для этой культуры. Обычно они носили пеплос, длинное платье, подпоясанное на талии и подтянутое до колен или выше. Незамужние женщины носили длинные волосы, а замужние, как уже отмечалось, коротко остриженные и иногда прикрытые вуалью, падающей на лицо.
Хотя Ликург объявил серебро и золото вне закона, потому что они вели к алчности и преступлениям (заменяя золото и серебро железом), этот закон позже была внесена поправка на производство ювелирных изделий, и женщины носили золотые и серебряные браслеты и ожерелья. Они также пользовались косметикой, которую Ликург также запретил как поощрение тщеславия, и пользовались духами. Однако к показухе относились неодобрительно, поскольку равенство было центральной культурной ценностью, и поэтому спартанские женщины более или менее походили друг на друга с точки зрения богатства в своём социальном классе.
Заключение
Вопреки утверждению Аристотеля, спартанские женщины не имели никакого отношения к упадку города-государства. Спарта была на пике своего могущества, даже после десятилетий войн, когда бросила вызов силе Фив. В битве при Левктре в 371 году до нашей эры Спарта была разбита фиванской армией под командованием Эпаминонда (420-362 годы до нашей эры), силой, включавшей Священный отряд Фив – отряд из 150 однополых мужских пар - под командованием блестящего вождя Пелопида. Эпаминонд и Пелопидас нанесли тяжёлые потери спартанцам, которые потеряли 400 из своих 700 гоплитов.
Спартанские воины. Фото: www.worldhistory.org
До Левктра, Спарта казалась непобедимой, и поэтому греческие писатели, до и после Аристотеля, должны были найти какую-то причину своего поражения, кроме очевидного – что Эпаминонд и Пелопидас перехитрили и Клеомброта - потому что это было как-то просто неприемлемо.
Причина, по которой эти более поздние авторы придумали, заключалась в автономии спартанских женщин, которая ослабила государство до такой степени, что оно должно было упасть.
Картледж комментирует:
То, чего подсознательно, а иногда и сознательно боялись Аристотель и другие традиционно мыслящие не спартанские мужчины, было женской силой. Одним из проявлений этого греческого мужского страха было изобретение мифической расы амазонок, но, по крайней мере, амазонки имели приличие жить отдельно от мужчин, в то время как спартанские женщины, очевидно, осуществляли свою власть в самом сердце общины. Охваченные таким страхом, мужские источники часто искажали факты о спартанских женщинах, к которым у них был доступ, обычно в лучшем случае из вторых рук.
В действительности, Спарта была в лучшем состоянии, когда мужчины и женщины считались равными. Женщина-спартанка считалась равной мужчине в своей сфере власти и даже по отзывам недоброжелателей могла быть выше мужчины. На самом деле можно утверждать, что сила спартанских женщин позволила создать такую же грозную репутацию у спартанских мужчин.