Тор (древнескандинавский: ?Orr) - скандинавский бог грома, неба и сельского хозяйства. Он - сын Одина, вождя богов, и супруги Одина Йорд (Земля), и муж
богини плодородия Сиф, которая является матерью его сына Моди и дочери Тхруд; его другой сын, Магни, может быть от союза с великаншей Ярнсаксой.
Тор был защитником Асгарда, царства богов, и Мидгарда, человеческого царства.
Большинство историй с участием Тора, на самом деле, ставят его в конфликт с великаном или с заклятым врагом Мидгардским змеем (Jormungandr, “огромный монстр”).
Как и многим другим богам, ему предстоит умереть в
Рагнарёке. Он убивает Ёрмунгандра, но тело его уже покрыто ядом змея, и сам тор тоже умирает. Его сыновья Магни и Моди выживают в Рагнареке вместе с небольшим количеством других богов и наследуют его молот, который они используют для восстановления порядка.
Он развился из более раннего германского бога Донара и стал самым популярным божеством скандинавского пантеона. Тор продолжает оставаться популярным богом и в наши дни, а современные английские и немецкие слова для пятого дня недели – Thursday и Donnerstag – оба ссылаются на Тора / Донара (“День Тора” / “День Донара”). Считалось, что он правил небом со своей земли ?ru?vangr (“Силовое поле” или “Равнины силы”), где он построил большой зал Бильскирнир, дворец из 540 комнат.
Популярность Тора достигла своего пика в эпоху викингов (около 790-1100гг.), когда он считался величайшим соперником Христа, когда примерно с X века христианство было введено в Скандинавию. Больше амулетов и талисманов молота Тора относятся к периоду, когда христианство и скандинавская религия были в раздоре, чем к любой другой. Христианство, наконец, возобладало, и культ Тора был постепенно заменён новой религией к XII веку.
Функции
Тор в основном выполнял функции бога -защитника, хотя рассказы о нём также объясняли природные явления, тем самым связывая его с этиологическими мифам. Говорили, что он вырвался из своего большого зала в колеснице, запряжённой двумя козлами – самцами – Тангньостром и Тангрисниром, - которые могли быть убиты и съедены богом, а затем возвращены к жизни на следующий день, пока их кости оставались целыми. Грохот грома был грохотом колёс колесницы Тора по небесному своду, в другой истории ему приписывают создание приливов и отливов.
По большей части, однако, он был призван для защиты и решения проблем. Учёный Пребен Меуленграхт Серенсен комментирует, что Тор “был хозяином грома и молнии, бури и дождя, хорошей погоды и урожая, и язычники приносили ему жертвы, когда им угрожали голод или болезнь”. У него было три магических предмета, которые помогали ему защищать Асгард и Мидгард: его молот Мьёлльнир, его пояс силы Мегингьёрд (который удваивал силу, если его надеть) и его большие железные перчатки, которые ему нужны были, чтобы владеть своим молотом.
Тор сражается с великанами. Фото: www.worldhistory.org
Тора призывали при заключении деловых контрактов и освятить браки, для сельскохозяйственного изобилия, для защиты во время путешествий (особенно на море) и для победы в битве, но он, кажется, был призван всякий раз, когда возникала необходимость. Примечания Серенсена:
Отношения с языческими богами были своего рода дружбой, договором, по которому человек приносил жертвы богам и имел право на их поддержку взамен…Исландский Ланднамабок (Книга поселений) рассказывает, что Хельги инн Магри, который поселился в Исландии около 900 года, верил в Христа, но призывал Тора, когда терпел бедствие в море. Он также попросил Тора показать ему, где построить свою новую ферму, но назвал её в честь Христа.
Введение христианства в Скандинавию, поначалу, не сделало ничего, чтобы уменьшить значение Тора в жизни людей. Бог продолжал вызываться на протяжении большей части эпохи викингов, о чем свидетельствуют не только амулеты и талисманы, но и гравюры, изображения, скульптуры и истории, которые продолжали рассказываться о нём.
Атрибуты и характер
Во всех этих историях атрибутами Тора являются его ранее упомянутые три магических предмета – молот Мьёлльнир, пояс Мегингьёрд и железные перчатки, которыми удобно держать Мьёлльнир, а также эта колесница, запряжённая козлами. Эти предметы украшают огромную силу Тора, которая является его главной особенностью, а также Тор имеет вспыльчивый характер и проявляет нетерпение к чужим правилам.
Он никогда не изображается как тонкое или осторожное божество и предпочитает прямое действие обсуждению или планированию в решении любой проблемы.
Тор полностью лишён хитрости или способности обманывать и поэтому не может распознать эти качества в других; в результате он часто обманывается магическими заклинаниями или изменяющими форму сущностями, которые заставляют вещи казаться не тем, что оно есть.
Вопреки популярному образу Тора в наши дни из комиксов и фильмов Marvel, он не был братом Локи и никогда не изображался как чисто выбритый или светловолосый, за исключением главы 3 Прозаической Эдды (составленной около 1220 года), мифографии более ранних скандинавских мифов, переработанных исландцем Снорри Стурлусоном в один структурированный рассказ, написанный из христианского контекста.
В других местах, и почти на каждом изображении, Тор всегда показан с длинными рыжими волосами и большой бородой, часто отправляется в битву с великанами или гномами, не останавливаясь, чтобы рассмотреть альтернативы насилию. Он тесно связан с водой во многих мифах и изображается заплывающем дальше, чем другие, а также пересекающим опасные реки – оба аспекта его роли бога-защитника, который удаляет границы или идёт перед верующим в качестве проводника.
Скандинавы эпохи викингов особенно почитали Тора не только как проводника по морям и защитника от штормов, но и как чемпиона в битвах. Учёный Х. Р. Эллис Дэвидсон пишет:
Из всех богов именно Тор кажется характерным героем бурного мира викингов. Бородатый, откровенный, неукротимый, полный энергии и удовольствия, он полагается на свою сильную правую руку и простое оружие. Он шагает через северное царство богов, подходящий символ для человека действия.
Однако Тор был не просто предпочтительным богом воина-викинга, поскольку его сила и прямой ответ на любую проблему были одинаково привлекательны во всем спектре социальных классов эпохи викингов. Домохозяйка могла обратиться к Тору за помощью в решении домашних проблем так же, как фермер, ткач или пивовар со своими собственными трудностями, и, как свидетельствует его популярность, Тор помог бы им. Поэтому Тор стал скандинавским богом обывателя; здравый смысл, без глупостей, божество, с которым каждый мог общаться, и каждый мог получать ответ.
Амулет Молот Тора. Фото: www.worldhistory.org
Мифы о Торе
Истории, в которых фигурирует бог, помимо того, что отмечают его силу и нетерпение к задержкам, все подчёркивают его надёжность. Даже когда Тор обманут, его прошлые победы и уверенность в будущих победах оправдывают его; он может не выиграть битву, но в конечном итоге выиграет войну. Эта концепция чётко объясняется в главе 44 прозаической Эдды, когда рассказчик Хай отвечает на вопрос о победах Тора:
Хотя некоторые вещи помешали Тору одержать победу, нет необходимости рассказывать о них, не в последнюю очередь потому, что каждый должен помнить, что есть так много примеров, когда Тор является самым могущественным.
Хотя Хай утверждает, что истории, в которых Тор не побеждает, не стоят того, чтобы их рассказывали, некоторые из них являются одними из самых известных.
Одна из них связана с Замком великана Утгарда-Локи и тремя трюками, сыгранными с Тором. Тор часто путешествовал со своим слугой - человеком Тьялфи или с Локи, но в этом путешествии его сопровождали оба. Они встречают великана по имени Скримир в лесу, который предлагает нести мешок с едой, но связывает его так плотно, что Тор не может открыть его. Три раза Тор атакует Скримира своим молотом, пока великан спит, но безрезультатно; каждый раз, когда Скримир просыпается и спрашивает, не упал ли ему на голову лист или жёлудь.
После того, как Скримир покидает их, трое прибывают в крепость гиганта Утгарда-Локи, который насмехается над ними за то, что они такие маленькие, и говорит им, что, если они хотят остаться, они должны соревноваться в конкурсах, которые показывают их ценность. Локи предлагает посоревноваться в том, чтобы съесть самого быстрого, и сталкивается с Логи из Утгарды - двора Локи. Локи ест всё мясо в корыте, но Логи ест мясо, кости и само корыто; поэтому Логи объявляется победителем. Далее Тьяльфи предлагает провести забег и трижды проигрывает своему противнику Хуги.
Когда настаёт очередь Тора, он выбирает соревнование по выпивке, и Утгарда-Локи предлагает ему большой рог. Тор пьёт три раза, но не может опорожнить рог. Утгарда-Локи насмехается над ним и предлагает ему поднять большую серую кошку с пола; Тор поднимает её только так, что лишь одна лапка отрывается от пола. В очередной раз Утгарда-Локи издевается над Тором и говорит, что, возможно, он сможет победить в борьбе старуху Элли. Тор и Элли борются через зал, пока Тор, наконец, не вынужден опуститься на одно колено. В этот момент Утгарда-Локи прекращает состязания и позволяет троим провести ночь.
На следующее утро Утгарда-Локи выезжает из замка вместе с Тором и его спутниками и раскрывает правду о последних нескольких днях. Сначала он говорит им, что он был Скримиром в лесу и что он обманывал Тора каждый раз, когда Тор наносил ему удары; на самом деле Тор наносил удары по горам, вершины которых теперь стали ровными. Как только они оказались в замке, обман продолжился, поскольку противником Локи в соревновании по поеданию был на самом деле дикий огонь, который сжигал мясо, кости и деревянное корыто, в то время как противником Тьяльфи в гонке был тот, кто быстрее любого живого существа.
Тор, замаскированный под Фрейю. Фото: www.worldhistory.org
В случае состязания Тора, объясняет Утгарда-Локи, дно рога для питья было в море, так что, сколько бы Тор ни выпил, он никогда не смог бы его опорожнить. Однако ему удалось выпить так много, что уровень моря упал, и Тор теперь появились приливы и отливы. Серый кот на самом деле был змеем Мидгарда, который окружает мир, и тот факт, что Тору удалось поднять его так высоко, сам по себе невероятен. Наконец, старуха, с которой он боролся, была самой старостью, которую никто не может победить, и Утгарда-Локи говорит, как все были впечатлены и в восторге, когда Тор опустился всего лишь на одно колено.
Тор отвечает на эту речь, вытаскивая свой молот, чтобы разбить череп Утгарда-Локи, но гигант исчез, как и его крепость. Тор и его спутники покидают землю гиганта, но Тор клянётся отомстить Змею Мидгарда за то, что он смог противостоять ему. Вскоре после этого он отправляется на рыбалку с гигантом Гимиром и ловит змею, но Гимир, боясь утонуть, так как борьба Тора со зверем угрожает их лодке, перерезает леску. Мидгардский змей убегает, и Тор, сбросив Гимира за борт, возвращается к берегу.
Ни одна из этих историй не показывает Тора в лучшем виде, потому что он обманут в первой и предан во второй. Однако он остаётся героической фигурой, потому что его неудачи не являются следствиями его собственных действий.
Никто не мог бы лучше противостоять магии Утгарда-Локи, и никто не может предсказать, что может сделать компаньон в момент кризиса.
В другой популярной сказке молот Тора украден великанами, и он должен замаскироваться под
богиню Фрейю и притворится невестой великана, чтобы вернуть его. Скандинавская аудитория развлекалась подобными историями, и в то же время, люди видели, что даже боги не совершенны и у них бывают трудности и проблемы.
Рунный камень викингов (Санда, Швеция). Фото: www.worldhistory.org
Культ Тора
Очень мало известно о специфике поклонения Тору из-за природы скандинавской религии, которая не имела письменного писания или формальной литургии, но, как уже отмечалось, о его популярности свидетельствует количество амулетов, гравюр и других намёков на него. Серенсен комментирует культ Тора и скандинавские религиозные практики в целом, написав:
Самым важным отличием языческого культа от христианского было то, что языческие культы не имели регулярной организации христианской церкви. Религия не была отдельным институтом со специальными храмами и жрецами. Он был частью обычной жизни и поддерживался отдельными членами общества, то есть йоменами и домохозяйками, а ритуалы совершались в домах фермеров и вождей.
Однако, похоже, есть исключения из этого общего правила, поскольку храмы Тора упоминаются более поздними авторами. Самым известным из них был храм в Упсале в Швеции, посвящённый поклонению Фрейру, Одину и Тору. Согласно рассказу Адама Бременского (ок.1050-1085гг), каждые девять лет в этом храме совершались жертвоприношения, во время которых мужчин убивали и вешали на деревьях в священной роще. Хотя рассказ Адама был оспорен и считался лишь ненадёжным слухом, кажется вероятным, что какое-то ритуальное жертвоприношение имело место в Упсале, а также в других местах. Комментарии Дэвидсона:
Говорят, что фигура бога с его молотом стояла во многих храмах в конце языческого периода. Мы встречаем больше изображений Тора, чем изображений других богов, и когда он делил храм с другими божествами, обычно говорят, что он занимал почётное место. Упоминаются богатые одежды, а также жертвы мяса и хлеба, как говорят, были сделаны ему в его храмах в Норвегии. Его поклонники будут искать руководства от образа Тора, когда придёт время принять какое-то трудное решение.
Все эти храмы были разрушены после того, как христианство восторжествовало над языческими норвежскими верованиями. Дэвидсон рассказывает историю печально известного норвежского короля Олафа Трюггвасона (995-1000гг.), который насильственно обратил своё королевство в христианство с помощью насилия и пыток, разрушив храм после того, как ему показали, как работает статуя Тора (она двигалась). Дэвидсон цитирует описание статуи из исландской рукописи Flateyjarbok (1394г.), компиляции более ранних работ о скандинавских лидерах, которая подчёркивает величие статуи Тора:
Тор сидел посередине. Он был самым почитаемым. Он был огромен и весь украшен золотом и серебром. Тор был устроен так, чтобы сидеть в колеснице; он был очень великолепен. Перед ним были козы, две из них, запряжённые. И машина, и козы бегали на колёсах. Верёвка вокруг рогов козлов была из кручёного серебра, и все это было сделано с чрезвычайно тонким мастерством.
Эта статуя, кажется, двигалась, когда кто-то дёргал за верёвку вокруг рогов, и когда это происходило, издавал звук, похожий на гром. Дэвидсон продолжает:
Скегги, человек, который привёл Олафа Трюггвасона в храм, чтобы увидеть Тора, убедил его натянуть верёвку вокруг рогов коз, и когда он это сделал, козы легко двинулись вперёд. После этого Скегги заявил, что король оказал услугу богу, и Олаф, что неудивительно, рассердился и призвал своих людей уничтожить идолов, а сам сбил Тора с колесницы. Подразумевается, что тяга хорошо смазанной колесницы была частью ритуала в честь Тора.
Амулеты, изображающие молот Тора, соперничали с амулетами христианских крестов, поскольку скандинавская религия изо всех сил пыталась защититься от посягательств новой веры, которая казалась противоположной каждой ценности, воплощённой Тором. Те самые характеристики, которые сделали Тора таким популярным богом, были очернены новой религией, которая, по крайней мере теоретически, способствовала мирному разрешению конфликтов и обсуждению перед действием.
Хотя христианские короли, такие как Олаф Трюггвасон, обращали больше людей горящими углями и сталью, чем теологическими аргументами, идеалы христианства не оставляли места для такого бога, как Тор, и его поклонники либо умирали, сопротивляясь христианскому обращению, либо принимали новую веру и забывали о нём. К XII культ Тора остался лишь в памяти и церкви теперь стояли на тех местах, где прежде поклонялись Тору.