Ёрмунгандр – крушитель старого миропорядка - Jaaj.Club
Для судейства Битв Авторов необходимо авторизоваться и достичь 15-го писательского уровня.

ЧЕМП 2024

Флаг LISKI[34]
2695
Флаг Auster[38]
1671
Флаг Jaaj.Club[42]
1401
Флаг Palevka-89[38]
620
Флаг Aist[39]
544
Флаг ka4ka[28]
448
Флаг tarakan[28]
426
Флаг Don Quijote[10]
217
Флаг gibulkaknop17[16]
205
Флаг BasK[10]
183

События

28.10.2024 12:17
***

Новая книга в издательстве "Коллекция Jaaj.Club" – "Дети Моря" от Елены Виховской уже в продаже!

Дети Моря - Елена Виховская

Не упустите возможность стать одним из первых читателей книги "Дети Моря" и окунуться в пучину захватывающих морских приключений.

***
25.06.2024 07:23
* * *

1 августа 2024 года
Jaaj.Club уходит в отпуск.

Отпуск Jaaj.Club

Что это значит, читайте в опубликованном анонсе.

* * *

Комментарии

Интересная статья, как раз изучал эту территорию, чтобы пересечь Амазонию.

Спасибо!
20.11.2024 Jaaj.Club
Светлана Поделинская:
Одна из самых необычных и захватывающих книг, которые я читала.

Рина - нетипичная героиня: взрослая женщина, учёный-гидролог. Ее манят глубины и подводный мир, однако и тут её отличает научный подход: любую интересную живность Рина готова безжалостно заспиртовать и сохранить для коллекции. Она получает заказ от нефтяной компании исследовать обитаемый подводный каньон. Вместе с другом и коллегой Хонером они погружаются в "бездну" и в пещерах попадают в ловушку, расставленную… осьминогами. Так учёные познакомятся с новым для себя видом - октопус сапиенс.



Мы увидим потрясающий мир, осьминожью метрополию, хрупкому микроклимату которой, тем не менее, угрожает человеческая цивилизация. Сами осьминоги по интеллекту ничем не уступают людям, а в чём-то и превосходят: они придумали переговорное устройство для понимания речи чужаков, органический генератор кислорода под водой, средства передвижения. Да и сами образы гигантских осьминогов, меняющих свой цвет в зависимости от эмоций, получились яркими, даже эпизодические запомнились. Их физиология, привычки, тактильные ощущения описаны автором с огромной симпатией и хорошим знанием биологии.

Действие романа будет происходить как под водой, так и на водой. Благородный и доверчивый осьминог Фьют, доставивший людей наверх, на корабль, в силу непреодолимых обстоятельств сам оказывается в ловушке и не может вернуться домой на дно, чтобы предупредить своих об опасности. И его новые друзья-учёные стремятся ему в этом помочь. Им предстоит отыскать заброшенный подводный город и выяснить тайну происхождения расы разумных осьминогов.

Книга фантастическая, но с вкраплениями других жанров. Здесь есть и приключения, и погони, и пираты. Но идеи книги гораздо глубже, чем видятся на поверхности бескрайней водной глади. Затронута проблема загрязнения океана и планеты, перед нами ставится ряд вопросов.

Можно ли предать друга ради сохранения своего биологического вида? Каково это - обречь на гибель другую цивилизацию во имя господства своей? Да, разумно, но правильно ли? И правы ли осьминоги, считая людей "уналашами", демонами? Было интересно наблюдать, как в Рине борются любопытство исследователя и симпатия к Фьюту. А сам осьминог Фьют, воспитатель младших поколений, "Луч Познания", оказывается человечнее многих людей. Он наивный, в чём-то забавный и очень самоотверженный - впрочем, это в голубой крови у всех осьминогов. Возможно, вам будет жалко какое-то время кушать сашими. Я вот вспомнила, как ела в Галисии тушёного осьминога, и вздрогнула😆

Книгу я прочитала за полтора дня и на одном дыхании! Прониклась абсолютно всеми героями, мне были понятны их душевные метания и муки выбора. А развязка во всех смыслах получилась фантастическая! 💥Рекомендую всем любителям морских приключений и красоты подводного мира🐙🐚🐠
20.11.2024 Octavia
Спасибо!
15.11.2024 Elizaveta3112
готово, принимайте
13.11.2024 Jaaj.Club
Следствие ведет Сигизмунда, возможно.
13.11.2024 Elizaveta3112

Опрос

Достаточное ли количество турниров проводится в Jaaj.Club в течение года?


ПОБЕДИТЕЛЬ Битва БИТВЫ
26.04.2022 Рубрика: История

Ёрмунгандр – крушитель старого миропорядка

Автор: Aist
Ёрмунгандр - Мидгардский Змей (также Мировой Змей) в скандинавской мифологии, окружающий царство Мидгард. Он сын бога Локи и великанши Ангрбоды, брат великого волка Фенрира и Хель, Королевы Мёртвых. В Рагнарёке, в Сумерках Богов, он убивает бога Тора и сам погибает.
1123 0 0 5 2289
Ёрмунгандр – крушитель старого миропорядка
фото: www.worldhistory.org
Ёрмунгандр - Мидгардский Змей (также Мировой Змей) в скандинавской мифологии, окружающий царство Мидгард. Он сын бога Локи и великанши Ангрбоды, брат великого волка Фенрира и Хель, Королевы Мёртвых. В Рагнарёке, в Сумерках Богов, он убивает бога Тора и сам погибает.

Фенрир, Ёрмунгандр и Хель жили со своей матерью в Йотунхейме, царстве великанов, когда боги Асгарда получили пророчество, что они вызовут проблемы в будущем, и поэтому Один приказал удалить их, когда они были ещё совсем молоды. Он бросил Ёрмунгандра в море, отправил Хель в тёмное царство мёртвых под ледяным Нифльхеймом, и в конце концов привязал Фенрира к скале на острове. Ёрмунгандр вырос до таких огромных размеров, что окружил мир – который представлялся как плоский диск - и держал свой хвост во рту.

В конце дней, известных как Рагнарёк, Фенрир вырвется на свободу, Хель снабдит его армией мёртвых, а Ёрмунгандр выпустит свой хвост и поднимется из морей, чтобы присоединиться к силам хаоса в битве против богов и их героев.

Боги почти все будут убиты, но победят своих противников и сохранят порядок, который продолжится в возрождении нового мира, поднимающегося из пепла старого.

Поэтому Ёрмунгандр понимается современными учёными как персонаж перерождения в соответствии с символикой змей во многих, если не во всех системах верований древнего мира. В таких разнообразных культурах, как Египет, Месопотамия и многие другие, змея часто изображается либо как противник установленного порядка, либо как его неотъемлемый аспект, но в любом случае как преобразующая сущность.

Источники и происхождение


Его имя произносится your – mun-gander (также данное как Ёрмунганд и означающее "огромное чудовище" или "великий зверь"), и он является одним из старейших существ в скандинавской мифологии. Ёрмунгандр фигурирует в сказках из скальдической поэзии до IX века н. э., когда скальд (поэт) Браги Боддасон написал свою Ragnarsdrapa ("Поэму Рагнара"), самую старую из дошедших до нас скальдических поэм, которая ссылается на него. Змея также фигурирует в 980-985 стихотворении Husdrapa ("Хусдрапа") в разделе о рыбалке Тора с гигантом Гимиром, во время которой он пытается поймать и убить Ёрмунгандра. Изображение этой истории вырезано на руническом камне XI века, который в настоящее время находится в Национальном музее Дании.

Алтуна Рунный Камень
Алтуна Рунный Камень. Фото: www.worldhistory.org

Ёрмунгандр появляется на нескольких дохристианских и раннехристианских рунических камнях и гравюрах. Ранние скандинавские сказания передавались устно и передавались из поколения в поколение вплоть до появления христианства в Скандинавии и Исландии, когда грамотные монахи начали сохранять их в письменном виде. До христианизации региона единственным письменным сообщением были руны, которые, по словам учёного Джона Линдоу, "утилитарны, и, несмотря на популярные концепции, они мало что могут сказать о мифологии или магии". Руны использовались на мемориальных камнях и "рунических палочках" для передачи кратких сообщений или передачи центрального смысла сказки (как в случае с рыбалкой), но не использовались для длинных текстов. Комментарии Линдоу:

Скандинавская мифология была, практически без исключения, записана христианами...Вся письменность, будь то на международном языке церкви или на просторечии, была результатом обращения в христианство, которое принесло с собой технологию рукописного текста.

Неясно, почему христианские монахи сохранили языческие сказания, за исключением случаев, когда они ссылаются на них только для того, чтобы атаковать и отвергать более раннюю систему верований, но к XIII веку традиция сохранения старых мифов была установлена, и её величайшим вкладчиком был исландский историк и мифограф Снорри Стурлусон (л. 1179-1241), который сохранил устные традиции в письменной форме.

Прозаическая Эдда Стурлусона опиралась на такие произведения, как "Рагнарсдрапа" и "Хусдрапа", чтобы создать полное повествование из различных историй (и различных версий) мира скандинавских богов и древних героев, которых они вдохновляли. Среди многих антагонистов, угрожавших установленному порядку, часто фигурирует Ёрмунгандр, почти всегда находящийся в конфликте с богом грома и сыном Одина Тором.

Твердыня Утгарда-Локи


У Ёрмунгандра были веские основания придираться к Одину. Когда он был совсем маленьким змеем, Один бросил его в море, надеясь, что он утонет. Брат Ёрмунгандра Фенрир, однако, будет заклятым врагом Одина и – по причинам, никогда не прояснённым – Тор будет врагом Ёрмунгандра. История об Одине, похищающем детей Локи и связывающем их тем или иным способом, взята из главы 34 "Гильфагининга" прозаической Эдды XIII века Стурлусона. Как только Один бросил Ёрмунгандра в море, змей начинает расти (так же, как Фенрир на суше), пока не достигает такой огромной длины, что он окружает Мидгард, царство смертных. Именно в этот момент он начинает сталкиваться с Тором – сначала в замке великана, а затем на рыбалке.

В истории Утгарда-Локи ("Локи из Дальних стран") из прозаической эдды Тор путешествует со своим слугой-человеком Тьяльфи и богом-обманщиком Локи, когда он встречает великана по имени Скримир, который предлагает нести для них мешок с едой, но завязывает его так крепко, что даже могучий Тор не может открыть его. Тор трижды нападает на Скримира со своим огромным молотом, колотя его по голове, пока великан спит, но каждый раз Скримир просыпается и спрашивает, не упал ли ему на голову лист или жёлудь, а затем оставляет путников и те продолжают путешествие.

Они прибывают в крепость великана Утгарда - Локи и просят гостеприимства, но он насмехается над ними за то, что они такие ничтожные, и говорит им, что если они хотят переночевать, то должны показать себя на соревнованиях. Локи добровольно идёт первым в соревновании, кто быстрее съест, и сталкивается с Логи. Локи съедает все мясо, лежащее перед ним в корыте, но Логи пожирает мясо, кости и даже корыто, и поэтому оказывается победителем. Следующим идёт Тьяльфи, вступающий в гонку с другим придворным, Хуги, и проигрываете все три раза.

Когда приходит очередь Тора, он выбирает соревнование по выпивке, от начинает выигрывать, но не может выпить третий рог и признаёт поражение. Утгарда-Локи насмехается над ним и говорит, что, возможно, ему повезёт больше, подняв серого кота с пола. Тор может только поднять кошку достаточно высоко, так что одна лапа машет в воздухе и снова признает поражение. Утгарда-Локи снова насмехается над ним и предлагает сразиться со старухой Элли. Эти двое борются, пока Тор не падает на колено, Элли побеждает. Утгарда-Локи всё же позволяет им переночевать.

На следующее утро, выехав из замка вместе с Тором и его спутниками, Утгарда-Локи рассказывает об их приключениях. Сначала он показывает, что он был гигантом Скримиром, и он произнёс заклинание, чтобы обмануть Тора; каждый раз, когда Тор поражал его в лесу, он на самом деле поражал горы, которые теперь все выровнены. В замке тоже действовало заклинание, поскольку Логи на самом деле был не придворным, а лесным пожаром, который сжигал все в корыте и сжёг само корыто, а противником Тьяльфи считался Хуги, который бежит быстрее всех.

Рог, из которого пил Тор, имел своё основание в море, поэтому, сколько бы он ни пил, он никогда не мог опустошить его; однако он настолько понизил уровень моря, что создал приливы и отливы. Серый кот был Ёрмунгандром, и Утгарда-Локи выражает огромное восхищение тем, что Тор смог поднять его даже так высоко. Старуха Элли была старостью, которую никто не надеется превзойти. Когда Утгарда-Локи заканчивает своё объяснение, Тор поднимает свой молот, чтобы ударить его за обман, но великан и его замок исчезают в воздухе.

Поездка на рыбалку


Никогда чётко не говорится, почему Тор и Ёрмунгандр так яростно ненавидят друг друга, но современная наука предполагает, что это из-за оскорбления, которое Тор нанёс змею, пытаясь поднять его из моря в замке Утгарда-Локи, и неразрешённого гнева Тора из-за того, что он был обманут великаном, который затем фокусируется на Ёрмунгандре. Его следующая встреча с великим змеем происходит на рыбалке, которая, кажется, начинается достаточно невинно, пока Тор не превращает её в экспедицию, чтобы поймать и убить Ёрмунгандра.

В этой истории, также из прозаической Эдды, но впервые появляется в Husdrapa Тор отправляется на рыбалку на большой лодке с великаном Гимиром. Когда Гимир отказывается поделить с Тором наживкой, бог грома отрубает голову самому большому быку Гимира и насаживает её на крючок. Они гребут к месту в море, где Гимир часто успешно рыбачил и поймать двух китов и несколько рыб. Гимир доволен поездкой и хочет вернуться на берег, но Тор берет лодку под свой контроль, требуя, чтобы они пошли дальше, чтобы поймать великого змея. Гимир протестует, но Тор добивается своего, укрепляет леску и наживляет новый, более крупный крючок головой быка.

Тор Сражается с Ермунгандром
Тор Сражается с Ермунгандром. Фото: www.worldhistory.org

Гимир и Тор ждут в лодке, и, как и надеялся Тор, Ёрмунгандр заглатывает наживку. Тор вытаскивает змею из моря и тянется за своим молотом, чтобы убить его, в то время как Ёрмунгандр извергает яд изо рта, извиваясь на крюке Тора. Тор притягивает змея ближе в бурлящих водах, и лодка, кажется, вот-вот опрокинется, когда Гимир, опасаясь за свою жизнь, наклоняется вперёд и перерезает леску Тора. Ёрмунгандра ныряет под воду и спасается бегством, а Тор поворачивается к Гимиру и, по разным версиям, либо убивает великана своим молотом, либо выбрасывает его за борт, прежде чем покинуть лодку и перейти вброд к берегу.

Ёрмунгандр и Апофис


В более ранней версии сказки о рыбалке Тор добивается успеха и убивает Ёрмунгандра, но это не согласуется с более поздним появлением змея в конце света, где он является одним из центральных антагонистов богов. В сказке о Рагнарёке Ёрмунгандр объединяется с Фенриром, Хель, Локи и огненными гигантами, среди прочих, как хаотическая сила, которая разрушает мировой порядок, установленный богами, открывая новый мир.

В этой роли Ёрмунгандр играет ту же роль, что и мифологические змеи в других древних культурах. Змеи почти повсеместно символизируют трансформацию, омоложение, любое изменение состояния бытия или сознания, из-за их способности сбрасывать кожу и появляться обновлёнными. В древней Месопотамии змей ассоциировался с богом Ниназу, сыном богини-целительницы Гулыон носил посох, вплетённый в змеи и помогал своему брату Даму в переходе душ из жизни в загробную. В библейской истории о Грехопадении Человека змей предлагает искушение, которое приводит к изгнанию Адама и Евы из Эдемского сада.

Есть много примеров змея-как-трансформирующего-агента в культурах по всему миру, но, вероятно, самым близким к Ёрмунгандра является Апофис из древнего Египта.

Апофис (также известный как Апеп) был Великим Змеем, который каждую ночь пытался убить бога солнца Ра, пытаясь ввергнуть мир обратно в изначальный хаос и разрушить порядок, установленный богами. Баржа Ра плыла по небу весь день от рассвета до заката, прежде чем нырнуть за горизонт в подземный мир.

Ра путешествует по подземному миру
Ра путешествует по подземному миру. Фото: www.worldhistory.org

Всю ночь Апофис пытался атаковать корабль, который защищали боги и души умерших. Живые проводили обряды, чтобы поддержать и ободрить тех, кто был на лодке, и их усилия были вознаграждены на следующее утро, когда они увидели восход солнца и знали, что Ра в безопасности, и жизнь будет продолжаться, как всегда. Апофис считается преобразующим существом, потому что его атаки требовали внимания и усилий живых, которые таким образом участвовали в каждом новом восходе солнца, превращая тьму в день.

Рагнарёк


И Апофис, и Ёрмунгандр хотят разрушить существующий порядок; разница в том, что Апофис потерпел неудачу, а Ермунганд - нет. Норны – Судьбы - издавна распоряжались Рагнарёка, и обжаловать их решения было невозможно. Боги понимали, что они умрут в великой последней битве – как и их противники, – но битва все равно должна была состояться.

В назначенное время Рагнарёк ознаменовался бы разрывом человеческих отношений и традиций, сопровождаемым (или сопровождаемым) суровыми зимами без лета. Фенрир разрывает свои цепи и бесчинствует в Девяти Царствах скандинавской космологии разрушая все, в то время как его сын Скелл поглощает солнце, а другой сын, Хати, пожирает луну, оставляя царства без света. Корабль Нальгфар, построенный из ногтей мёртвых, гонится по морям гигантом Хримом, когда Фенрир воет у ворот Хель, и она предоставляет Локи армию мёртвых и корабль, управляемый Локи, перевозящий эту армию, а также Суртра и других его огненных гигантов на землю.

Ёрмунгандр – крушитель старого миропорядка
Фото: www.worldhistory.org

Рагнарёк - это последний раз, когда Тор встречается с Ёрмунгандр, когда они наконец встречаются в битве. Тор убивает змею, но яд убивает его. Фенрир убивает Одина и, в свою очередь, убит сыном Одина Видаром, в то время как Локи и убивает бога Хеймдалля. Суртр зажигает Мировой Огонь, и Девять Царств падают в пламени, но силы порядка наконец торжествуют, и новый мир возникает из пепла старого.

Заключение


Хотя в сказках он изображается как "злодей", Ёрмунгандр – как и Фенрир и Хель – является агентом трансформации. Все трое подходят под определение "связанного монстра", описанное Джоном Линдоу: существо, заключённое в тюрьму теми, кто надеется сохранить статус-кво, кто вырывается на свободу и разрушает старый порядок, чтобы его место заняло что-то новое. Комментарии учёного Х. Р. Эллиса Дэвидсона:

Таким образом, конец света можно рассматривать как время, когда закованные в цепи чудовища вырываются на свободу, чтобы уничтожить богов, или когда силы природы развязываются против людей и обитаемая земля перестаёт существовать.

Люди, как и боги Асгарда, склонны сопротивляться изменениям и пытаются контролировать мир, чтобы минимизировать свой страх перед неизвестным, все время зная – как и норвежские боги – что изменения неизбежны, и ничто не вечно. В этом отношении Ёрмунгандр представляет собой тщетность попыток контролировать силы, которые в конечном счёте невозможно сдержать, как природные силы, так и силы, приводимые в движение человеком. Его поражение от рук Тора — это в то же время его победа в том, что он убивает своего старого противника и разрушает мир, который знал Тор, позволяя новому поколению богов в новом мире однажды оставить после себя свои собственные истории.
Хотите поднять публикацию в ТОП и разместить её на главной странице?

Сиф – скандинавская богиня плодородия

Сиф - богиня плодородия в скандинавской мифологии, жена бога грома Тора, наиболее известная историей, в которой бог-обманщик Локи стрижёт волосы в шутку и вынужден заменить их волшебным головным убором, что приводит к созданию нескольких других известных зачарованных предметов, включая молот Тора. Читать далее »

Рагнарёк — апокалиптическая битва между силами хаоса и силами порядка

Рагнарёк ("Судьба богов") также известен как Рагнароккр ("Сумерки богов") и является ключевым событием, которое завершает мифический цикл, начинающийся с рождения богов Асгарда (озиров) и создания Девяти Царств скандинавской космологии. Читать далее »

Комментарии

-Комментариев нет-