Валгалла и представления скандинавов о загробном мире - Jaaj.Club
Для судейства Битв Авторов необходимо авторизоваться и достичь 15-го писательского уровня.

ЧЕМП 2024

Флаг LISKI[34]
2695
Флаг Auster[38]
1671
Флаг Jaaj.Club[42]
1401
Флаг Palevka-89[38]
620
Флаг Aist[39]
544
Флаг ka4ka[28]
448
Флаг tarakan[28]
426
Флаг Don Quijote[10]
217
Флаг gibulkaknop17[16]
205
Флаг BasK[10]
183

События

28.10.2024 12:17
***

Новая книга в издательстве "Коллекция Jaaj.Club" – "Дети Моря" от Елены Виховской уже в продаже!

Дети Моря - Елена Виховская

Не упустите возможность стать одним из первых читателей книги "Дети Моря" и окунуться в пучину захватывающих морских приключений.

***
25.06.2024 07:23
* * *

1 августа 2024 года
Jaaj.Club уходит в отпуск.

Отпуск Jaaj.Club

Что это значит, читайте в опубликованном анонсе.

* * *

Комментарии

Интересная статья, как раз изучал эту территорию, чтобы пересечь Амазонию.

Спасибо!
20.11.2024 Jaaj.Club
Светлана Поделинская:
Одна из самых необычных и захватывающих книг, которые я читала.

Рина - нетипичная героиня: взрослая женщина, учёный-гидролог. Ее манят глубины и подводный мир, однако и тут её отличает научный подход: любую интересную живность Рина готова безжалостно заспиртовать и сохранить для коллекции. Она получает заказ от нефтяной компании исследовать обитаемый подводный каньон. Вместе с другом и коллегой Хонером они погружаются в "бездну" и в пещерах попадают в ловушку, расставленную… осьминогами. Так учёные познакомятся с новым для себя видом - октопус сапиенс.



Мы увидим потрясающий мир, осьминожью метрополию, хрупкому микроклимату которой, тем не менее, угрожает человеческая цивилизация. Сами осьминоги по интеллекту ничем не уступают людям, а в чём-то и превосходят: они придумали переговорное устройство для понимания речи чужаков, органический генератор кислорода под водой, средства передвижения. Да и сами образы гигантских осьминогов, меняющих свой цвет в зависимости от эмоций, получились яркими, даже эпизодические запомнились. Их физиология, привычки, тактильные ощущения описаны автором с огромной симпатией и хорошим знанием биологии.

Действие романа будет происходить как под водой, так и на водой. Благородный и доверчивый осьминог Фьют, доставивший людей наверх, на корабль, в силу непреодолимых обстоятельств сам оказывается в ловушке и не может вернуться домой на дно, чтобы предупредить своих об опасности. И его новые друзья-учёные стремятся ему в этом помочь. Им предстоит отыскать заброшенный подводный город и выяснить тайну происхождения расы разумных осьминогов.

Книга фантастическая, но с вкраплениями других жанров. Здесь есть и приключения, и погони, и пираты. Но идеи книги гораздо глубже, чем видятся на поверхности бескрайней водной глади. Затронута проблема загрязнения океана и планеты, перед нами ставится ряд вопросов.

Можно ли предать друга ради сохранения своего биологического вида? Каково это - обречь на гибель другую цивилизацию во имя господства своей? Да, разумно, но правильно ли? И правы ли осьминоги, считая людей "уналашами", демонами? Было интересно наблюдать, как в Рине борются любопытство исследователя и симпатия к Фьюту. А сам осьминог Фьют, воспитатель младших поколений, "Луч Познания", оказывается человечнее многих людей. Он наивный, в чём-то забавный и очень самоотверженный - впрочем, это в голубой крови у всех осьминогов. Возможно, вам будет жалко какое-то время кушать сашими. Я вот вспомнила, как ела в Галисии тушёного осьминога, и вздрогнула😆

Книгу я прочитала за полтора дня и на одном дыхании! Прониклась абсолютно всеми героями, мне были понятны их душевные метания и муки выбора. А развязка во всех смыслах получилась фантастическая! 💥Рекомендую всем любителям морских приключений и красоты подводного мира🐙🐚🐠
20.11.2024 Octavia
Спасибо!
15.11.2024 Elizaveta3112
готово, принимайте
13.11.2024 Jaaj.Club
Следствие ведет Сигизмунда, возможно.
13.11.2024 Elizaveta3112

Опрос

Достаточное ли количество турниров проводится в Jaaj.Club в течение года?


20.04.2022 Рубрика: История

Валгалла и представления скандинавов о загробном мире

Автор: Aist
Валгалла ("Зал убитых") - загробное царство в скандинавской мифологии для павших героев, выбранных Валькирией Одина, чтобы стать членами армии, которая будет сражаться против сил хаоса в Рагнареке. Концепция Зала Одина, похоже, развилась из более раннего видения загробной жизни воина как поля битвы.
1075 0 0 5 2478
Валгалла и представления скандинавов о загробном мире
фото: www.worldhistory.org
Валгалла ("Зал убитых") - загробное царство в скандинавской мифологии для павших героев, выбранных Валькирией Одина, чтобы стать членами армии, которая будет сражаться против сил хаоса в Рагнареке. Концепция Зала Одина, похоже, развилась из более раннего видения загробной жизни воина как поля битвы.

Название Valhalla происходит от норвежского Valholl, причем holl первоначально относится к скале, скалам или горам, а не к залу, и понимается как Скала убитых. В этом более раннем видении валькирии понимались как демоны смерти, которые несли души павших воинов на своего рода вечное поле битвы, усыпанное камнями или находящееся под горным хребтом.

Неясно, когда Valholl изменился на знакомую Валгаллу, зал героев и королей, обслуживаемых валькириями, но этот образ был установлен в X веке в поэме речи Гримнира.

Речи Гримнира входили в Поэтическую Эдду в XIII веке, и эта книга, наряду с прозаической Эддой (написанной в то же время мифографом Снорри Стурлусоном, 1179-1241гг.), являются двумя основными источниками для концепции Вальхаллы. Образ Зала героев Одина является одним из самых известных из скандинавской мифологии и часто появляется в искусстве, фильмах, музыке и видеоиграх. Хотя часто упоминается как "скандинавская загробная жизнь", это было только одно из пяти (и, возможно, более) царств мёртвых, но это наиболее чётко описано и чаще всего упоминается как наилучшая участь для любого воина.

Устная традиция и источники


Скандинавская мифология, легенда и история передавались устно из поколения в поколение до прихода и принятия христианства около 1000 года. Рунический алфавит скандинавских стран использовался только для мемориальных камней или передачи кратких сообщений; руны не предназначались для длинных текстов. Сказания о богах и героях, которые составляют скандинавскую мифологию, запоминались поэтами (скальдами), которые пели их для зрителей и учили своих протеже, которые будут петь их для следующего поколения.

К XIII веку христианские писцы начали записывать некоторые из этих стихов, и они были собраны в работу, известную как Поэтическая Эдда, в которой представлены рассказы, написанные с X века. Исландский учёный и мифограф Стурлусон опирался на эти работы, другие уже не сохранились, и устную традицию, чтобы создать свою прозаическую Эдду, работу, наиболее часто упоминаемую в наши дни для скандинавской мифологии в целом и Вальхаллы в частности.

Считается также, что Стурлусон добавил свои собственные поэтические расцветы к более ранним сказкам и несёт ответственность за распространённое заблуждение, что Валгалла — это "норвежская загробная жизнь", потому что он посвящает ей значительные детали. Валгалла, как уже отмечалось, упоминается в более ранних работах, и они часто связаны со смертью героя или рассказами об Одине и пришествии Рагнарёка, но были и другие царства для душ мёртвых – даже тех, кто погиб в битве – помимо Зала Одина.

Скандинавские царства загробной жизни


Существовали пять миров, в которые души умерших отправлялись после смерти, и в некоторых случаях не было чёткой причины, по которой они отправлялись в один, а не в другой:

  • Фолквангр – царство богини Фрейи
  • Хель – царство ётунн Хель
  • Царство Ран – под председательством богини Ран
  • Курган – могила
  • Валгалла – Зал героев Одина

Помимо этих пяти, в некоторых стихах упоминается ещё один, известный как Glasisvellir ("Сверкающие равнины"), также упоминаемый как Odainsakr ("Поле не мёртвых"), который, по-видимому, был садом или частью сада возле Зала Одина. Ею правил мудрый король по имени Гудмунд. Царство описано в саге Харвёр.

Гудмунд и его люди прожили много человеческих жизней, и из-за этого язычники верят, что в его царстве на Поле Немёртвые, и что каждый, кто приходил туда, поворачивался спиной к болезни и старости и не хотел умирать. После смерти Гудмунда его люди поклонялись ему и называли его богом.

Glasisvellir, возможно, был ранней версией Folkvangr (“царство людей”), где, похоже, путешествовали души тех, кто умер естественной смертью. Однако Фрейя также привела туда воинов, чтобы они заполнили её зал Sessrumnir ("комната многих мест") и, предположительно, ожидали прихода Рагнарёка, как это делали герои Валгаллы. Говорили, что валькирии Одина забирают половину героев любой битвы, а Фрейя - другую половину, но не приводится никаких определённых признаков, по котором эти боги выбирали воинов. Может быть, Фрейя из семьи богов Ванов ценила героя другого рода, чем Один из семьи Асгардов, или просто они согласились разделить павших пополам. Фолквангр описывается как прекрасный мир полей, цветов и ручьёв, но непонятно, почему душа оказалась там, а не в Хель.

Валькирия и умирающий герой
Валькирия и умирающий герой. Фото: www.worldhistory.org

Хель был в первую очередь для тех, кто умер от болезни или старости, но кажется, что любой, даже бог, мог оказаться там. Это было не царство наказаний, а холодная земля тьмы и тумана, возглавляемая ётунном (кем-то из Ётунхейма) Хель, дочерью Локи, которая была заключена там Одином как Королева Мёртвых. Дух бога Бальдра отправляется в Хель после того, как был убит своим братом Ходром, которого Локи обманул. Жена Бальдра Нанна также отправляется в Хель, как и Ходр после того, как он убит Вали. Ни один из этих богов не умирает от старости или болезни, так что, очевидно, Хель был открыт для множества различных видов душ, которые, похоже, могли бы так же легко отправиться в Фолквангр или даже в Валгаллу.

Царство Ран находилось глубоко под морем в тёмных пещерах, где души утонувших проводили свою загробную жизнь. Ран, жена морского бога Эгира, забирала души моряков с их кораблей и уносила их в свой мир, где она заботилась о них. Нет никаких упоминаний о том, что эти души когда-либо покидали царство Ран, даже в Рагнарёке, хотя её подводные пещеры, скорее всего, были разрушены в этом случае вместе со всем остальным в Девяти Царствах скандинавской космологии.

Душа могла также поселиться в своей собственной могиле или гробнице после смерти и мирно прожить свою загробную жизнь или, если бы захотела, терроризировать окрестности и причинять неприятности. Погребальный курган как конечный пункт назначения, по-видимому, был одним из самых ранних верований и, возможно, породил концепцию Валгаллы, в которой воин был похоронен с оружием, доспехами, иногда лошадью или собакой и другими погребальными предметами, которые считались необходимыми в следующей жизни. Со временем это понимание воина, полностью оснащённого для продолжения борьбы, способствовало видению царства, где многие воины жили в большом зале, где они были снабжены всем необходимым и ежедневно практиковали боевые искусства.

Валгалла


Возможно, были и другие загробные царства или только пять, которые назывались разными именами. Глезисвеллир мог быть версией Фолквангра, как уже отмечалось, но, поскольку он был связан с Одином, возможно, также был версией Валгаллы. Примечания Дэвидсона:

Конечно, нет никаких оснований предполагать, что когда-либо существовала вера во вселенскую страну мёртвых, куда все отправляются после смерти. Постоянно делаются контрасты между царствами сверхъестественного мира, и у нас есть боги и великаны, светлые великаны и ледяные великаны…Такие контрастные изображения могут быть фрагментарными и запутанными, но они также могут иметь значительный возраст. Одним из важных факторов, определявших судьбу людей после смерти, было их положение на земле.

Это соображение, скорее всего, способствовало развитию Рагнарёка от поля убитых до Зала героев Одина. Хотя король или великий воин, возможно, думали, что они будут довольны провести свою загробную жизнь в своей гробнице в начале, им в конце концов дали большой зал, покрытый золотыми щитами в качестве крыши и поддерживаемый древками копий, что лучше соответствовало их положению в жизни и жертве в битве. Яркие кольчуги служили подушками на скамьях вместо сена, а в комнате стояли длинные столы, за которыми воины пировали после долгого дня битвы, смерти и воскресения.

Валгалла
Валгалла. Фото: www.worldhistory.org

Герои Вальхаллы были целенаправленно выбраны в качестве армии, которую возглавит Один в Рагнарёке, и поэтому считалось, что они будут участвовать в великой битве в конце времён. В зале было 540 дверей – по крайней мере, одна с волком в качестве стража и орлом, летящим над головой, - через которые 800 воинов могли пройти одновременно, и в течение дня они практиковали искусство войны, убивая и будучи убитыми, только чтобы вечером снова стать целыми и пировать вместе. Воины Валгаллы были известны как эйнхерджар ("армия одина") понимается как кто-то, кто мог справиться с любой ситуацией, но кто все ещё оттачивал свои навыки в подготовке к Рагнарёку, как описано в главе 41 Gylfaginning прозы Эдды:

Каждый день, как только они одеваются, они сразу же надевают свои доспехи и выходят во двор, сражаются и убивают друг друга. Это их забава; и когда приближается время вечерней трапезы, они едут домой в Валгаллу и садятся пить, как сказано здесь:

Все эйнхерийцы при дворе Одина
Наносят удары каждый день
Убитых они выбирают и скачут от борьбы
Сидят позже в любви вместе.

Недостатка в пище и питье не было, потому что Повар Богов Андримнир жарил огромного зверя Саэримнира (иногда называемого кабаном) над постоянно горящим пламенем, и каждый вечер Саэримнир восстанавливался, чтобы обеспечить мясо на следующий день. Коза Хейдрун поставляет бесконечный мёд из своего вымени, в то время как олень Эйктирнир капает прохладную воду из своих рогов, которая обеспечивает Валгаллу и все царства чистыми, чистыми водами.

Один восседает на своем троне среди душ царей и героев с двумя воронами – Хугинном и Мунином – на плечах. Вороны летают по миру каждый день и приносят новости Одину во время обеда, так что он всегда знает обо всем, что происходит в Девяти Королевствах. Сам Один не ест вместе с остальными, а только пьёт вино - он скармливает свою порцию мяса двум своим волкам, Гери и Фреки, – в то время как валькирии, принёсшие души в зал, теперь обслуживают их за своими столами.

Рагнарёк


К царству Валгаллы не привязано понятие времени – оно не соответствует никаким земным событиям, – и неизвестно, как долго воины сражаются и пируют друг с другом, но понятно, что это не вечное царство. В главе 38 "Гильфагининга" ясно говорится, что "все те люди, которые пали в битве с начала мира, теперь пришли к Одину в Валгаллу", и позже Гильфагининг заявляет, что они останутся там только до Рагнарёка, когда они умрут во второй раз вместе с Одином, Тором и другими богами.

Скандинавские боги не были бессмертными. Они были сохранены молодыми и сильными с помощью богини Идунн и её волшебных яблок, которые они должны были периодически есть, чтобы отогнать старость и смерть. В Рагнарёке они были так же уязвимы для любого оружия или опасности, как и смертные, и некоторые из них, наряду с великими героями Валгаллы, пали перед силами хаоса во главе с Локи, его детьми Фенриром, Ермунгандроми Хель, а также армией мёртвых, огненными гигантами под командованием Локи.

Ragnarok
Ragnarok. Фото: www.worldhistory.org

Сказание о Рагнарёке предполагает, что павшие воины выбираются не только Одином и Фрейей, но и Хель для её армии мёртвых, поскольку в главе 51 "Гильфагининга" говорится, что "все чемпионы Хель следуют за Локи", а "чемпионы" — это тот же термин, который используется для эйнхерия Валгаллы. Как бы долго эйнхерий ни находился в Чертоге Одина, смертные относили его ко временам викингов (c. 790 - по 1100 гг.) что событие, которое предвещало конец дней – смерть прекрасного бога Бальдра – уже произошло, и обратный отсчёт до Рагнарёка уже начался. Люди будут знать о его неизбежном приближении через такие признаки, как изменение климата и разрушение давних ценностей и обычаев.

В определенный момент, предопределённый Судьбой (известной как Норны), силы хаоса разорвут узы, удерживавшие их богами, и нападут на упорядоченный мир. Глава 51 Гильфагининга описывает сбор армий на поле битвы при Вигриде:

Когда эти вести сбудутся, тогда поднимется Хеймдалль и мощно затрубит в Гьялларский Рог, и пробудит богов, и они соберутся на совет. Тогда Один поедет к колодцу Мимира и посоветуется с Мимиром за себя и своё воинство. Тогда Пепел Иггдрасиля задрожит, и ничто не будет без страха ни на небе, ни на земле. Тогда асы наденут свои боевые доспехи и всех Воинов и выйдут на поле битвы. Один едет первым с золотым шлемом и копьём, которое называется Гунгнир. Он выступит против Фенрира, а Тор выступит с другой стороны.

Один убит Фенриром, который затем убит сыном Одина Видаром, в то время как Тор убивает Йормунгандра, Змея Мидгарда, но впоследствии умирает от его яда. Локи и Хеймдалль убивают друг друга, в то время как бог Фрейр убит огненным гигантом Суртр, прежде чем Суртр подожжёт мир и Девять Царств будут уничтожены. Считается, что герои Валгаллы пали в огне мира, который они всегда знали, служа своему Господину Одину, и, хотя они не упоминаются, считается, что валькирии, которые выбрали и затем служили им, также погибли в Рагнарёке.

Заключение


Хотя герои погибают во второй раз, они идут вниз, храбро сражаясь за дело порядка, и в конечном счёте побеждают, даже в поражении, как торжествуют боги над хаосом и новым миром восходит разрушение старого. Однако некоторые учёные утверждают, что это видение конца света и возрождения является христианским вкладом в более древний мифический цикл, который закончился смертью богов и разрушением Девяти Миров, лишённых надежды на воскресение. Дэвидсон, например, отмечает, что ранние ссылки на Валгаллу указывают на то, что это был не более чем другой термин для страны мёртвых:

Валгалла, вместо светлого рая для воинов, действительно кажется синонимом смерти и могилы, образно описанным в стихах и частично рационализированным Снорри. Этим миром Один правил как Бог Мёртвых и поскольку те, кто пал в битве, были посвящены ему его поклонниками, аспект воина, естественно, стал подчёркиваться.

Учёный Дэниел Маккой также отмечает, что дохристианские скандинавские верования, похоже, не поддерживают концепцию возрождения, а вместо этого подчёркивают славную смерть, которая будет вспоминаться в песнях поэтов. Хотя это утверждение заслуживает рассмотрения, почти невозможно узнать, каковы были дохристианские скандинавские верования, поскольку о них нет письменных записей.

Однако археологические свидетельства и более поздние труды убедительно свидетельствуют о вере в загробную жизнь и своего рода возрождение в царстве после смерти.

Кажется вероятным, что Валгалла когда-то представлялась только как поле битвы для убитых, но превратилась в нечто большее, либо до, либо после прихода христианства, потому что она не удовлетворяла потребности людей. Считалось, что те, кто храбро пал за дело, заслуживают большего в загробной жизни, чем бродить по полю трупов, сломанных копий и разбитых шлемов.

Живые явно чувствовали, что заслужили зал с золотой крышей, бесконечные пиры и безграничный мёд, окружённый прекрасными служанками - щитоносками в компании самого царя богов. Это видение принесло утешение тем, кто остался позади, и надежду тем, кто регулярно рисковал собой в битве. Какой бы Валгалла ни была изначально, потребность людей в более великом видении сделала её известной как Зал героев, почитающих павших, которые снова поднимутся, чтобы сражаться.
Хотите поднять публикацию в ТОП и разместить её на главной странице?

Рагнарёк — апокалиптическая битва между силами хаоса и силами порядка

Рагнарёк ("Судьба богов") также известен как Рагнароккр ("Сумерки богов") и является ключевым событием, которое завершает мифический цикл, начинающийся с рождения богов Асгарда (озиров) и создания Девяти Царств скандинавской космологии. Читать далее »

Секреты Мьёльнира: Молот Тора в мире викингов

Викинги создавали своеобразные копии легендарного молота Тора, Мьёльнира. Эти артефакты проливают свет на скандинавские верования. Читать далее »

Рагнарёк — апокалиптическая битва между силами хаоса и силами порядка

Рагнарёк ("Судьба богов") также известен как Рагнароккр ("Сумерки богов") и является ключевым событием, которое завершает мифический цикл, начинающийся с рождения богов Асгарда (озиров) и создания Девяти Царств скандинавской космологии. Читать далее »

Валькирия

Валькирия - фигура в скандинавской мифологии, изображаемая в виде женщины-воина на коне, волке или кабане, вооружённая копьём, которая решает судьбу воинов в битве и уносит мёртвых в Валгаллу Одина. Валькирия означает "выбирающий убитых", и избранные будут сражаться рядом с Одином в Рагнареке. Читать далее »

Комментарии

-Комментариев нет-