В Древнем Риме, городе, известном своими зрелищными и жестокими развлечениями, был один вид спорта, ещё более популярный, чем
гладиаторские бои. Гонки на колесницах, организованные на огромной арене Circus Maximus, расположенной между Авентинским и Палатинским холмами, дали зрителям возможность наблюдать, как смелые возничие на упряжке лошадей проходят семь кругов по песчаной трассе длиной 2000 футов, где они достигают максимальной скорости около 40 миль в час на прямой и толкались колесо к колесу, когда мчались вокруг поворотного столба
Когда возничий-победитель наконец пересекал финишную черту, его победа объявлялась трубным звуком, и он поднимался на судейскую ложу, где получал пальмовую ветвь, венок и призовые деньги. Затем он совершал круг почёта, прежде чем началась следующая из 24 гонок дня, как описывает археолог и историк искусства Университета Северного Иллинойса Синклер Белл.
Это была древняя версия NASCAR, за исключением того, что она была намного опаснее.
Аварии на колесницах были частыми, и команды обслуживающего персонала спешили на трассу и убирали обломки и раненых возничих, гонка тем временем продолжалась..
“Организованные гонки на колесницах имели непроходящую привлекательность для римлян”, - говорит Дэвид Мац, профессор и заведующий кафедрой классики в Университете Святого Бонавентуры и автор многочисленных книг о древнем мире, включая древнеримские виды спорта.
Происхождение гонок
По легенде, этот вид спорта восходит к основателю города Ромулу, который якобы руководил строительством первого ипподрома, Большого цирка, в VIII веке до нашей эры. Соревнования стали не просто самым популярным спортивным событием в Древнем Риме, но и глубоко укоренившейся частью римской культуры, на протяжении многих веков.
Римская мозаика с изображением арены гонки на колесницах. Фото: www.history.com
Со временем гонки превратились в сложный ритуал, пропитанный римской религией. По словам Белла, мероприятие начиналось со священной процессии по улицам Рима, несли статуи римских богов, шли танцоры, музыканты, служители храма и сами спортсмены. В конце концов парад достигал Большого цирка, в то время как более 200000 зрителей уже ожидали представления.
Затем фокус перемещался на 12 стартовых ворот и команды колесниц с двумя или четырьмя лошадьми, ожидавших соревнований. Спонсор игры с платформы над линией старта ронял на трассу белый платок. Ворота открывались, и гонщики врывались на трассу и быстро начинали сражаться за позицию, которая могла дать преимущество.
“Успешное катание на колесницах требовало сочетания физической силы и выносливости, мастерства в реализации различных гоночных стратегий и превосходного мастерства верховой езды”, - говорит Матц. “В большинстве гонок фигурировали квадриги — колесницы, запряженные четырьмя лошадьми. Эти специально выведенные лошади были сильными животными, нервными и иногда непредсказуемыми. Управление командой в гонке, вероятно, было самой большой проблемой возницы”.
Колесничий мог легко разбогатеть
Гонки на колесницах были не такими ужасными, как смертельные поединки между гладиаторами, которые римляне устраивали для зрителей. Колесничие должны были быть феноменально квалифицированными и спортивными, чтобы соревноваться.
Как писал Белл, они приезжали со всей Римской империи — большинство из них были рабами, вольноотпущенниками или иностранцами.
Возничий редко был свободнорожденным римским гражданином. Они имели низкий социальный статус, и римлянину, ставшему возницей, запрещалось занимать государственные должности.
Фото: f12.pmo.ee
Несмотря на это, колесничие были знаменитостями, а иногда даже становились богатыми людьми. Одним из самых известных представителей данного вида спорта был гонщик по имени Гай Авкулей Диокл, который начал свою карьеру в 122 году и в течение своей 24-летней карьеры соревновался за все четыре фракции и выиграл 1462 из 4257 гонок, в которых он участвовал. За свою карьеру Диокл выиграл призы в размере более 35 000 000 сестерциев, номинал римской чеканки, который, исходя из стоимости золота, составил бы более 17 миллионов долларов.
Некоторые зрители, вероятно, были привлечены вездесущим шансом увидеть кровавую смертельную аварию. Но огромные толпы, заполнившие Большой цирк, нашли много других веских причин для радости. Матц говорит, что некоторые зрители, вероятно, были закоренелыми гонщиками на колесницах, которые могли оценить мастерство и мужество водителей.
Другие, нечто вроде современных спортивных фанатов, одержимых Арсеналом или ЦСК, поддерживали определённого возничего или команду, которые тоже имели свои цвета. Эта преданность, возможно, также была сформирована лояльностью или страхом перед тем, кем был нынешний император. Некоторые римские правители — Калигула, Нерон и Домициан, например, — сами были страстными поклонниками, и у них были свои фавориты.
Гонки на колесницах как римское национальное развлечение
“Гонки на колесницах были национальным времяпрепровождением, в котором большой процент населения из всех классов собрался по своему выбору для острых ощущений от гонок”, - объясняет Кейси Старк, доцент кафедры истории в Университете штата Боулинг-Грин. Более того, “это было также место, чтобы посмотреть на других и показать себя. Расположение сидений усилило неравенство в римском обществе. Лучшие места достались тем, кто имел ранг, например римским сенаторам, и богатство, и часто со спонсором мероприятия или императором, наблюдающим из частной ложи”.
Кроме того, “ставки на гонки на колесницах были очень популярны”, - говорит Матц. Но в отличие от современных спортивных ставок, на трассе не было окон для ставок или букмекеров, чтобы организовать азартные игры.
Зритель может просто повернуться к болельщику, сидящему рядом с ним, и предложить пари на следующую гонку.
Некоторые игроки пытались повлиять на исход магическим образом. Рядом с римскими ипподромами было найдено несколько табличек с проклятиями, вероятно, люди с деньгами платили колдунам, чтобы те помогли победить любимцу, или сами спортсмены пытались таким образом избавиться от конкурентов.
Часть зрителей приходили в Circus Maximus, чтобы пообщаться с людьми. Римский поэт Овидий давольно красочно описал усилия молодого человека чтобы привлечь внимание молодой леди, которая сидела рядом с ним в цирке. Видимо, это было довольно типичной ситуацией на спортивном событии.
Бунт ускоряет конец гонок на колесницах в римском стиле
Гонки на колесницах были настолько популярны, что даже после
падения Императорского Рима в 476 году спортивные соревнования ещё некоторое время продолжали существовать, новые варварские правители города продолжали проводить гонки. Гонки оставались популярным в восточной империи, которая отделилась от Рима, хотя в конце концов он начал ослабевать там после того, деятельность фанатов перешла все разумные границы.
На одной горячо оспариваемой гонке в Константинополе в 532 году поклонники фракции зеленых гонщиков вступили в драку с приверженцами фракции синих.
Когда власти арестовали, а затем попытались повесить нескольких преступников, весь ад вырвался на свободу. Две фракции объединили усилия и потребовали освобождения пленников, а когда этого не произошло, они подожгли городской ипподром. Печально известный бунт Ника, который длился несколько дней, унёс жизни 30 000 человек. Эта катастрофа возможно поспособствовала отмене гонов в Восточной Империи.
Но даже после того, как спорт исчез, гонки на колесницах не были забыты. В 1880-х годах они показаны в бестселлере генерала Лью Уоллеса "Бен-Гур", который был адаптирован в театральную пьесу. 20 миллионов американцев посмотрели её между 1899 и 1920 годами, с живыми лошадьми, бегущими по скрытым беговым дорожкам на сцене, чтобы имитировать гонки на колесницах.
Также было снято несколько киноверсий, в том числе голливудский блокбастер 1959 года с участием Чарльтона Хестона. Эпическая гонка на колесницах этого фильма требовала тщательной подготовки, включая десятки лошадей, которые были обучены сохранять спокойствие, когда колесницы врезались друг в друга. Потребовалось пять дней, чтобы снять имитированную версию спортивного зрелища, которое когда-то пленило римскую аудиторию.