Римская публика жаждала новизны. Женщины, сражающиеся друг с другом с оружием, отвечают всем требованиям. Были ли женщины-гладиаторы в Древнем Риме?
Хотя в искусстве, законах и письменных отчётах существуют немногочисленные доказательства того, что женщины действительно участвовали в жестоком спорте во времена поздней Римской республики и ранней Римской империи, яростно сражаясь друг с другом с оружием для развлечения.
Однако они не сражались в такой же степени, как мужчины, и делали это в основном в качестве новизны для пресыщенной публики.
В письменной истории есть многочисленные рассказы о женщинах-гладиаторах. Историки того времени описывали женские спарринги друг с другом как послеобеденные действия в первом веке до нашей эры и сражения со зверями, карликами и другими женщинами в зрелищах, устроенных императорами
Нероном,
Титом и
Домицианом. Женщины-гладиаторы сражались в процветающем
городе Помпеи. А надпись, найденная в портовом городе Остия, показывает, что местный магистрат хвастался тем, что он первым с момента основания города «предоставил женщин для меча».
Фото: mensby.com
Участвовали женщины всех сословий. Порабощённые женщины обычно работали на богатые семьи, и предприимчивый владелец мог почувствовать возможность, говорит Дэвид С. Поттер, профессор классики Мичиганского университета, который много писал о древних видах спорта. «Он говорил: «Ты сильная. Давай обучим тебя искусству гладиаторских боёв. Ты заработаешь много денег на своих боях». Женщины из среднего и высшего класса тоже воевали — по тем же причинам, что и молодые люди из привилегированных семей, говорит Поттер: «Это захватывающе. Это по-другому. Это бесит их родителей». В то время женщины занимались различными видами спорта и ценили поддержание формы, говорит Поттер. Римские чиновники поощряли эти занятия, в которых можно набраться сил для родов.
Состоятельные женщины могли позволить себе обучение и имели свободное время для тренировок. Руководители профессиональных гладиаторских отрядов поощряли тех, кто преуспел в борьбе, попробовал себя в гладиаторских боях, которые предлагали деньги и гламур. «Если мы подумаем об этом как о развлечении, станет яснее, почему женщины хотели этим заниматься», — говорит Поттер.
Римский сенат принял законы в 11 и 19 годах нашей эры, запрещающие женщинам из среднего и высшего сословия сражаться в качестве гладиаторов — по-видимому, без особого эффекта, поскольку сообщения о том, что женщины знатного происхождения делали это, продолжались ещё два столетия спустя.
Изображения женщин-гладиаторов в искусстве
Только одно сохранившееся произведение искусства, хранящееся в Британском музее, ясно изображает женщин-гладиаторов: древний мраморный рельеф, найденный в Галикарнасе, на территории современной Турции, изображает двух женщин, сражающихся со щитами, мечами и щитками для ног. Фигуры помечены как Амазонка и Ахиллия, вероятно, сценические псевдонимы, вызывающие ассоциации с греческой мифологией. Надпись над их головами указывает на то, что они сражались до почётной ничьей.
Фото: istorium.net
Учёные говорят, что другие работы, изображающие женщин-гладиаторов, могли быть неверно истолкованы на протяжении веков. Долгое время считалось, что бронзовая скульптура первого века нашей эры, хранящаяся в Музее искусства и искусства в Германии, представляет собой женщину, держащую чистящий инструмент. Переоценка, проведенная испанским ученым в 2011 году, предполагает, что она, скорее, была женщиной-гладиатором, триумфально поднимающей короткий изогнутый меч, называемый сика. Она также была с обнажённой грудью, как обычно сражаются гладиаторы.
Одно из самых интригующих открытий было сделано в 1996 году, когда археологи из Лондонского музея обнаружили фрагмент женского таза среди кремированного пепла в искусно выполненной могиле римской эпохи в лондонском районе Саутварк. Предметы декора и остатки обильного пира позволили предположить, что это место захоронения гладиатора. Дженни Холл, куратор Музея ранней истории Лондона в то время, сказала, что «70-процентная вероятность» того, что умершая была женщиной-гладиатором, хотя некоторые скептики говорили, что Женщина с Грейт-Дувр-стрит, как её окрестили, могла быть гладиаторской женой или подругой или поклонницей.
Гладиаторская традиция
Существует гораздо больше сохранившихся свидетельств о гладиаторах-мужчинах, которые почти тысячу лет сражались по всей Римской империи, которая на пике своего развития простиралась от Западной Азии до Британских островов. В самом Риме гладиаторские бои начались как часть пышных панихид в первые века до нашей эры, особенно среди политически амбициозных аристократов. В 65 г. до н.э. Юлий Цезарь использовал 320 пар гладиаторов якобы в честь своего давно умершего отца.
Хотя состязания были кровавыми, гладиаторы считались образцами силы и доблести, которые могли вдохновить толпу на лояльность Риму.
Многие гладиаторы-мужчины были порабощёнными или военнопленными, но молодые свободные люди также могли добровольно рисковать своей жизнью в надежде на славу и богатство. Популярные гладиаторы почитались как секс-символы и праздновались в эквиваленте фан-баров в Риме.
Учебные школы множились; спонсоры мероприятия арендовали целые отряды гладиаторов у профессиональных менеджеров. Комбатанты часто делили гонорары. Рабы могли надеяться выкупить свою свободу после победы в нескольких успешных поединках.
Вопреки голливудским представлениям, гладиаторы редко дрались насмерть. Побеждённый гладиатор поднимал один палец, оставляя спонсора решать его судьбу, часто при участии толпы.
Но чтобы убить гладиатора, спонсор должен был заплатить управляющему труппой изрядный гонорар — в 10 раз больше, чем стоимость аренды, — говорит Поттер. Он оценивает вероятность гибели гладиатора в любом состязании примерно в 1 к 20.
Новизна женщин-гладиаторов
Однако зрители жаждали новизны, что побуждало спонсоров предлагать ещё более экзотические номера. Женщины-гладиаторы, сражающиеся друг с другом, отвечали этим требованиям. Согласно римскому историку Кассию Диону, Нерон провёл выставку в 59 году нашей эры, «которая была одновременно самой позорной и самой шокирующей, когда мужчины и женщины не только [среднего класса], но даже сенаторского сословия ... гнали лошадей, убивали диких зверей и сражались как гладиаторы, некоторые добровольно, а некоторые против своей воли».
В 66 году нашей эры Нерон устроил гладиаторские бои на играх в честь своей матери, которую он убил. Император Домициан устраивал бои гладиаторов в ночное время при свете факелов, иногда сталкивая женщин с карликами, а также друг с другом, согласно Кассию Диону и Светонию, другому римскому историку.
Что думало римское общество
Римское общество по-прежнему негативно относилось к состязаниям замужних женщин на арене. Римский поэт Ювенал издевался над мужчинами, которые позволяли своим жёнам драться, написав: «Какая большая честь для мужа видеть на аукционе, где продаются вещи его жены, ремни, щитки для голеней, нарукавники и перья!.. Слышать, как она ворчит и тяжело вздыхает во время боя, парирует и колет. Видеть, как её шея согнулась под тяжестью шлема».
В 200 году нашей эры император Септимий Северус запретил все женские гладиаторские бои, как сообщается, после того, как услышал такие непристойные шутки в адрес женщин на спортивных соревнованиях. Он опасался, что этот вид спорта вызовет неуважение ко всем женщинам.
Стремление стать гладиатором в целом значительно уменьшилось к пятому веку - отчасти из-за распространения христианства, которое нашло его неприемлемым, а отчасти из-за того, что затраты на проведение таких мероприятий стали неподъёмными по мере распада Западной Римской империи.