В древних кельтских культурах торки были распространёнными украшениями, изготовленными из бронзы, меди, серебра и золота. Торки были не просто изысканными украшениями и произведениями искусства, но также определяли статус владельца и, вероятно, носили некий духовный смысл. Богов и
кельтских воинов в древнем часто изображали именно с торком на шее. Многие сохранившиеся торки были найдены в неглубоких ямах, скорее всего, помещённых туда с ритуальной целью в качестве обетного подношения или просто спрятанные для сохранности. Многие найденные образцы весят больше килограмма, поэтому торки из золота могли быть прекрасным способом сохранить и в то же время выставить на показ своё богатство.
Торки
Торки (torques) предназначались для ношения на шее и запястье и были найдены по всей кельтской Европе от Иберии до Богемии.
Однако подобные украшения не уникальны и встречаются у многих народов раннего средневековья, к примеру, славянские шейные гривны.
Торки носили мужчины, женщины, и, вероятно, даже дети. Кельтский вариант всё же имеет свои особенности.
Кельтские торки делали из самых разнообразных металлов: золото, серебро, медь, железо и бронза. Они как бы сплетены из гладких полых, или скрученных жгутом полос. Несколько полос скручивались между собой или накручивались спиралью на металлическую основу или на лозу. Некоторые торки дополнительно украшали использую ртутное золочение. После испарения ртути при нагревании оставался слой чистого золота с гладкой поверхностью.
Фото: https://www.worldhistory.org
Многие кельтские торки имеют концы в виде толстых колец, но существуют и другие типы, например, в виде змеиных голов, животных, связанных с силой и изобилием. Примеры из Испании и Португалии иногда имеют очень тонкую полосу и тяжёлые концы в форме песочных часов. Напротив, золотой торк из клада Викс V-го века до нашей эры в Бургундии, Франция, имеет сферические клемы и небольшую крылатую лошадь. Клад Нидерзье, найденный около Дюрена в Германии (I век до н. э.), имеет золотые браслеты, которые кажутся торками с выступающими «концами», но на деле это замкнутые кольца.
Есть необычный пример торка с закрученной формой, похожей на штопор, и с дисковыми клеммами, который был найден в кладе Стирлинга из Стирлингшира, Шотландия (300-100 до н. э.). Наконец, в римской Британии в I-м и II-м веках нашей эры была создана новая форма торка, которая имела плоский стержень по центру и несколько «бусин» на концах. Прекрасным примером этого типа является медный сплав торка из Лохар Мосс из Шотландии, который сейчас находится в Британском музее в Лондоне.
Ритуальное подношение или выгодный депозит
Клад Стирлинга и многие другие, подобные ему, состояли из нескольких торков, закопанных вместе в неглубоких ямах, но с какой целью их закопали, не понятно. Было это некое обетное жертвоприношение или же их спятали, к примеру, в период войны для сохранности. Наличие в подобных схронах монет намекает на второй вариант. Но в некоторых местах концентрация драгоценностей слишком высокая, и сложно поверить, что всё это принадлежало одному человеку или даже целой семье.
Фото: https://www.worldhistory.org
Вероятно, что это были некие ритуальные места, куда поколениями закапывали ценности в дар богам. Идею священного места может иллюстрировать клад Снеттишема в Англии, который состоял из 12 отдельных схронов с драгоценностями. Почему ничем не примечательное равнинное место получило статус священного, остаётся неясным. Ещё один намёк на ритуальный характер кладов – это создание своеобразных цепочек из нескольких торков.
Эти две идеи можно легко совместить, клад мог быть сделан в ритуальных целях на священной земле, которая и должна была сохранить драгоценности от чужих посягательств. В то же время, в мужских погребениях торки встречаются крайне редко, а вот в женских и девичьих почти в каждом, но эти торки чаще всего сделаны из бронзы.
Боги и торки
Торки, вероятно, имели духовный смысл, и, возможно, именно по этой причине кельтских богов часто изображают носящими или держащими торки. Пожалуй, самые известные примеры можно увидеть в
котле из Гундеструпа, 100 г. до н. э. Серебряный и частично позолоченный сосуд с богатым рельефным декором. Внутренняя панель котла показывает богоподобную фигуру с рогами, сидящую со скрещёнными ногами и носящую торк на шее. Фигура также держит торк в правой руке. Кроме того, несколько богоподобных фигур на внешней стороне котла носят торки на шее.
Фото: www.worldhistory.org
Рогатая фигура, идентифицированная как
Цернуннос на галло-римском памятнике I-го века н. э. столп корабельщиков есть торк, свисающий с каждого из его рогов. Ещё одно возможное изображение Цернунна, на этот раз в виде бронзовой фигуры I-го века до нашей эры, найденной в Буре близ Парижа, тоже носит торк на шее. Наконец, ещё одна известная скульптура, голова из песчаника Мшецке-Жехровице из Чешской Республики, датируемая примерно II веком до нашей эры, также носит толстый торк вокруг шеи.
Однако, несмотря на многочисленные изображения в искусстве по всей кельтской Европе, точное символическое значение торков для древних кельтов неизвестно.
Как и другие драгоценные предметы, к примеру, кельтские бронзовые щиты, торки были созданы в качестве обетных подношений богам. Историк Гней Помпей Трог, писавший в I веке до нашей эры, написал, что золотой торк был посвящён галльским принцем богине Минерве в Массилии Катамандом.
Воины и торки
Кельтские воины более высокого статуса часто носили украшения из золота, бронзы или железа на шее и запястьях как знак своего положения в обществе. Многие кельтские воины носили торки, и изображения в искусстве подтверждают это, самым известным примером является статуя Умирающего Галла в Капитолийских музеях в Риме. Мраморная фигура датируется c. 230-220 до н. э. и была заказана Атталом Пергамским (r. 241-197 до н. э.) в честь его победы над галатами.
Греческий историк Полибий (ок. 208-125 до н. э.) отметил, что галлы, вторгшиеся в Италию в 225 г. до н. э. носили золотые ожерелья и браслеты. Когда эта кельтская армия потерпела поражение, их торки и боевые штандарты были вывешены на всеобщее обозрение в Капитолии Рима. Римский писатель Кассий Дион (ок. 164 - ок. 229/235 н. э.) описывает Боудикку (ок. 61 н. э.), вождя иценов, во время битвы на ней было витое золотое ожерелье. Наконец, Диодор Сицилийский, писавший в I веке до нашей эры, отметил кельтских воинов:
Они накапливают большое количество золота, которое используется для украшения не только женщинами, но и мужчинами. Они носят браслеты на запястьях и руках, тяжёлые ожерелья из чистого золота, кольца большой ценности и даже золотые корсеты.
Возможно, считалось, что торки каким-то образом защищают владельца, так же как тотемы животных носили на щитах и мечах. В таком случае они не всегда работали, и враги кельтов, безусловно, были рады собирать торки в качестве военных трофеев. В 361 году до нашей эры один римский полководец, Тит Манлий, даже получил прозвище Торкват после того, как он победил и убил вождя воинов из Галлии в единоборстве, а затем взял его торк в качестве приза за победу. Гораздо более впечатляющий улов был собран в 191 году до нашей эры, когда римская армия победила кельтскую армию в Болонье и собрала военную добычу в 1500 золотых торков.
Фото: www.worldhistory.org
Сами кельты вполне могли рассматривать торки, если не как валюту непосредственно, то, по крайней мере, как удобную форму переносимого богатства, особенно когда армия была в движении.
Тем не менее, то, что эта особая форма украшений имела какое-то значение, помимо ценности самого материала, очевидно в таких случаях, как подарок галлов римскому императору Августу, массивный золотой торк, слишком тяжёлый, чтобы его действительно носить.
Римская оценка торков, безусловно, продолжалась ещё долго после того, как они завоевали кельтские племена. Римские солдаты часто носили миниатюрные торки на своих нагрудных доспехах, которые давались в награду за доблесть. Из этих миниатюрных торков затем развилась популярная форма украшений, пенанулярная брошь.