Искусство, наряду с языком, возможно, один из лучших способов увидеть связи между древними народами, которых мы называем кельтами, жившими в Европе железного века. Были большие различия во времени и пространстве, но общие черты древнего кельтского искусства включают скульптуры загадочных богов и обнажённых воинов, любовь к изображению лесных животных, использование сложных и извилистых растительных узоров и желание подчеркнуть красоту даже самых маленьких и обыденных повседневных предметов.
На кельтское искусство оказывали влияние соседние народы от фракийцев до римлян.
Мода на кельтику началась в XIX веке, когда были совершены археологические открытия, относящиеся к временам раннего средневековья.
Кельтское искусство и сегодня продолжает очаровывать и вдохновлять художников и ремесленников.
Основные темы кельтского искусства
Среди учёных до сих пор есть споры по поводу самого термина «кельты» для обозначения различных народов Европы железного века, самый убедительный аргумент – этот как раз общие черты в искусстве. От Иберии до Богемии в искусстве были повторяющиеся темы, которые появлялись в различных формах с 700 года до н. э. по 400 год. Естественно, в искусстве существовало много региональных вариаций, но тем не менее, идеи и тенденции, стили оставались общими на всем этом пространстве:
- любовь к плавным формам, как в контурах произведений искусства, так и в их оформлении.
- изображения богов и воинов, особенно их голов.
- изображения животных (реальных или воображаемых), особенно лесных, таких как олени, кабаны, лошади и охотничьи собаки.
- использование сложных растительных узоров, абстрактных арнаментов и закрученных взаимосвязанных линий, которые могут заполнить все доступное декоративное пространство на объекте.
- появление искусства во всех типах предметов, включая функциональные предметы повседневного обихода для приготовления пищи, а также в миниатюрной форме, такой как крошечные заколки для волос.
- общие идеи и схожая религия, а так же представления о жизни на земле и загробном мире.
Ещё одним источником различий, помимо пространства и времени, являются внешние культуры, с которыми определённые группы кельтов вступали в контакт с точки зрения границ, торговли и войны. Например, греческая и этрусская керамика высоко ценилась и была найдена во многих кельтских захоронениях. Элементы фракийского искусства и искусства скифов также можно увидеть в кельтском искусстве, такие как головы быков и богато украшенные рога для питья.
Когда римляне во второй половине I-го века до нашей эры завоевали данную территорию, они принесли с собой культурные традиции, особенно любовь к фантастическим существам и новым материалам, таким как латунь и эмаль.
Благодаря торговым и дипломатическим подаркам даже художественные идеи из столь отдалённых мест, как Персия, проникли в кельтскую Европу.
Кельты также учились друг у друга, причём некоторые регионы специализировались на определённых видах искусства, к примеру, ювелиры в регионах вокруг рек Рейн и Мозель. Наконец, с христианизацией Европы кельтское искусство приняло новые формы и средства выразительности, которые лучше всего видны в рукописях, броши и каменные кресты, становятся олицетворением кельтского искусства.
Ещё одну сложность представляет малое количество письменных источников у древних кельтов. Нет достоверного описания техники и технологии создания предметов культуры, некоторые предметы вызывали споры касательно их назначения. Единственное что есть у исследователей – это сами предметы, и то, что находилось рядом с ними в момент раскопок.
Фото: www.worldhistory.org
Также хорошо помнить, что в древних культурах не существовало классификации "высокого искусства" и ремёсел. Для кельтов искусство могло быть применено ко всему, и оно всегда было функциональным, даже если только богатые могли позволить себе богато украшенные предметы, к примеру, украшенные сосуды для пиршеств, доспехи и оружие. Именно по всем вышеперечисленным причинам историки Дж.Фарли и Ф. Хантер утверждают: "Кельтское искусство - сложный и непонятный язык" и "правильнее понимать его как серию кельтских искусств, а не как единую, однородную традицию".
Кельтская скульптура
Скульптуры вырезали из дерева, камня и металла, бронзу ковали или отливали, использовали железо и золото. Детализацию и украшение фигурок делали с помощью гравировки, штамповки, трассировки и повторной обработки (обработка материала сзади для создания рельефа с другой стороны). Детали были добавлены к скульптурам всех видов с использованием красочных материалов, таких как стекло (особенно красное), коралл, ракушки, янтарь, полудрагоценные камни и эмаль.
Фото: www.worldhistory.org
Ранние кельтские скульптуры фокусируются на человеке, особенно на головах, которые считались домом души. Такие работы обычно изображают богов и героические фигуры воинов, но в то же время, они абстракты, с типичными чертами лица, лентообразные глаза, выпуклый нос и зачёсанные назад волосы. Скульптуры редко делали в натуральную величину, но всё же, несколько подобных примеров сохранилось. Рогатый
бог Цернуннос, олицетворявший природу и плодородие, появляется в различных каменных скульптурах. Деревянные стоячие фигуры, особенно из дуба, изображаются в плаще с капюшоном, иногда им надевали металлический торк на шею. Эти фигуры, вероятно, стояли на кельтских религиозных объектах.
Ещё одна форма, имевшая религиозные коннотации, - это резные камни, которые сохранились, в частности, во Франции и Ирландии. Типичные камни имеют форму куполов или четырёхгранных пирамид и покрыты абстрактными узорами из линий, завитков и растительных мотивов. Возможно, они представляли кельтский взгляд на вселенную и были размещены в священных местах.
Прекрасным примером является каменная колонна V - IVвека до н. э. из Пфальцфельда, Санкт-Гоар, Германия. Высота столба составляет 1,48 метра, когда-то он был увенчан головой. Разделённое на четыре стороны вертикальными рельефами, каждый лик имеет человеческие черты с густой бородой и головным убором, известным как "корона из листьев", этот мотив, неоднократно встречается в кельтском искусстве.
Что действительно захватывало воображение кельтов, так это фигура воина. Воинов часто изображали обнажёнными. Но при них всегда был пояс с оружием, иногда ещё и плащ.
Фигурки воинов встечаются самых разных размеров. Возможно, подобные «памятники» ставили на захоронения.
Примером подобной фигуры в натуральную величину является "Принц Глауберг" V века до н. э., раскопанный в Глауберге, Германия. Воин, несущий щит, одет в кольчужную тунику и ожерелье из торка с тремя подвесками. Он также носит сложный головной убор типа "короны из листьев". Кроме того, есть скульптуры, которые мы не можем однозначно идентифицировать ни как бога, ни как воина. Самым известным примером является голова из песчаника Мшецке-Жехровице из святилища в Чешской Республике, которая датируется примерно II веком до нашей эры.
Фото: www.worldhistory.org
Животные, реальные и вымышленные были ещё одним излюбленным сюжетом кельтов. Частыми находками стали маленькие фигурки из металла. Они украшают всевозможные предметы, такие как котлы, колесницы и кувшины. Кельты верили, что тотемы животных, особенно на оружии, доспехах, в виде гребней шлемов, на боевых рогах и на щитах, защищают владельца и прививают ему свойства и характеристики конкретных животных. Часто изображаемые животные - либо целые, либо в виде масок: быки, лошади, олени и кабаны.
Прекрасным образцом абстрактной кельтской скульптуры, когда-то предназначавшейся для украшения ведра или подобного сосуда, является бронзовая маска с головой лошади 50 до н. э.-100 н. э., которая была обнаружена как часть кладовой Стэнвика в Северном Йоркшире, Англия. Маска изготовлена из цельного металлического листа и имеет сильно стилизованные глаза, ноздри и переносицу, все они выполнены в мелком рельефе. Другой метод создания неясности состоял в том, чтобы спроектировать произведение так, чтобы оно менялось при взгляде под разными углами. Со стороны лицо может выглядеть просто как группа взаимосвязанных линий и форм, и только спереди открывается абстрактное лицо человека или животного.
Кельтские щиты
Скульптуры кельтских воинов часто носили традиционный продолговатый щит, они вместе с умбоном часто сами были произведением искусства. Кельтские щиты были сделаны из дерева и кожи с металлическими пряжками, с центральным выступом для дополнительной прочности. Эти умбоны и бронзовые церемониальные щиты или бронзовые накладки, предназначенные для настоящих щитов, были ещё одной возможностью для кельтского художника продемонстрировать своё мастерство.
Выдающимся примером является Щит Баттерси, который сейчас находится в Британском музее. Щит был извлечён из реки Темзы и, вероятно, брошен в её воды в качестве жертвоприношения по обету. Датируемый между 350 и 50 годами до н. э., щит изготовлен из листовой бронзы, которая украшена рельефами, гравюрами и репродукциями. В центральном и самом большом круге есть три больших круга с ярко выраженным центральным выступом. Здесь есть свитки и 27 рамок, когда-то заполненных красной стеклянной пастой. Пальметты и S-образные мотивы в чеканке соединяют заклёпки внутри каждого круга.
Фото: www.worldhistory.org
Две работы, демонстрирующие абстрактное кельтское искусство, - это Щит Уитема и умбон Щита Уондсворта, также найденные в английских реках. Центральный выступ щита Уитама, датируемый 400-300 годами до н. э., украшен абстрактным декором с добавлением кусочков красного коралла. Щит имеет слабо выраженный рисунок кабана с удлинёнными ногами, сегодня он виден только благодаря разнице в оттенке патины. Умбон щита Уондсворта датируется периодом с 350 по 150 год до нашей эры. Украшение на умбоне выполнено в виде стилизованных птичьих голов с крючковатыми клювами и удлинёнными телами в репусе. Конечности птиц превращаются в свитки или усики, когда два существа, кажется, летают по окружности умбона. Этот тип украшения можно увидеть в других кельтских произведениях, к примеру, на бронзовых зеркалах и шлемах.
Кельтские торки
Торк – одно из
главных украшений кельтов. Не смотря на то, что похожие украшения есть и в других культурах, его можно считать отличительной чертой этой народности. В кельтском искусстве множество примеров воинов и богов, носящих торки на шее, кроме того, сохранилось и множество украшений, которые носили реальные люди. Торки, возможно, использовались в ритуалах, в частности, являются частым сопровождающим инвентарём.
В те времена в наряде людей не было ничего случайного.
Вероятно, торки несли функцию защитного амулета, и заодно, показывали уровень состоятельности владельца; золотые, несомненно, были символом богатства.
Изготовленный из железа, бронзы, меди, серебра и золота, дизайн варьируется в зависимости от клемм, которые могут быть петлями, головами животных или геометрическими формами: такими как песочные часы, сферы и диски. «Верёвка» может быть простой, скрученной, цельной, полой или обёрнутой вокруг органического ядра (гибкой ветки).
Фото: www.worldhistory.org
Возьмём для примера Большой торк Снеттишема, часть погребального клада Снеттишема, найденного недалеко от деревни Снеттишем в Норфолке, Англия. Изготовленный из сплава золота (другие металлы - серебро и медь), он весит чуть более одного килограмма и датируется 150-50 годами до нашей эры. Лента этого шейного торка состоит из 64 нитей, которые скручены в восемь верёвок, каждая из которых содержит восемь нитей. Клеммы полые, отлиты с помощью пресс-форм и приварены к канатам. Клеммы совмещают рельефные участки с чеканной "корзиной", мастер использует очень тонкие инструменты для достижения этой цели, а также для заточки литой работы и устранения дефектов.
Другим очень прекрасным примером является посеребрённый торк Трихтингена, обнаруженный недалеко от города с таким названием в Германии и, вероятно, датируемый II веком до нашей эры. Размером 29,5 см в диаметре и весом 6,7 килограмма он слишком тяжёлый, чтобы егона самом деле носить. Вероятно, его одевали на статую или изготовили в качестве обетного подношения. Клеммы в форме бычьих голов близки к искусству финикийцев или фракийцев.
Кельтские броши
Древние кельты особенно любили создавать декоративные броши и булавки. Эти функциональные украшения для скрепления одежды, вскоре превратились из простых бронзовых и железных фибул в богато украшенные статусные символы и амулеты, которые носили мужчины, женщины, и детей. Более ранние броши изготавливали в форме животных, особенно лошадей и змей, а также человеческих голов, колокольчиков и барабанов. Они могут быть S-образной формы с головкой на обоих концах или более абстрактными со спиралями и замысловатыми узлами. Широко распространена была кольцевидная брошь - фибула, которая состояла из почти полного кольца и булавки. Фибула становиться декоративной и в средние века распространилась по всей Европе.
Фото: www.worldhistory.org
Более изысканные образцы кельтских брошей были сделаны из золота и бывали инкрустированы яркими драгоценными камнями. Металл отливали и украшали гравировкой. Одним из величайших примеров этих миниатюрных шедевров является брошь Браганса, обнаруженная в Испании и датируемая 250-200 годами до нашей эры. На этой золотой броши изображён кельтский воин со щитом, стоящий лицом к охотничьей собаке. Булавка украшена замысловатыми петлями и изгибами.
Кельтские котлы
Котлы занимали особое место в кельтской культуре; они олицетворяли изобилие и возрождение, в то время как в мифологии они обладают магическими свойствами, например, готовить бесконечное количество каши. Котлы, используемые для разнообразных ритуалов и праздников, часто богато украшены. Изготовленные из листовой бронзы, они были подвешены на цепях над кострами и использовались для приготовления мясного рагу. Миниатюрные скульптуры часто украшали ободья, ручки и точки подвески.
Фото: www.worldhistory.org
Величайшим примером декоративного котла, возможно, слишком хорошо сделанного, чтобы его использовать в повседневности, является
котёл Гундеструп из Дании. Эта частично позолоченная серебряная чаша, датируется примерно I веком до н. э. или ранее и, вероятно, он был привезён с нижнего Дуная. На великолепных рельефных панелях изображены сцены с кельтскими богами, на нём же изображены мотивы с животными близкие к восточным. Как отмечают историки Дж.Фарли и Ф. Хантер, котёл "
не кельтский или, по крайней мере, не просто кельтский".
Это создаёт новые проблемы для историков, что считать кельтским искусством, а что нет. На пяти внутренних и восьми внешних панелях изображены боги, идентифицированные как Цернуннос и Медб, большинство богов носят характерный шейный торк. Есть сцены жертвоприношения быка, отряда кельтских воинов, крылатых грифонов, леопардов и слонов.
Кельтская керамика
Кельтские керамические сосуды имею изящно изогнутые стенки. Они могут быть тёмными или красного цвета с чёрным декором. Ранние сосуды копировали подобные сосуды, выполненные из бронзы. Несмотря на свою простоту, сосуды были искусно сделаны и хорошо отполированы. Классический тип сосуда VI-го века до н. э. - это трёхсторонний килевой сосуд, изготовленный из трёх отдельных частей. С появлением более быстрого гончарного круга из Средиземноморья, стали возможны горшки более высокого качества. Кельты особенно любили вино, и тип сосуда с длинным горлышком, известный как Линсенфлаше, был распространён в Центральной Европе в V-м и IV-м веках до нашей эры. Луковичные сосуды с небольшим пьедесталом и без ручек изобилуют с середины IV века до н. э. и позднее.
Фото: www.worldhistory.org
Простые геометрические узоры были популярны на ранней керамике. По мере развития искусства, животные стали любимым мотивом для украшения и могли быть вырезаны, нарисованы или сделаны оттиском на керамике всех видов. Узелковый орнамент так же является характерным для кельтов, поскольку кельтские художники заполняли все доступное пространство, что ещё больше подчёркивало изгибы сосуда. Иногда большая площадь сосуда окрашивается в однотонный цвет, чтобы акцентировать внимание на другом элементе декора. Сочетание силуэтов животных и плавных геометрических линий лучше всего видно в керамике южной Франции во II веке до н. э., когда животные становятся почти неузнаваемыми из-за их удлинённых тел и конечностей.
Упадок и наследие
Распространение
Римской империи с I века н. э. привело к тому, что кельтская культура и искусство впитали больше средиземноморских идей. Барельеф из Реймса показывает центральное место, отведённое фигуре Цернунна, но по обе стороны от него стоят греко-римские боги Аполлон и Меркурий. Кроме того, массовое римское искусство и разрушение кельтской системы покровительства искусству коренных народов, вызванное новым политическим и социальным порядком, означали, что кельтское искусство начало приходить в упадок и практически исчезло в континентальной Европе.
В период поздней античности христианство стало завоёвывать Европу, поэтому европейские художники модифицировали свои работы, чтобы отразить новые верования.
Кельтские художники, в настоящее время ограниченные Британией и Ирландией, нашли выражение своим идеям в брошах, особенно фибулах, которые теперь украшались христианской символикой. Тем временем любовь к сложным узловым конструкциям нашла новое выражение в иллюстрированных рукописях, в то время как скульпторы создавали декоративные каменные кресты для кладбищ.
По сути, кельтское искусство слилось с англосаксонским и скандинавским искусством в средневековой Британии, но оставалось более чистым в более изолированных Ирландии и Шотландии. С нормандским завоеванием Англии в 1066 году появилось совершенно новое влияние и искусство проявилось в новых формах и материалах. Следовательно, искусство, созданное древними кельтами, теперь осталось элементом неписаного прошлого.
Спустя столетия оно получило новое дыхание. Кельтское искусство пережило возрождение в XIX веке. После нескольких крупных археологических открытий возрос интерес к древней истории. Вдохновляя художников своими абстрактными и запутанными формами, искусство древних кельтов вызывает интерес по сей день.