Астарта - ханаанская/финикийская богиня любви, секса, войны и охоты, трансформировалась из месопотамской богини Инанны / Иштар. Обычно она ассоциируется с богом бури Ваалом, но, похоже, была гораздо более популярна. Она отправилась в Египет по торговым делам, где была принята в качестве военного божества и супруги Сета.
Она была связана с войной в Леванте до её прибытия в Египет, но истории, касающиеся её, обычно подчёркивают мастерство в охоте и аспекты её отношений с Ваалом и богом Эль.
Её часто изображают с лошадьми и колесницами после прибытия в Египет и в виде красивой обнажённой женщины, иногда с крыльями или рогами, как она была в ханаанских/финикийских регионах, которые также ассоциировали её с голубем, пчелой и львом.
Она путешествовала из Финикии, а затем из Египта торговыми путями по всему Средиземноморью и была явно довольно популярна, судя по количеству храмов, воздвигнутых в её честь. Считается, что она повлияла на развитие греческих богинь Артемиды и Афродиты, римской Венеры, а также хурритской богини Саскии других. Астарта также известна как Аштарт, Атарт, а в Библии как Ашторет, супруга Ваала, и осуждена вместе с ним как "ложный бог" пророком Илией, а также другими, включая Иеремию, за то, что отвлекала людей от поклонения Яхве.
Её имя было связано с христианским
праздником Пасхи, хотя это утверждение неоднократно оспаривалось. Однако возможно, что она подобна богиням плодородия, чьи праздники были обращены в христианство, как и многие языческие праздники. В наши дни она остаётся популярной богиней среди неязыческих и викканских движений, которые рассматривают её, наряду с другими древними богинями.
Имя и происхождение
Астарта - греческая форма ханаанского Атарта и финикийского Аштарта, оба имени происходят от аккадского Асдарту, отсылающего к богине Иштар.
Иштар произошла от шумерской богини Инанны, которая письменно засвидетельствована в IV-м тысячелетии до н. э., поклонение которой считается намного более древним.
Инанна - богиня любви, сексуальности, чувственности, плодородия и войны, и эти качества позже характеризовали Иштар.
Инанна уже была популярной богиней в Шумере, когда Энхедуанна (2285-2250 до н. э.), верховная жрица храма в Уре и дочь Саргона Аккадского (2334-2279 до н. э.), основателя Аккадской империи, отождествила её с Иштар. Саргон приписывает Иштар военные победы в своих надписях, идентифицируя её как божество войны во время своего правления.
Учёный Стивен Бертман описывает богиню:
Инанна или Иштар (западносемитское: Астарта) была самым популярным божеством древней Месопотамии, которое олицетворяло силу сексуального влечения и плотское удовольствие, которое от него исходит. Сосредоточенная на немедленном удовлетворении собственных чувственных потребностей, она не была ни богиней брака, ни богиней деторождения. Её сексуальный аппетит был неистощим, а отношения с мужчинами краткосрочными... Из-за её дикости и яростной решимости идти своим путём, чего бы это ни стоило другим, Инанна/Иштар также была богиней войны и покровительницей правящих династий. Её животным был лев, а символом - звезда, обозначающая утреннюю и вечернюю звезду Венеру, с которой она была астрологически отождествлена.
Она была принята с этими атрибутами хананеями, которые добавили пчелу, голубя и пальму в её иконографию. Её характеристики до прибытия в Египет были истолкованы учёными в основном по статуям и рельефам, поскольку она играет второстепенную роль в рассказах о ханаанских богах. Сестра Ваала, Анат, гораздо более чётко определена в ханаанской религиозной литературе, в то время как Астарта, по-видимому, была в Египте. Две богини были объединены в пары как культовые фигуры в Египте, хотя и признавались разными божествами, и в ханаанской мифологии они появляются вместе, по крайней мере, в двух сказаниях.
Угаритские тексты
Астарта впервые упоминается в текстах древнего города Угарит (современная Рас-Шамра, Сирия), датируемых серединой XIV-го-концом XIII-го веков до н. э., в частности, в цикле Ваала и Эль. Цикл Ваала - это не отдельное произведение, а сборник рассказов о войне Ваала с морским богом Яммом, его победе над смертью и восхождении в качестве царя богов.
Ваал - бог бурь, дождя и войны, который также ассоциировался с плодородием и хорошими урожаями и был одним из наиболее популярных богов ханаанского пантеона. Его власть и положение принца, сына лорда Эла, сделали его приемником Эла. Однако цикл Ваала начинается с разочарования Ваала решением Эла избрать Ямма новым королем вместо себя. Однако, как только Яму назначают королём, он порабощает своих собратьев-богов, которые взывают к супруге Эла, Ашере, за помощью.
Глиняная табличка с циклом Ваала. Фото: www.worldhistory.org
Ашера предлагает Яму различные сокровища, если он изменит свою политику, но он отказывается от них, говоря, что все, чего он хочет, - это обладать королевой. Когда Ашера возвращается в совет богов с этой новостью и её согласием с условием Йамма, все с благодарностью принимают её жертву, кроме Ваала, который клянётся, что убьёт Ямма.
Когда Ямм посылает эмиссаров с просьбой к совету выдать ему Ваала, посланники ведут себя высокомерно, и он собирается напасть на них, но его сдерживают Анат и Астарта:
Затем принца Ваала потряс
В руке нападающий,
В левой руке убийца…
...Анат хватает,
Его левую руку хватает Астарта.
Текст сильно повреждён, но богини, похоже, останавливают его от убийства посланников, которые только выполняют приказы. Эль также игнорирует плохое поведение эмиссаров и обещает, что Ваал будет доставлен и придёт с дарами. В этот момент бог ремёсел Котар-ва-Хасис куёт для Ваала две могучие дубины, которые победят Ямма. Ваал встречается с Ямом в битве, побеждает его и бросает обратно в море, после чего принимает царство.
Следуя этой последовательности, Мот, бог смерти, восстаёт против Ваала и проглатывает его (или думает, что делает, так как Ваал на самом деле скрылся и послал вместо себя двойника). Поскольку он бог плодородия, его отсутствие приносит засуху и голод. На данный момент казалось бы естественным, что его супруга Астарта сыграет значительную роль в отмщении за него, но вместо этого его сестра Анат убивает Мота, разрезает его на куски и швыряет по всей земле. После этого Ваал раскрывается и возобновляет своё правление, покоряет Мота (который, как бессмертный бог, вернулся к жизни), и история заканчивается.
Роль Астарты во всём незначительна, и учёные Майкл Д. Куган и Марк С. Смит объясняют это как выражение патриархального общества Угарита. Нет сомнений в том, что угаритский патриархат информировал религиозные тексты, но это не объясняет, почему Ашере и Анат отводятся центральные роли, в то время как популярная богиня, такая как Астарта, появляется только в сцене, где она помогает сдерживать Ваала, а затем позже, когда она голосует с другими богами за то, чтобы у Ваала был свой собственный дворец.
Цикл Ваала был открыт в Угарите в 1929 году, и ранние учёные решили эту проблему, заявив, что Астарта и Анат были объединены, и поэтому на самом деле Астарта берёт на себя роль мстителя.
Однако это утверждение было отклонено, поскольку ясно, что две богини различны, и нет никаких доказательств того, что они когда-либо были объединены.
В мифической вечеринке Эла Анат и Астарта готовят пир, вместе отправляются на охоту и помогают Элу вылечиться от похмелья.
Более вероятно, что Анат просто является более активной из них двоих, решив взять на себя эту задачу сама, в то время как Астарта, возможно, считалась вдохновляющей других действовать за неё. Это соответствовало бы её происхождению как месопотамской Инанны/Иштар, которая постоянно манипулирует другими, заставляя выполнять приказы. В Эпосе о Гильгамеше Приведу самый известный пример: она призывает Небесного Быка наказать Гильгамеша после того, как он отверг её ухаживания, вместо того, чтобы самой справиться с оскорблением. Возможно, поскольку две богини были в паре, что Анат была активной, а Астарта-пассивной партнёршей, по крайней мере, до их прибытия в Египет.
Астарта в Леванте и Египте
Как бы она ни была изображена в текстах, археологические находки свидетельствуют о её популярности по всему Леванту. Ей поклонялись в Баальбеке, Библосе, Сидонеи Тире, а в Баальбеке – главном центре культа Ваала – её святыни и храмы превосходили его по численности. Из Леванта она отправилась через торговлю на Кипр, где стала столь же популярной, и та же парадигма наблюдается в Греции и Египте.
Она прибыла в Египет во времена 18-й династии Нового царства (около 1550-1292 гг. до н. э.) и упоминается на стеле Сфинкса, воздвигнутой Аменхотепом II (1427-1401 гг. до н. э.), как "очень довольная" его искусством верховой езды. Вместе с Анат, которая путешествовала вместе с ней, она считалась божественной защитницей фараона в битве, особенно его колесницы и лошадей.
Рассказы о цикле Ваала, похоже, путешествовали вместе с ней, но, по словам учёного Ричарда Х. Уилкинсона, Астарте была отведена роль, которую ранее играла Анат:
Согласно фрагментарной истории 19-й династии об Астарте и море, богиня, по-видимому, участвовала в срыве требований тиранического морского бога Ямма, хотя детали этого мифа для нас утеряны.
Её понимали как дочь Ра (или, возможно, Птаха) и супругу Сета вместе с Анат.
Её связь с Сетом была объяснена в популярном мифе "Схватки Гора и Сета", повествующей о борьбе двух богов за царство. Предысторией действия является цикл Осирис-Сет, в котором законный царь Осирис убит своим ревнивым братом Сетом, оживлённым его сестрой-женой Исидой и её сестрой Нефтидой, но поскольку он неполноценен после своего воскресения, он спускается в подземный мир, чтобы стать Судьей Мертвых. Исида воспитывает их сына Гора до зрелости, и в этот момент он бросает вызов Сету за трон.
В Состязаниях Гора и Сета Гор и Сет предстают перед советом богов, чтобы изложить свои доводы в пользу царствования, и принимается решение, что они должны разрешить свои разногласия с помощью серии состязаний. Большинство богов считают, что Гор должен править, поскольку он сын Осириса, но Ра чувствует, что он слишком молод и неопытен, а у Сета достаточно зрелости, чтобы стать лучшим царём. Состязания продолжаются в течение 80 лет, пока не вмешивается Исида, и Ра присуждает царство Гору.
Фигурка богини. Фото: lunaatra.org
Однако Сет все ещё считался хорошим монархом, и поэтому ему был дан контроль над чужими землями за пределами Египта и бесплодными районами пустыни. В качестве утешительного приза, поскольку было признано, что эти земли не могут сравниться по красоте с Египтом, ему также были даны Анат и Астарта в качестве супругов. Хотя Сет потерял царство и был изображён злодеем в цикле Осириса-Сета, ему также поклонялись во время Нового Египетского царства, и популярность Астарты, безусловно, не пострадала от её связи с ним. Ей поклонялись по всему Египту в официальных храмах, посвящённых ей, в святилищах, в паре с Анат и как члену триад, появляясь вместе с Мут и Хонсу.
Комментарии Уилкинсона:
Она появляется как богиня войны в Египте, и хотя сексуальный аспект Астарты, по-видимому, не был так ярко выражен в египетской религии, как на её ханаанской родине, он, вероятно, не полностью отсутствовал в её египетской мифологии. Обычно её изображали обнажённой женщиной верхом на лошади, размахивающей оружием и в короне Атефа или головном уборе с бычьими рогами…Ряд изображений неизвестной богини в рогатом шлеме – как на остраконе, найденном в деревне рабочих Дейр-эль – Медины, - вполне могут представлять эту богиню.
К ней обращались вместе с Анат за исцелением, защитой и победой в битве, особенно в отношении лошадей и колесниц.
Астарта в Библии
Астарта продолжала оставаться популярным божеством в Леванте и других местах и, согласно Библии, была значительным препятствием для принятия бога Яхве в Царстве Израиль. В библейских повествованиях она упоминается как Ашторет и осуждается как ложный бог пророками Яхве в I и II Царях, Иеремией и в других местах. Библия также упоминает её под эпитетом Царица Небесная, который она унаследовала от Инанны/Иштар, и ясно показывает, насколько она была популярна в отрывке из Книги Иеремии.
После того, как пророк Иеремия сказал людям, что Яхве уничтожит их, если они не смирятся, не отвергнут других богов и не будут поклоняться ему одному, люди отвергают его предупреждения, утверждая, что их жизнь была лучше, когда они поклонялись богине:
Тогда все мужчины, которые знали, что их жены воскуривали благовония другим богам, вместе со всеми присутствовавшими женщинами...сказали Иеремии: "Мы не будем слушать послание, которое ты сказал нам во имя Господа! Мы, конечно, сделаем всё, что обещали: мы будем воскуривать благовония Царице Небесной и возносить ей подношения с напитками, как это делали мы и наши предки, наши цари и наши чиновники в городах Иудеи и на улицах Иерусалима. В то время у нас было много еды, мы были богаты и не пострадали. Но с тех пор, как мы перестали воскуривать благовония Царице Небесной и возносить ей подношения, у нас ничего не было, и мы погибали от меча и голода".
Иеремия отвечает им, говоря, что все их проблемы вызваны поклонением ложным богам, таким как Астарта, и, если они будут упорствовать, Яхве сурово накажет их. Борьба между культом Ваала/Астарты и культом Яхве служит сюжетным приёмом, чтобы показать превосходство Яхве здесь, а также в знаменитой истории о борьбе пророка Илии со жрецами Ваала в I книге Царств.
Вывод
Война Илии с чужеземными богами легла в основу его борьбы против финикийской царицы Иезавели, которая поощряет поклонение Ваалу и Астарте в Израиле. Иезавель, как и богиня, которой она поклонялась, представлена в еврейских Писаниях как злодейка, и её продолжали воспринимать в этой роли, как только они стали Ветхим Заветом христианской Библии.
Хотя Астарту часто путают с Ашерой в библейских комментариях, эти две были разными богинями, и Ашера, упоминаемая в Библии, является полюсом плодородия (или священным деревом) богини, а не намёком на Астарту, хотя некоторые переводы Библии, похоже, предполагают это. Астарта продолжала подвергаться злодейству на протяжении всего раннего развития христианства и понималась как представитель языческих систем верований, которые следует отвергнуть.
К средневековью Астарта, как и Ваал, ассоциировалась с христианским дьяволом и была преобразована в средневековых работах по демонологии в демона мужского пола Астарота, часть злой троицы с Вельзевулом (производным от Ваала) и Люцифером. Среди некоторых христианских конфессий в наши дни Астарот по-прежнему понимается в той же роли, в то время как Астарта отвергается как древняя ложная богиня, духовенство которой было побеждено силой Яхве. Современные неоязыческие и викканские приверженцы, однако, опровергают это утверждение, продолжая поклоняться богине так, как её почитали в прошлом, находя в ней источник силы.