Пуритане английские протестантские христиане, жили преимущественно в XVI – XVIII веках, они утверждали, что англиканская церковь недостаточно дистанцировалась от католицизма и стремилась "очистить" его от католических практик. Первоначально этот термин был оскорблением, используемым англиканцами для обозначения людей, которых, по их утверждению, слишком легко оскорбляла литургия Англиканской церкви, которые придирались к деталям и создавали проблемы, оправдывая свои усилия с помощью текста Библии Пуритане не использовали этот термин для обозначения самих себя, они в основном использовали термин «избранные».
Хотя первоначально это была небольшая секта инакомыслящих, черпавших вдохновение в трудах религиозного реформатора Джона Кальвина (1509-1564 гг..), пуританство получило более широкое распространение к концу XVI и началу XVII века.
Они возражали против использования Книги общей молитвы, иерархии англиканской церкви (которая отражала иерархию Католической церкви), использования благовоний и музыки в богослужениях и ряда других аспектов церковной литургии и практики. При Якове I Английском (р. 1603-1625 гг.) они подвергались преследованиям.
Происхождение и развитие пуританства
Протестантская реформация (1517-1648 гг.) нарушила единство католической церкви и установила христианские конфессии в странах по всей Европе. Одним из первых протестантских реформаторов был швейцарский теолог Жан Ковен (более известный как Джон Кальвин), который выступал за буквальное прочтение Библии как слова Божьего и строгое следование Священным Писаниям в управлении своей жизнью. Король Англии Генрих VIII (1509-1547 гг.) последовал примеру других стран в отказе от католицизма и создании англиканской церкви, но он не интересовался теологическими вопросами или тем, как должна была быть организована его церковь, поэтому она во многом копировала католическую модель.
Это решение оскорбило протестантов, которые ожидали такого же радикального разрыва с католицизмом, о котором они слышали в других странах, таких как Германия, и они начали выступать за дальнейшие реформы. Эти люди были названы "пуританами" их собратьями-англиканами за их усилия по "очищению" Церкви. Этот термин вряд ли был комплементарными, и его первоначальное использование соответствовало бы тому, чтобы называть кого-то "взвинченным" или "встревоженным" в наши дни, потому что англикане считали, что эти пуритане напрасно возражают против аспектов поклонения, которые обычно считались безвредными.
Однако пуритане возражали не только против аспектов поклонения или практики, но и против праздников – таких как Рождество – и различных форм развлечений.
Они возражали против популярного развлечения - травли медведя (когда собаку выпускали в загон, чтобы напасть на прикованного медведя), собачьих боев, петушиных боев и театра. Театры в таких городах, как Лондон, располагались в том же районе, что и бордели, и актёры считались людьми распущенной морали.
Елизавета I и Джеймс I
Генриху VIII наследовал его сын Эдуард VI Английский (1547-1553 гг.), который гораздо больше интересовался религиозными вопросами, чем его отец. Эдуард VI реорганизовал англиканскую церковь, чтобы отдалить её от католицизма, и во время его правления многие священники и богословы были кальвинистами. Ему наследовала Мария I Английская (также известный как “Кровавая Мэри”, (1553-1558 гг.), которая отменила реформы Генриха VIII и Эдуарда VI, чтобы восстановить католицизм. Она преследовала протестантских инакомыслящих в ходе того, что стало известно как Преследования Мариан, сжигая многих из них на костре, и восстановила католическую собственность, конфискованную Генрихом VIII. Пуритане, которые могли себе это позволить, бежали из страны на континент, и позже их называли марианскими изгнанниками.
Кровавая Мери. Фото: wikimedia.org
Её политика была изменена преемницей и сводной сестрой Елизаветой I, которая восстановила протестантизм в форме англиканской церкви и стала её главой (так же, как в своё время Генрих VIII и Эдуард VI). Елизаветинское религиозное поселение в 1559 г. было создано отдельное церковное образование Англиканской церкви и допускались компромиссы между пуританами-кальвинистами и другими, кто не разделял их взгляды. Однако марианские изгнанники начали возвращаться с континента, и снова противопоставляли себя англиканской церкви. По их мнению, протестантские изменения во Франции и Германии пошли гораздо дальше в дистанцировании от католицизма и создании основанных на Библии церквей, которые были самоуправляемыми (также известными как Конгрегационные), вместо епископов были выборные духовные лидеры.
Напряжённость между короной и пуританами росла, даже в то время как пуритане или сторонники пуритан занимали важные посты в англиканской церкви, и привела к подпольным сетям пуритан, которые стремились радикально бросить вызов авторитету королевы и её церкви.
Этот вызов, наконец, принял форму войны брошюр, известной как спор о Марпрелате.
Анонимный пуританский автор, подписавшийся Мартином Марпрелате, опубликовал ряд трактатов, в которых нападал на королеву, Церковь и отдельных священников и епископов в период между 1588-1589 г.
Была начата общенациональная охота на Марпрелата, и пока она продолжалась, Елизавета попросила своих собственных авторов опубликовать трактаты, отвечающие на критику Марпрелата. Марпрелата так и не нашли, но трактаты были изъяты и уничтожены. Спор Марпрелата привёл к дальнейшему реформированию и консолидации англиканской церкви, а также к принятию законов, рассматривающих критику Церкви как измену монархии.
Когда Яков I сменил Елизавету I в 1603 г., он стремился разрешить религиозные конфликты и собрал Конференцию в Хэмптон-Корте в 1604 г. Она представляла собой встречу пуританских теологов и англиканских епископов. Яков I выслушал обе стороны спора и отверг пуританство. Пуритане использовали перевод Библии, известный как Женевская Библия, под влиянием теологии Джона Кальвина, в качестве своего Священного Писания, и поэтому Яков I поручил ведущим учёным того времени создать новый перевод, Библию короля Якова, который поддержал бы его богословские взгляды и взгляды Англиканской церкви. Он также уполномочил церковных служащих сотрудничать со светскими правоохранительными органами для ареста, штрафа, заключения в тюрьму и даже казни пуритан.
Пуританский образ жизни
Пуритане отказались идти на компромисс со своей верой, полагая, что Библия - это слово Божье и человек должен жить так же близко к образцу Иисуса Христа и его двенадцати учеников, как только мог. Для пуритан любой аспект религиозных обрядов или личного поведения, который не фигурировал в Библии или, по крайней мере, мог быть оправдан ею, не был от Бога и должен быть отвергнут. Настойчивое стремление Англиканской церкви сохранить положение епископов, использовать Книгу общей молитвы, разрешать священникам носить облачения, подобные католическим священникам, воскуривать благовония во время богослужений и разрешать музыку убедило пуритан в том, что Церковь коррумпирована и находится под влиянием сатанинских сил.
Пуритане считали, что в жизни нет ничего важнее религиозных убеждений, которые диктуют, как вести себя в этом мире, и дают надежду на спасение и вечную жизнь в следующем.
Их вера в предопределённость означала, что они на самом деле не могли знать, были ли они "спасены", поскольку это было известно только Богу, но они могли действовать так, как подобает одному из избранных, которых Бог уже избрал. Они верили в то, что известно как Теология Завета, услуга за услугу отношения между человеком и Богом, в которых верующий действовал в соответствии с Божьей волей, как указано в Библии, и Бог вознаградил усилия верующего.
Фото: autogear.ru
Среди их наиболее важных обрядов было то, что известно как саббатарианство, строгое соблюдение субботы, во время которой Человек должен был быть сосредоточен только на Боге, и нельзя было ни работать, ни заниматься каким-либо досугом. Кафедра стала центром богослужений, потому что проповедь считалась её наиболее важным аспектом в соответствии с библейским наставлением: “Итак, вера приходит от слышания, а слышание - от слова Божьего” (Римлянам 10: 17). Маленьких мальчиков воспитывали в ремесле их отца быть трудолюбивыми, в то время как девочек учили быть домохозяйками, но грамотность поощрялась для обоих полов, поскольку считалось, что каждый должен уметь читать Библию.
Посещение театра в любое время было запрещено, как и азартные игры, такие как кости. Алкоголь был разрешён, но пьянство строго осуждалось. Секс поощрялся только в браке, и ожидалось, что и мужья, и жены смогут сексуально удовлетворить друг друга. Женщины считались духовно и морально ниже мужчин, поскольку они были запятнаны духом Евы, которая стала причиной Падения Человека в Эдемском саду, но их следовало уважать и заботиться о них как о домохозяйках и матерях.
Эта теологическая точка зрения никоим образом не расположила пуритан к Якову I или большинству членов англиканской церкви.
Умеренные пуритане продолжали служить в Церкви в первые годы правления Якова I, но фундаменталисты создали свои собственные общины и тайно встречались, особенно так называемые сепаратисты, которые считали, что нужно полностью покинуть Англиканскую церковь, чтобы спасти свою душу. Эти тайные собрания были незаконными, и когда община была обнаружена, её члены подвергались преследованиям.
Пуританское переселение
Пуритане начали тайно выезжать из Англии в Нидерланды, где была большая религиозная терпимость, и в Амстердаме появилось несколько конгрегаций. Одна такая община в деревне Скруби, Англия, была открыта англиканским архиепископом Тобиасом Мэтью (1546-1628 гг.) в 1607 г., и её члены были арестованы и оштрафованы. Группу возглавлял пастор Джон Робинсон (1576-1625 гг.), который впоследствии решил пойти тем же путём, что и другие, и уехать в Нидерланды. Сначала они переехали в Амстердам, но, обнаружив, что среди пуританских общин там слишком много несогласия, переехали в Лейден.
Хотя печатные издания и сеть распространения брошюр Марпрелата были уничтожены, пуритане продолжали публиковать незаконные брошюры и листовки с критикой англиканской церкви. В 1618 г. один из ведущих членов Лейденской конгрегации Уильям Брюстер (1568-1644 гг.) опубликовал такой трактат и тайно ввёз его в Англию. Яков I приказал арестовать Брюстера, и это побудило прихожан переехать в другое место.
К этому времени Англия трижды пыталась основать колонии в Северной Америке с двумя неудачами – колонией Роанок и колонией Попхэм – и одним успехом – колонией Джеймстаун в Вирджинии. Сепаратисты общины Робинсона решили основать свою собственную, и некоторые из них отправились в Новый Свет на борту "Мэйфлауэра" в 1620 г. Хотя в первую зиму они потеряли половину колонистов из-за болезней и недоедания, выжившие основали успешную колонию Плимут в Массачусетсе, и весть об этом достигла Англии в 1622 г. вместе с брошюрой, известной как "Отношение Морта"., написанной двумя колонистами, Уильямом Брэдфордом (1590-1657 гг.) и Эдвардом Уинслоу (1595-1655 гг.) описывающая регион в ярких выражениях и поощряющая других совершить путешествие.
Успех Плимутской колонии привёл к Великой миграции (или пуританская миграция) между 1620-1640 гг, во время которой более 20 000 английских пуритан мигрировали в Новую Англию, поселившись в основном в Массачусетсе.
В 1630 г. флот кораблей с 700 пуританами под предводительством Джона Уинтропа (1588-1649 гг.) прибыл и основал колонию Массачусетского залива с центром вокруг Бостона. Уинтроп верил, что эта колония станет Городом на холме (ссылка на библейский отрывок из Евангелия от Матфея 5:14: "Ты-свет миру. Город, расположенный на холме, не может быть скрыт"), который привлёк бы к себе других и стал примером истинной христианской веры.
Пуритане в Северной Америке
Пуритане приехали в Северную Америку, чтобы свободно поклоняться, не опасаясь преследований, но их не интересовала религиозная свобода других. Колония Массачусетского залива, хотя и не была теократией, руководствовалась пуританскими убеждениями и требовала от своих граждан строгого соблюдения надлежащего поведения (по определению пуритан). Коренные американцы считались остро нуждающимися в спасении, и поэтому миссионеры были посланы для обращения соседних племён, что привело к появлению так называемых "молящихся индейцев".
Представители других конфессий преследовались пуританами точно так же, как пуритане когда-то преследовались англиканской церковью в Англии. Евреи, католики, англикане и другие христианские секты считались прикованными к аду. Квакеров преследовали особенно жестоко, потому что они верили, что искра божественного света присутствует в каждом, и поэтому каждый человек достоин уважения. Это противоречило центральной пуританской вере в "избранных" и самих себя как избранный Богом народ. Нетерпимость пуритан и их преследование не пуритан привели к дальнейшей миграции этих групп (а также других пуритан, которые были более терпимыми и непредубеждёнными) в окружающие регионы, которые стали штатами Род-Айленд, Коннектикут, Вермонт, Нью-Гэмпшир и Мэн. На первоначальные конституции некоторых из этих штатов повлиял и вдохновил пуританский сепаратистский документ "Договор Мэйфлауэра", который учредил правительство Плимутской колонии, а затем послужил образцом для других.
Пуритане повлияли на развитие и культуру Соединённых Штатов. Поскольку пуритане отвергли Рождество, оно не праздновалось в Соединённых Штатах до 1870 года н. э. Грамотность была первостепенной ценностью, потому что, только читая Библию, можно было узнать волю Божью, и поэтому общественное образование развивалось.
Гарвардский университет был основан пуританами колонии Массачусетского залива в 1636 г. для подготовки священнослужителей, а также для развития медицинских знаний и практики.
Строгое соблюдение субботы привело к так называемым синим законам, которые ограничивают определённые виды деятельности и продажу алкоголя по воскресеньям.
Пуритане также поощряли расизм и сексизм, поскольку считали, что африканцы, женщины и коренные американцы от природы склонны к сатане или, в случае женщин, слишком слабы, чтобы противостоять искушениям дьявола. Преследование женщин через суды над ведьмами не ограничивалось только Салемом, штат Массачусетс, в 1690-х годах, но преследовалось в ряде штатов по всей Новой Англии. Пуритане также занимались работорговлей и получали прибыль от неё, продавая коренных американцев племени Пеко в рабство по окончании войн Пеко 1636-1638 гг. импортируя африканских рабов и продавая солёную треску в массовом порядке, чтобы накормить рабов Джеймстауна и тех, кто живёт в Вест-Индии.
Вывод
В то время как мигрировавшие пуритане осваивали Северную Америку, те, кто жил в Англии, всё ещё пытались реформировать англиканскую церковь и получить политический голос. Их усилия повлияли бы на гражданские войны в Англии, создание Содружества, казнь английского короля Карла I (1625-1649 гг.) и приход к власти пуританского магистрата и генерала Оливера Кромвеля (1599-1658 гг.), который установил протекторат.
Когда протекторат рухнул, и монархия была восстановлена в 1660 году н. э., в Англии пуритане потеряли свою политическую власть и преимущество.
В колониях Северной Америки богословские споры между пуританскими общинами, а также прибытие людей других вероисповеданий постепенно ослабили влияние пуритан на общины к середине 1700-х гг. Их влияние, однако, все ещё очевидно в культуре Соединённых Штатов, особенно через концепцию, известную как американская исключительность - утверждение о том, что Соединённые Штаты по своей природе превосходят другие нации, - которая была выдвинута как Брэдфордом, так и Уинтропом в отношении их соответствующих колоний, выдвинута Отцами-основателями в XVIII в. и популяризирована в XIX и XX веках н. Начиная с XIX века, пуританские сепаратисты Плимутской колонии считались национальными героями, а в XX-м идеализированное видение Уинтропом своей колонии как сияющего "города на холме" применялось к Соединённым Штатам в целом.