Человек, который боролся с привидением (также известен как индеец, который боролся с привидением) - это сказка тетонов и сиу о том, как вести себя с привидениями, когда встречи с ними не избежать. Это одна из самых известных историй о привидениях коренных американцев.
У каждого коренного американского народа есть свои истории о привидениях, поскольку призраки воспринимались как естественная часть всего сущего. В то же время, людей предостерегали от взаимодействия с призраками по нескольким причинам. Дух умершего может попытаться заманить человека в страну мёртвых (как в рассказе пауни "Призрачная жена") или увести его из семьи и общества, пока он не станет призраком (как в рассказе о привидениях Тетона), а также может нанести физический или психологический ущерб человеку.
Но главная причина, по которой не стоит связываться с привидениями, это тот факт, что перед вами вовсе не тот человек, с которым вы были знакомы при жизни.
Этот дух обладает сверхъестественным знанием о том, что происходит с духом после смерти тела. Эта тайна недоступна живым, лишь изредка завеса тайны приоткрывается избранным в видениях. Поэтому, общение с привидениями опасно тем, что дух может специально или ненамеренно открыть человеку знания о загробном мире, которые должны быть сокрыты от живых.
Ещё одна причина, по которой стоит опасаться призраков, это знания о будущем без позволения Мира Духов. Индейцы верят, что привидения знают не только тайны загробного мира, но и будущее. Человек может получить знания о будущем в ходе специального ритуала - он приносит жертвы, проводит время в молитвах и Духи могут доверить ему Великую Тайну понимания прошлого и будущего. Такой способ сообразен божественному плану жизни и считается “легальным”.
Если человек соглашается получить подобные знания от призрака, он совершает обман, приняв дар, который не заслужил и на который не имел никакого права. Нужно обязательно отдать какую то вещь или услугу за полученные знания, чтобы не остаться в долгу у мира духов, иначе духи сами назначат плату.
Но порой, случается так, что у человека нет выбора. Дух может появиться внезапно. Человек, который боролся с призраками даёт внемающим советы, как наилучшим способом выйти из подобной ситуации.
Часто народная традиция гласит, что привидение появляется, если погребальный обряд выполнен неправильно, или у человека остаётся незавершенное дело. У коренных американцев нет особых причин для появления призрака. Поэтому, лучше заранее подготовиться к внезапному столкновению с духом, чтобы эта встреча прошла как можно безопаснее для человека. И уж конечно, с призраками стоит обращаться уважительно, как и с любым другим существом этого и потустороннего мира.
Погребальные обряды и призраки
Несмотря на то, что призракам не нужно особой причины на появление, ошибки в погребальном обряде гарантируют его появление. По этому все индейцы строго следили за соблюдением правильных ритуалов. Разные племена создавали свои обряды, посмотрим, чем же они отличались друг от друга?
Мертвецы часто возвращаются на прежнее место жизни. Индейцы Махве и Юма сжигали до тла дом умершего, чтобы он уже никогда не смог туда вернуться. Племена Навахо просто оставляли жилище пустовать. Всё имущество умершего раздавалось чужакам или даже уничтожалось.
С трупом тоже все поступали по-разному. Одни кремировали, другие хоронили, иные оставляли тело разлагаться на специальном помосте или на дереве. Даже с оставшимися костями поступали по-разному. Их могли просто оставить на земле, похоронить в могиле или под курганом. И леса и курганы были священными местами, местами, где обитают духи и живым туда не стоит соваться понапрасну! Лакота верили, что духи ванаги (существа тени) охраняют магилы и могут навредить любому, кто решиться нарушить покой мертвых.
Мёртвым тоже тяжело прощаться со своими живыми близкими, поэтому живые должны помочь им унять эту боль. И эта помощь тоже могла быть абсолютно разной. В одних племенах становилось табу даже упоминание имени умершего, другие призывали к публичной демонстрации скорби, разрешалось показывать, как сильно ты скучаешь по потерянному близкому человеку.
Среди множества групп индейцев существуют такие традиции, как ношение коротких волос в течение определенного времени, нанесение порезов или так называемое шрамирование, индейцы удаляют кончики пальцев и носят траурную одежду. Как и в современном мире, некоторые индейцы сохраняли траур по умершим в течение определённого времени. Кто-то провожал умерших просто, говорил теплые слова, и снабжал дух едой для путешествия в загробный мир. Другие говорили длинные ритуальные речи, призывая дух уйти, и никогда не контактировать с живыми.
Но даже полное следование всем обрядам не гарантировало того, что дух действительно уйдёт и не вернётся. Он может захотеть посетить места своей прежней жизни или место своего захоронения. И всё же, он не будет тревожить живых, если они сами случайно или намеренно не нарушат его покой.
Погребальный эшафот вождя сиу близ Форт-Пьера Фото: www.worldhistory.org
В "Человеке, который боролся с Призраком" как раз два духа разных типов. Это дух женщины, погребальный помост которой находится неподалеку от того места, где воин по незнанию устроился на ночлег. Второй призрак, это дух мужчины, который кажется, и после смерти занят привычным для него делом.
Текст
Далее следует перевод этой удивительной легенды:
Один молодой человек в одиночку ступил на тропу войны. Шел он шел, и увидел лес, ему послышался голос вдалеке. Возрадовался воин: “Наконец, у меня появится спутник!”. Он подошел ещё ближе к лесу, и услышал чей-то крик, но то оказалась сова.
Шел он шел, и пришел к другому лесу, где и решил устроиться на ночлег. Он прилёг на опушке, наслаждаясь свежим воздухом. Ровно в полночь его разбудил женский голос. Сквозь сон, он услышал причитания “Мой сын, мой сын”. Воин не стал никуда идти. Он подбросил дров в огонь и снова укрылся одеялом.
Он услышал, как хрустят ветки под ногами приближающегося человека. Вскоре в поле зрения появилась женщина из былых времен. На ней было платье из кожи с длинной бахромой. Шею венчало ожерелье из крупных бусин, а лосины расшиты бисером и вышивкой.
Мужчина земерев лежал, а она застыла над ним. Женщина взяла его за ногу и медленно подняла её. Когда она опустила ногу, та упала с глухим стуком, будто воин был мёртв. Она подняла её во второй раз, затем в третий, но мужчина по-прежнему не подавал признаков жизни. Женщина вытащила из-за пояса ржавый нож, снова подняла ногу и замахнулась. Мужчина не выдержал и вскочил на ноги.
Он спросил: “Что ты делаешь?” и внезапно выстрелил в неё. Женщина с криком убежала в лес, и больше он её не видел.
Воин накрылся одеялом с головой, но так и не смог уснуть. А когда рассвело, он увидел погребальный помост, покрытый свисающим клоками одеялом. Мужчина понял, что ночью к нему приходил призрак человека, с этого помоста.
На следующую ночь ему снова пришлось устроить ночлег в лесу. Он развел жаркий костер. Пока воин устраивался, в лесу раздалось чьё-то пение. Мужчина позвал певца, но не услышал ответа. На ужин у воина была смесь жира с мясом буйвола, немного дикой вишни и чуть-чуть табака.
Певец подошел к воину и попросил поделиться едой, но мужчина сказал: “ У меня ничего нет”.
Призрак ответил: “Это не так, я знаю, что еда у тебя есть”
Мужчина поделился едой и набил свою трубку табаком и тоже передал незнакомцу. Когда тот протянул руку за трубкой, воин увидел, что на ней нет плоти, только кости. С него слетело одеяние о оголило ребра, тоже, полностью лишенные плоти. Призрак курил трубку не размыкая губ, а дым выходил прямо через ребра.
Когда призрак докурил, он произнес: “Хо, мы должны сразиться! Если ты сможешь побороть меня, то без труда одолеешь любого врага у украдешь табуун лошадей”.
Молодой воин согласился. Но прежде, подбросил в костер охапку хвороста и положил побольше дров рядом с огнём. Призрак набросился на человека и схватил костлявыми пальцами. несмотря на боль, человек попытался оттолкнуть призрака. Когда призрак приблизился к огню, его хватка ослабела. Но призрак снова утянул противника в темноту, где стал сильнее. По мере того, хворост в костре прогорал и становилось темнее, сила призрака возрастала.
Борьба продолжалась. Из последних сил человек перетянул призрака к костру, и ногой закинул заготовленный хворост в затухающий костер. Пламя взметнулось и призрак упал, развалившись на куски.
Человек победил призрака и случилось так, как тот и предрекал. Воин победил всех врагов и угнал табун лошадей. Поэтому люди и верят призракам.
Комментарий
Эта история очень хорошо продумана, вплоть до мельчайших деталей. в начале воин видит сову, что считалось у многих племен дурным знаком. Сова была вестником смерти, она сулила болезни и прочие несчастья. Голос, звучащий из чащи леса говорит о будущей встречи и готовит слушателя к появлению новых персонажей.
Сама история подводит слушателя к тому, чтобы осознать: всё сказанное призраком является правдой. Призраки находятся по ту сторону, и им известно то, что неведомо живым. Поэтому, стоит уважать призраков и чтить потусторонний мир.
Воин разбивает лагерь в темноте ночи и поэтому не подозревает, что расположился под погребальным постаментом женщины, чей призрак он скоро встретит. Когда появляется призрак, она оплакивает своего сына, но остается неясным, думает ли она, что воин - это её сын, навещающий её могилу, или скорбит о сыне, которого она потеряла когда-то раньше. Если второе, то это указывает на то, что это призрак, пойманный в ловушку на земном плане привязанностью к прошлому – она не может двигаться дальше, потому что не может отпустить, – в то время как, если первое, то это может объяснить, почему она решает отрезать ему ногу в качестве трофея; потому что, когда она видит, что он не её сын и вторгается на её могилу - даже если он кажется мёртвым, - она чувствует необходимость взять у него что-нибудь в уплату.
С первым призраком воин совершает две ошибки. Первый, конечно же, разбил лагерь возле её могилы, а второй не проявляет уважения к духу, притворяясь мёртвым, ничего не предлагая ей в качестве подарка или откупа, а затем, наконец, стреляет в неё.
Его взаимодействие со вторым призраком существенно отличается. Хотя сначала он лжёт духу о том, что у него нет еды, затем он соблюдает все обряды гостеприимства, предлагая поющему призраку дары: еду и табак. Когда призрак требует, чтобы они сразились, молодой воин соглашается, как и с живым гостем, но, быстро собирает хворост в костер и вокруг него, гарантирует себе по крайней мере некоторый шанс выйти победителем – предосторожность, которую он не предпринял бы против живого противника, поскольку это считалось бы жульничеством.
Захоронение на Скаффолде в Дакоте. Фото: www.worldhistory.org
В этом взаимодействии заключается сделка путем обмена товарами и услугами. Молодой воин даёт духу пищу и табак и участвует в требуемом поединке; призрак пророчит ему успех. Молодой воин побеждает и пророчество призрака сбывается. Слушателю остается только гадать, сумел бы воин одолеть врагов, если бы не уважил призрака.
Заключение
По верованиям коренных американцев, время смерти человека может быть назначено заранее, но то, как человек прожил свою жизнь до этого момента, было вопросом свободной воли и личного выбора. Человек, который боролся с Призраком, подчеркивает важность собственного выбора через взаимодействие молодого воина с духами, и, в конечном счёте, этот выбор сводится либо к отрицанию, либо к проявлению уважения к другим.
Точно так же, как умершие требовали уважительного отношения при проведения погребальных обрядов, так и их призраки должны быть встречены с таким же признанием. Человек должен избегать призраков ради собственной безопасности, Но если уж довелось встретиться с потусторонним, нужно проявить своё уважение к этому миру.