Шаманизм фокусируется на способности человека погружаться в духовные миры, давать советы и лечить членов своего сообщества. Но могли ли шаманы существовать ещё в период мезолита?
Практика шаманизма часто включает в себя галлюцинации и изменённые состояния сознания для доступа к духовному миру. Шаманов, выполняющих роли целителей, прорицателей и медиумов, сегодня можно найти в культурах по всему миру. При помощи археологии можно также найти доказательства присутствия шаманов в далёком прошлом. Далее будут рассмотрены четыре возможных случая шаманизма периода мезолита (9000 г. до н.э. – 4000 г. до н.э. в зависимости от географического региона).
Происхождение шаманизма
Значение слова «шаман» происходит от эвенков Сибири и северной Евразии, которые используют его для описания человека, обладающего способностью быть посредником между людьми, животными и духами. Этот термин следует использовать с осторожностью, поскольку он эволюционировал из контекста народа эвенков и в некоторых случаях описывает любого духовного специалиста в любой точке мира.
Шаман может испытывать психологические трансформации, такие как транс, для общения с духами с целью исцеления, предсказания, причинения вреда и даже развлечения.
Интересно, что шаманов часто считают гендерфлюидными или агендерными, что позволяет им направлять свойства различных духов для исцеления или предсказания.
Археологически можно идентифицировать шамана по погребению с широким набором необычного погребального инвентаря, например, остатками разнообразных животных и духовным инвентарём, вроде посоха с наконечником в виде головы животного. Специфические одеяния, такие как головные уборы из рогов, также традиционно играли значительную роль в идентификации шаманов.
Женщина-шаман из Бад-Дюрренберга
Первый пример шаманизма в период мезолита - это шаман, который происходит из Бад-Дюрренбурга, города в Германии. Его останки датируются примерно 7000 годом до нашей эры. Пол этого человека был определён по скелету как женский. Женщина-шаман была похоронена в согнутом вертикальном положении. Ряд генетических аномалий в скелете может указывать на то, что она проявляла необычное поведение из-за невропатологических состояний, что могло привести к тому, что её считали общающейся с миром духов. Это состояние включало галлюцинации и изменённое состояние сознания из-за сжатия определённого нерва, что ограничивало приток крови к мозгу.
Фото: thecollector.com
Ещё одно свидетельство в поддержку «шаманской гипотезы» исходит от невероятного количества погребальных принадлежностей, которые были сложены вместе с шаманкой. Они включали в себя огромное количество останков самых разных животных. Они были интерпретированы как шаманские, поскольку шаманам необходимо проникнуть в суть различных характеристик животных, чтобы понять и интерпретировать их поведение. Это знание затем используется для лечения и информирования сообщества. Наиболее эффектно то, что шаманка из Бад-Дюрренберга была похоронена с невероятным головным убором из рогов, поразительно напоминающим образ эвенкийского шамана из 1785 года.
Шаманские головные уборы из Стар-Карр
Стар-Карр - уникальное место, расположенное в Йоркшире Великобритании, датируемое примерно 9000 годом до нашей эры. Хотя на этом месте не было найдено никаких человеческих останков, оно хорошо известно своей ритуальной археологией, включая подвеску с гравировкой и, что интересно, набор головных уборов из рогов. Как и в случае с городом Бад-Дюрренберг, головные уборы, найденные в Стар-Карр, очень похожи на те, которые носили эвенки в Сибири. Многие из этих головных уборов имеют отверстия, просверленные в теменной кости черепа, что позволяет носить их на макушке с помощью ремня.
Фото: thecollector.com
На данный момент найдено 24 таких головных убора. Это говорит о том, что археологический памятник Стар-Карр имел большое ритуальное значение для населения, проживавшего в этом районе в эпоху мезолита. Альтернативная интерпретация состоит в том, что головные уборы использовались как маскировка при охоте на благородного оленя. Однако это преобразование через маскировку также является одной из определяющих характеристик шаманской практики, когда шаман пытается стать животным, чтобы получить доступ к его сущности.
Шаманка из пещеры Хилазон Тахтит
Другой пример возможного шаманского захоронения происходит из Хилазон Тахтит в Израиле и датируется примерно 10 000 годом до нашей эры. Останки в гробнице Хилазон Тахтит принадлежит женщине, у которой, как и у шаманки из Бад Дюрренберга, были физические уродства, которые выделяли бы её среди других. Деформированный таз, скорее всего, придавал ей крайне асимметричную походку, из-за чего она, вероятно, волочила ногу за собой. Подобные аномалии в мезолите часто прославлялись, поскольку считалось, что человек был благословлён духовными способностями предсказывать и исцелять.
Фото: thecollector.com
Ещё одно интригующее свидетельство археологи нашли среди могильного инвентаря. Женщина была захоронена вместе с большим набором останков разных животных, включая 50 целых панцирей черепах, отдельные части кабана, орла, коровы, леопарда, двух куниц и человеческую ногу (от другого человека). Таким образом, это большое скопление животных, кажется, указывает на то, что женщина, погребённая в Хилазон Тахтит, была шаманкой.
Этнографические исследования показывают, что для шаманов разные животные имеют разные черты и характеры, которые можно раскрыть только через транс и ритуальную практику.
Кроме того, говорят, что проводники-животные сопровождают шамана в различных царствах, которые они пересекают.
Шаманские захоронения Оленеостровского могильника
Археологический памятник, Оленеостровский могильник расположен на территории Южного Оленьего острова в России и датируется примерно 7000 г. до н.э. Остров находится в Онежском озере, и потребовались бы большие усилия, чтобы доставить усопшего в это место. На этом участке также есть могилы, которые интерпретируются как шаманские.
Могилы на кладбище довольно постоянны по форме, за исключением могил четырёх человек. Это двое мужчин, одна женщина и подросток, которые были похоронены вдали от остальных. Эти люди были погребены вертикально в сидячем положении, а не горизонтально, как в обычных могилах, и были найдены лицом на запад, тогда как все остальные захоронения обращены лицом на восток.
Найденный погребальный инвентарь также свидетельствует в пользу теории шаманских захоронений. Находка челюсти бобра была истолкована как обладающая лечебными и ритуальными свойствами. Эта интерпретация основана на историях о современных сибирских шаманах, которые до сих пор носят их как часть своих шаманских костюмов.
Характеристики шаманов
Эти четыре тематических исследования периода мезолита полезны для создания «пакета» индикаторов для идентификации шаманов в археологических записях.
Необычный погребальный ритуал, предполагающий наличие разнообразных животных, является одним из показателей. Чем шире круг животных, тем больше опыта должен иметь шаман, предлагая соответствующие лечебные ритуалы или давая советы сообществу. Физические аномалии, которые могут привести к изменённому внешнему виду, также представлены как археологически, так и этнографически как характерные для шаманов.
Фото: thecollector.com
Наконец, предметы, найденные на месте погребения, могут свидетельствовать о шаманстве, например, использование головных уборов из рогов. Другие предметы, такие как барабаны для инициации транса, также встречаются в современных шаманских культурах, хотя их чрезвычайно трудно распознать в археологических записях.
Шаманизм от мезолита до наших дней
Существует множество свидетельств того, что шаманская практика существовала во время мезолита и что некоторые из этих практик продолжаются и по сей день. Доказательства в виде погребального инвентаря и ритуальной одежды могут помочь определить шамана по археологическим свидетельствам.
Погребальный инвентарь может быть представлен в виде останков животных, ритуальных костюмов, а также инвентаря. Необычные погребальные позиции также являются веским доказательством шаманского захоронения, особенно когда они сочетаются с другими шаманскими атрибутами.
Однако важно подчеркнуть, что исследователи не могут обобщать этнографические интерпретации таких людей, как эвенки, и должны быть осторожны из-за огромного расстояния и времени, отделяющего мезолит от наших дней. Тем не менее, четыре обсуждаемых случая дают убедительные доказательства шаманизма или, по крайней мере, существования необычных людей, которые подвергались уникальному обращению как при жизни, так и после смерти.