Истории о волосатых двуногих приматах, живущих в лесу, веками сохранялись в Британской Колумбии. Но, возможно, более важным, чем то, существуют ли они, является то, что они символизируют.
От смотровой площадки над долиной реки Харрисон на юго-западе Британской Колумбии густой лес простирается до заснеженных Прибрежных гор на берегу Тихого океана. Насыщенная высокими западными красными кедрами, болиголовом и ситхинскими елями дикая природа продолжается почти непрерывно вплоть до севера до Аляски. За пределами дорог и пешеходных троп местность вскоре становится непроходимой, перемежающейся крутыми горами, которые погружаются в вырезанные ледником озёра. Эта отдалённая долина в 130 км к востоку от Ванкувера напоминает древнюю землю, наполненную тайнами и возможностями, и некоторые считают, что здесь обитает самый известный в мире криптид — снежный человек, канадский снежный человек.
«Я не могу с уверенностью сказать, что они настоящие», — рассказывает Бхима Готье, проводящий экскурсии по местам в регионе, где сообщалось о наблюдениях. «У меня есть ощущение, что за этим должна быть какая-то правда. И есть много историй, особенно здесь у нас очень богатая мифология».
С 1900 года около города Харрисон-Хот-Спрингс было зарегистрировано 37 наблюдений снежного человека.
В Соединённых Штатах его называют снежным человеком, а в Гималаях - йети или метох кангми («медведь - снежный человек») – передвигающееся на двух ногах, похожее на примата существо спорного существования. Регулярные наблюдения сохранили популярную легенду, но теперь она рассказывается с точки зрения коренных народов. Изменение вызвано общественным интересом к идее снежного человека, основанной на духовности и символизме, а не на сенсациях.
Существо считается священным для коренных народов Западного побережья, особенно для Sts'ailes (sta-hay-lis), которые жили в долине реки Харрисон не менее 10 000 лет. Чтобы удовлетворить растущее любопытство, Harrison Hot Springs открыла музей снежного человека в своём центре для посетителей в 2017 году и работала с членом Sts'ailes Бойдом Питерсом, который внёс свой вклад в оригинальные приобретения Sts'ailes, включая барабан и детализировано выполненную деревянную маску снежного человека.
Фото: bbc.com
Другие экспонаты объясняют веру Sts'ailes в снежного человека как смотрителя земли и тотем для их нации (его стилизованное изображение находится на флаге Sts'ailes). Эти экспонаты сопоставляются со слепками следов снежного человека, вырезками из новостей о наблюдениях, датируемых 1884 годом, и журналом регистрации местных наблюдений.
С момента открытия музея количество туристов, приезжающих в центр для посетителей, удвоилось до 20 000 в год, а курортное сообщество получило правительственный грант в размере 1 млн канадских долларов на строительство расширенного музея и центра для посетителей, который будет стремиться сбалансировать рассказы о западных наблюдениях с историями и мифологией Sts'ailes. Его планируют открыть в 2023 году.
Задолго до того, как телевизионные шоу, такие как «В поисках снежного человека» на Animal Planet, сделали погоню за этим существом сенсацией, Sts'ailes передавали песни и истории о sasq'ets, сверхъестественном slllicum или оборотне, который защищает землю и людей. На самом деле Sasquatch (снежный человек) — это англизированная версия слова sasq'ets (sas-kets), что означает «волосатый мужчина» на Halq'emeylem, диалекте верховья реки Sts'ailes. «Слово исходит от горы под названием Sasq'ets Tel, места, где собираются снежные люди», — говорит Келси Чарли, член совета группы Sts'ailes (выборная должность в правительстве). «Все отдавали почтение и честь гербу нашей нации — снежному человеку».
В 1929 году Дж.В. Бернс, канадский правительственный агент, опубликовал в журнале Maclean's статью под названием «Представляем волосатых гигантов Британской Колумбии», которую он написал на основе историй членов сообщества Sts'ailes, с которыми он подружился. Статья представила Снежного человека остальной части Канады, и история началась оттуда.
Это сочетание снежного человека как символического тотема и снежного человека как живого примата вывело историю Харрисон-Хот-Спрингс за рамки простых предположений.
Согласно опросу общественного мнения Института Ангуса Рейда, проведённому в 2016 году, город стал магнитом для тех, кто ищет ответы, например, для 26 процентов канадцев, которые считают, что криптиды, такие как снежный человек, «определённо» или «вероятно» реальны. «Люди буквально приезжают сюда в паломничестве», — сказал Роберт Рейерс, исполнительный директор туризма Harrison.
Помимо посещения Музея снежного человека, туристы могут совершить экскурсию по местам наблюдений снежного человека с компанией Готье, Harrison Lake Nature Adventures, или пройтись по тропе снежного человека и сделать селфи рядом со статуями снежного человека. Каждый июнь посетители могут посетить Дни снежного человека, которые проводятся с 1938 года. На этом мероприятии коренные народы западного побережья собираются на гонки на каноэ, барбекю из лосося и танцы снежного человека Sts'ailes.
Фото: bbc.com
Город также привлекает исследователей, таких как Томас Стинбург, который написал четыре книги на эту тему, в том числе «В поисках гигантов: встречи со снежным человеком», и выступал в качестве приглашённого докладчика по этому вопросу на таких мероприятиях, как Дни культуры Альберты. Он настаивает на том, что остаётся здоровым скептиком. «Я допускаю возможность того, что снежный человек может оказаться не чем иным, как мифологией и фольклором, и уже одно это делает его достойным внимания», — сообщает Стинбург, живущий в соседнем городе. Если Снежный человек реален, Стинбург считает, что это неклассифицированный примат, возможно, гигантопитек чёрная вымершая обезьяна из южного Китая, которая могла пересечь Берингов мост и остаться скрытой в обширных бореальных лесах Северной Америки. Но тот факт, что никто не представил достоверных документов о Снежном человеке, беспокоит его. В конечном счёте, бремя доказательства лежит на ДНК. «Науке нужно то, что наука всегда требовала: тело или часть тела», — говорит Стинбург.
В близлежащем провинциальном парке Сасквотч под тусклым зелёным свечением прибрежного тропического леса легко увидеть, как кто-то может принять замшелый пень за гуманоидную форму жизни. Это психологический эффект, называемый парейдолией, когда человек видит объект там, где его нет, например, Иисуса на тосте. Это явление может объяснить наблюдения, такие как тёмная фигура, замеченная рядом с уборной кемпинга в 2010 году, или предполагаемый снежный человек, из-за которого группа людей бежала из другого кемпинга в 1994 году. Удобно выдать эти происшествия за чьё-то гиперактивное воображение, но эти леса заставляют Бонни Кент задуматься. Бывший волонтёр поисково-спасательной службы Британской Колумбии, она в течение 15 лет помогала вытаскивать заблудших туристов из чащи.
Как объясняет Чарли, традиция Стейлса гласит, что существо может изменить свою физическую форму на камень, дерево или даже другое животное.
«Мой дедушка говорил: «Соллликум — оборотень и может находиться в двух мирах, духовном и физическом. Вот почему вы никогда его не поймаете», — сказал он. Но он не удивлён, что люди всё ещё пытаются. «Я думаю, [Снежный человек] находит отклик, потому что во всех культурах мира было что-то вроде сверхъестественного существа, и со временем, эволюцией и человечностью мы многое из этого потеряли». Возможно, наука сделала нас всех скептиками.
В 2002 году Чарли увидел в сумерках двух снежных людей, пьющих воду из озера Харрисон, от которых его волосы встали дыбом. В то время он стеснялся рассказывать кому-либо о том, что видел, опасаясь насмешек. «Вы не хотите, чтобы люди смотрели на вас определённым образом», — объяснил Чарли. «С другой стороны, я подумал: «Xwem xwem sq'welewel», что на нашем языке означает «ты гордишься тем, кто ты есть, откуда ты родом и чему ты принадлежишь». Итак, он поделился своей историей.
Фото: bbc.com
В конце концов, увидеть Снежного человека считается благословением и признаком удачи, как говорил дед Чарли. «Если вы сможете увидеть, услышать его или увидеть следы, вас ждёт какая-то удача, потому что он позаботится о том, чтобы вы знали, что он здесь и что вы всё ещё должны жить по правилам, — сказал Чарли, имея в виду соглашение между людьми и снежным человеком жить в гармонии с природой. «Они живут за счёт земли, они живут на земле, они и есть земля».
Это мнение разделяет Стинбург, и, возможно, это место, где сходятся воедино мифология Sts'ailes и очарование Запада. «Снежный человек, если он реальный, является символом того, что дикая природа всё ещё существует», — говорит он. «Мы не смогли полностью её приручить».