Морриган (также Morrighan, Mor-Riogain or Morrigu), была великой богиней – королевой - воительницей в ирландско-кельтской мифологии. Она больше всего ассоциировалась с разжиганием войны, затем с разжиганием ярости и неистовства битвы и, наконец, как несущая смерть.
Богиня была способна принимать любую форму живого существа, которую она желала, и она помогла привести к гибели героя-воина Кухулина после того, как он отверг её многочисленные попытки соблазнить его.
Её связь с Дагдой, другим главным богом-воином, была важной частью Самайна - праздника, который кельты отмечали в ознаменование начала нового года.
Имена и ассоциации
Имя Морриган, которое может иметь несколько вариантов написания, означает "великая королева", "королева-призрак", "королева кошмаров" или, более буквально, "королева кобыл". Возможно, она произошла от древней территориальной богини Мор Муман, которая ассоциировалась с солнцем и королевством в южной Ирландии. Она - богиня войны, особенно она ассоциируется с яростью войны, отсюда её "демоническая" природа и другое имя, под которым она иногда известна, "королева демонов".
Морриган тесно связана с двумя другими богинями войны: Бадб и Маха (или, альтернативно, Немайн). Это трио в совокупности известно как Морринья. Некоторые учёные предполагают, что трио богинь - это просто разные аспекты Морриган, поскольку тройной аспект богов является общей темой в кельтской религии, и подчёркивает могущество божеств. Соответственно, все три богини являются дочерями Эрнмы, великого божества - матери, а их отцом, в некоторых сказках, является бог-колдун Кайлитин. У Морриган есть один сын, злая фигура Мечи (или Мачи), у которого три сердца, каждое из которых содержит змею. Отец Мечи не назван.
Морриган имеет ужасную внешность, и именно это и её агрессия оказывают сильное психологическое воздействие на того, кого она выбирает во время боя. В то же время богиня может быть сексуально привлекательной.
Морриган является одновременно символом разрушения и плодородия. Богиня обладает определёнными способностями, такими как способность предсказывать будущее и произносить заклинания.
Ещё более впечатляюще то, что она может менять свою форму по желанию и становиться красивой молодой девушкой, ветром или любым животным, рыбой или птицей. Существо, с которым она больше всего связана, - это ворона или ворон, которых кельты ассоциировали с войной, смертью и разжиганием конфликтов. Этот аспект Морриган вполне может ассоциироваться с баньши, феи женского пола, которая фигурирует в более поздней ирландской и шотландской мифологии. Баньши предсказывает смерть в доме, издавая громкий жалобный вопль, и, хотя её редко можно увидеть в физической форме, её представляю как старуху с длинными белыми волосами.
Котёл Гундеструпа. Фото: hereditasnexus.com
Ещё одна фигура из кельтского фольклора (в Ирландии, Шотландии Бретани), связанная с Морриган, - это "стригальщица у брода". Эта фигура, иногда представлявшаяся молодой и плачущей женщиной, в других случаях - старой и уродливой женщиной, считалась предзнаменованием смерти, поскольку она заставляла стирать определённую одежду в речном броде цвета крови. Считалось, что тому, чья одежда была помечена таким образом, грозила неминуемая опасность.
Когда Морриган жила в этом мире, её домом считалась пещера в графстве Роскоммон на северо-западе Ирландии. Эта пещера была известна как пещера Круачана и "Врата ада Ирландии", так как считалось, что она является проходом в Потусторонний мир. В одном мифе Морриган заманивает женщину Одрас в свою пещеру, заманив её корову внутрь. Затем богиня превращает несчастную смертную в лужу воды. Круачан считался резиденцией древних королей Коннахта и был идентифицирован как часть группы археологических памятников в Раткрохане в графстве Роскоммон.
Самайн: Морриган и Дагда
В религии древних кельтов Морриган была заметной фигурой на празднике Самайн, который проходил 1 ноября. Фестиваль отмечал окончание старого года и начало нового. Это также было время, когда с духами Потустороннего Мира можно было связаться проще всего, и поэтому существовали также
определённые традиции накануне Самайна, 31 октября.
Если бы Морриган и бог воин Дагда сошлись в это время, то их сексуальный союз гарантировал бы плодородие и процветание племени, а также урожаи и домашний скот в наступающем году. В воображении авторов мифов Морриган стояла у реки Уншин (она же Уинниус) близ Баллимора в графстве Слайго и была занята умыванием, когда к ней подошёл Дагда. В других версиях Морриган предстаёт в образе старой ведьмы, но после совокупления с Дагдой она превращается в молодую и красивую женщину.
Битва при Маг-Туире
Дагда также был воином-лидером Туата Де Даннан, дохристианских ирландских богов или
сверхъестественной расы, которые внесли элементы цивилизации в ирландский мифологический цикл. О вторжении Туат Де Даннан рассказывается в "Кэт Мэйдж Туиред" (она же "Битва при Маг Туиреде"), тексте XI века., в котором собраны более ранние источники. Другим источником является XI-XII века Лебор Габала Эренн ("Книга вторжений"). Захватчики одерживают победу над нынешними жителями, Фир Болгом в Маг Туиреде, равнине в Коннахте на северо-западе Ирландии. Затем происходит вторая битва между Туата Де Даннаном и фоморами, которые являются либо полу божественными существами, либо демоническими пиратами.
Морриган предупреждает Дагду, когда фоморы планируют напасть. Она вмешивается более непосредственно, отвлекая и изматывая фоморского воина Индеха, которого затем убивает Луг, ещё один лидер Туата Де Даннан. В более наглядной версии событий Морриган убивает саму себя и раздаёт большие пригоршни крови испуганным фоморским воинам, наблюдающим за происходящим.
Морриган и Кухулин
Эпическая поэма VII – VIII века. "Таин Бо Куайнге" ("Набег на скот Кули") рассказывает о набеге армии из Коннахта на Ольстер с целью украсть священного быка Донна Куайнге и усилиях героя-воина Куайнна, который в одиночку сдерживает армию вторжения. В этом тексте Морриган является врагом Туат Де Даннан и, в частности,
Кухулина.
Морриган предстаёт перед героем в образе красивой молодой женщины и пытается соблазнить его, но он отвергает её ухаживания.
Герой лихо заявляет, что у него "нет времени на женщин". Ничуть не смущёная этим отпором, Морриган неоднократно пытается соблазнить героя, каждый раз принимая облик другого существа, но каждый раз получая отказ. Когда она появляется в образе угря, Кухулин ломает угрю рёбра, когда в образе волка, он выбивает ему один глаз, а когда в виде телка, он ломает одну из его ног.
Фото: avatars.mds.yandex.net
Морриган не забывает об этом обращении и позже предстаёт в образе старой коровы. Она сообщает герою, что его смерть наступит, когда её телёнку из воплощения телки исполнится год. Затем, когда Кухулин борется за свою жизнь в поединке с Лугейдом мак Кон Роем, Морриган сначала ломает колеса колесницы Кухулина а потом появляется в образе старой карги, доящей корову. Герой измучен борьбой, и богиня предлагает ему выпить молока, которое он принимает, и таким образом он восстанавливается. Последнее появление Морригана - ворона в капюшоне на плече героя, что указывает на его неминуемую гибель. Затем Кухулин обезглавлен Лугейдом мак Кон Роем. Морриган тогда действительно была страшной фигурой, и когда она появилась в образе ворона смерти, даже герой не смог избежать своей судьбы.