Шибальба (Ши-бал-ба) - так киче майя называли подземный мир. Для юкатекских майя подземный мир был известен как Метнал. Название Шибальба переводится как "Место страха", что указывает на ужас, который это место вызывало в воображении майя. К сожалению, шансов сбежать из этого места было не так уж много. Честная и правильная жизнь не была залогом спасения, только те, кто умер насильственной смертью избегал Шибальбы.
Подземный мир был поистине страшным местом, прочно связанным с водой; у него был свой собственный ландшафт, боги и кровожадные хищники.
Шибальба был местом действия множества мифов, особенно истории Героев-Близнецов.
География Шибальбы
В представлениях майя Шибальба лежала далеко на западе, отсюда и большое количество захоронений, сделанных на островах Кампече, расположенных у западного побережья полуострова Юкатан, что делает его самой западной территорией майя. В Шибальбу входили через пещеру или область стоячей воды в Тлалтипаке, которая была поверхностью земли и первым из девяти уровней подземного мира. Млечный Путь также считался входом в Шибальбу и дорогой, по которой души шли навстречу своей судьбе.
Майя, веря, что подземный мир имеет девять различных уровней, воплощали эту идею в гигантских каменных пирамидах – зиккуратах.
Майя верили, что подземным миром правит группа богов (возможно, 9 или 14), известных в совокупности как владыки подземного мира. Они имеют устрашающие имена среди них: Мастер Гноя, Скипетр Костей, Скипетр Черепа, Мастер Желтухи, Собиратель Крови и Кровавые Когти. Многие из этих лордов могли время от времени появляться в мире живых, чтобы распространять страдания и болезни.
Фото: 4.bp.blogspot.com
Майя также верили, что у каждого астрономического бога есть своё собственное проявление в подземном мире. Например, Бог Солнца К'инич Аджо, во время путеществия по подземному миру ночью, стал Богом-Ягуаром Подземного мира.
Самая важная религиозная книга майя, "Пополь Вух", описывает некоторые детали географии в пределах Шибальбы. Подземный мир огромен с таким же разнообразием ландшафтов, как и внешний мир живых. Через него протекают две большие реки, а может быть, и больше. Чтобы достичь девятого уровня Шибальбы, мёртвым пришлось пройти через множество испытаний и опасностей. Они включали в себя пересечение опасных вод и высоких гор, реки крови, атаку вращающимися обсидиановыми ножами и стрелами и даже принесение в жертву собственного сердца.
Чтобы помочь душе пережить такое испытание, умерших хоронили или кремировали с полезными предметами, такими как оружие, инструменты, наборы для ткачества, драгоценные товары, нефрит, пища (такая как горячий шоколад), и даже собаки (настоящие или глиняные фигурки), которые выступали в качестве компаньонов и проводников.
Шибальба в мифологии
Майя готовились пройти испытания в Шибальбе, с развитым интеллектом и определёнными навыками у них был шанс перехитрить ужасных демонов и испытания, ожидающие их там. Одна из самых знаменитых историй связана с Богом кукурузы (Хун Хунахпу или Аджо) и его брат Хунахпу. Однажды, играя в мяч, пара разгневала владык подземного мира, которые призвали их спуститься в Шибальбу. После многих испытаний и ужасов братья и сёстры сыграли в новую игру в мяч. На этот раз они проиграли и были принесены в жертву и похоронены под площадкой для игры в мяч, в то время как голова Бога Кукурузы была помещена в тыкву или какао-дерево.
Позже дочь одного из владык подземного мира, Кровавая Дева, увидела голову и после небольшого разговора голова в её руках плюнула. Кровавая Дева чудесным образом забеременела близнецами. Это и были легендарные Хунахпу (или Хун Аджо) и Шбаланке (или Якс Бахлам), знаменитые Близнецы-Герои мифологии майя, прославившиеся как великие охотники, практичные шутники и превосходные игроки в мяч.
Фото: 1.bp.blogspot.com
История повторилась, и Близнецов-Героев, как и их отца и дядю, также вызвали в Шибальбу и, после того как их держали в плену в ужасных камерах с Летучими мышами Смерти, ягуарами, ужасным холодом и пожарами, также заставили играть в мяч. Игру они выиграли, но это не принесло им никакой пользы, так как их все равно казнили, или, скорее, владыки подземного мира надеялись убить их, но близнецы действовали первыми и прыгнули в огонь. Однако боги внешнего мира были не очень довольны этим, и поэтому они вернули близнецов к жизни. Теперь, переодетые танцорами, пара устроила хаос в Шибальбе, убила владык подземного мира и даже сумела воскресить своего отца, Бога Кукурузы. Эти трое вместе со стайкой обнажённых дев, уплыли в нагруженных сокровищами каноэ, чтобы, наконец, сбежать из Шибальбы и вернуться в страну живых. Весь этот миф, скорее всего, является яркой метафорой сеянья кукурузы в землю и их последующего роста над поверхностью земли.
Шибальба в искусстве и архитектуре
Различные боги и персонажи, участвующие в мифах о Шибальбе, часто встречаются в искусстве майя, это украшения из керамики, каменные рельефы, вырезанные кости и наскальные рисунки - особенно в Надж Туниче. Образы душ в подземном мире часто ужасны. Плоть отваливается от тела, глаза вылезают из орбит.
Одно из самых ярких изображений Шибальбы находится на саркофаге короля Паленке, Пакаля Великого, датируемом 683 годом н. э., найденный в глубине Храма надписей в Паленке. Здесь мёртвый правитель изображён падающим навзничь в огромную, зияющую пасть сороконожки подземного мира.
Фото: golden-monkey.ru
Подземный мир также был представлен в архитектуре майя. Пирамиды, которые использовались как гробницы, имели девять платформ, представляющих девять уровней подземного мира. Кроме того, в Утатлане считается, что площадка для игры в мяч представляет Шибальбу, а Южное здание комплекса женского монастыря в Ушмале также, с его нижним уровнем и девятью дверными проёмами, визуально представляет Шибальбу.