После поражения в испано-американской войне 1898 года Испания потеряла не только колонии, но и былое могущество. В условиях экономической депрессии успех получают республиканско-демократическое движение, социалистические идеи. Военный переворот 1923 года, конец диктатуры Примо де Риверы, провозглашение в апреле 1931 года республики - все это было прелюдией к новым этапам борьбы в Испании. Через несколько месяцев после победы Народного фронта (на выборах 16 февраля 1936 года) разразился фашистский путч, а за ним - гражданская война, принесшая огромные жертвы, в том числе и в среде писателей. Тысячи испанцев вынуждены были уехать в эмиграцию. В Испанию для защиты республики приехали антифашистски настроенные деятели культуры со всех стран Европы. Сражаясь в интербригадах (среди них был и Эрнест Хемингуэй), немало их погибли, как Ральф Фокс, или были ранены. Испания вошла в произведения многих художников XX века, определила их поиск жизненной и художественной правды.
Духовная жизнь Испании начала века разнородна. В ней проявились противоречивые тенденции: с одной стороны - политически ангажированное и социальное искусство, с другой - разные модернистские программы. Трагическая концепция бытия глубоко отразилась в поэзии, прозе, публицистике, получила осмысление в трудах теоретиков, среди которых Мигель де Унамуно и Ортега-и-Гассет. Многие испанские писатели начала века вошли в литературу как "поколение 1898 года". Оно обозначает идейное течение в испанской культуре рубежа веков, направившее свои усилия на познание жизни народа, осмысление глубоких конфликтов Испании в контексте ее истории, достижений мировой философской мысли. Среди прозаиков "поколения" - Пио БАРОХА-и-НЕССИ (1872-1956), автор около ста книг, наиболее известные из которых - романные циклы "Фантастическая жизнь" (1901- 1908), "Борьба за существование" (1904), "Агония нашего времени" (1927), историческая проза "Воспоминания человека действия" (1913-1928).
Осенью 1918 года под влиянием французской литературной жизни в Испании складывается одна из первых авангардистских школ, получившая название "креасьонизм" (от исп. сгеаг - творить). Создатель этой школы чилийский поэт Висенте Уидобро переселился в Испанию из Парижа, где начал создавать программу креасьонизма. Здесь, в Испании, он издал три сборника стихов и прочитал лекцию "Чистое творенье", которая оказала решающее влияние на формирование эстетики новой школы. Поэзия, как считает Уидобро, не отражение и не познание мира, а сотворение его. Акцентируя творческий акт, пусть спонтанный и бессознательный, вне очевидных связей с внешним миром, Уидобро настаивал на самоценности искусства-игры.
Ряд положений креасьонизма получил резонанс в деятельности школы "ультраизм" (от лат. ultra - вне, сверх), провозгласившей "чистую алгебру метафоры, своего рода кубизм слова", изысканную поэтику. В 1919 году школа издала "Вертикальный манифест", написанный Гильермо ДЕ ТОРРЕ (1900-1972). Многочисленной была группа "чистых" поэтов, к которой принадлежали Педро САЛИНАС (1892-1952), Хорхе ГИЛЬЕН (1893-1978) и с которой связано раннее творчество Лорки и Рафаэля АЛЬБЕРТИ (р. 1902), начавшего свой творческий путь поэтическими сборниками "Моряк на суше" (1925), "Прочная кладка" (1927), "Об ангелах" (1928), "Между гвоздикой и шпагой" (1941).
Пропагандистом и теоретиком ультраизма в Испании, наряду с аргентинцем Хорхе Луисом Борхесом, начинавшим творческую деятельность в Испании, был Хосе ОРТЕГА-и-ГАССЕТ (1883- 1955) - философ, социолог, теоретик искусства, чьи труды оказали влияние на развитие эстетической мысли столетия. Воспитанник "марбургской" школы неокантианцев, он выступил с философией "рациовитализма", перекликающегося с идеями позднего экзистенциализма. Анализируя современную цивилизацию, Ортега-и-Гассет первым осмыслил концепцию "массового общества" и "массовой культуры" в работе "Восстание масс".
Альтернативу хаосу мыслитель видел в культуре и особой миссии создателей духовных ценностей ("Обесчеловечение искусства и мысли о романе", 1924). Эстетическим принципам модернизма посвящено его исследование "Дегуманизация искусства" (1925).
Рамон Мариа дель ВАЛЬЕ-ИНКЛАН (1869-1936), автор романного цикла "Сонаты" (1902-1905) и драматической трилогии "Варварские комедии" (1908), в двадцатые годы создает "эсперпенто" (от исп. esperpento - пугало, страшилище) - диалогические новеллы гротесково-фантасмагорической поэтики, заставляющие вспомнить офорты Гойи. Против диктатуры Примо де Риверы направлен роман-памфлет Валье-Инклана "Тиран Бандерас" (1926).
В сороковые годы дебютировал Камило Хосе СЕЛА (р. 1916) - лауреат Нобелевской премии 1989 года, автор романа "Семья Паскуаля Дуарте", самого переводимого после "Дон Кихота" произведения испанской прозы. Написанный в 1942 году, этот роман затронул кардинальные проблемы человеческого бытия, унизительного существования бедняков. Крестьянин Паскуаль Дуарте ничем не выделялся в своем селе, пока не начал совершать страшные злодеяния, убийства. Монолог осужденного Паскуаля, ожидающего приговора, напоминает "Постороннего" Альбера Камю (кстати, обе книги вышли в 1942 году), и прежде всего анализом жестокого, отчужденного мира, в котором ненависть разъедает все, в том числе и семейные связи; мира, в котором мать безразлична к детям, а те платят ей ненавистью. Немотивированные, на первый взгляд, преступления Паскуаля Дуарте в контексте экзистенциалистского исследования "жизни в себе" получают неожиданное обоснование.
Бездуховность человеческих взаимоотношений Села продолжает исследовать в романе "Улей". Роман написан в 1943 году, но автор смог его опубликовать лишь через восемь лет, да и то в Аргентине. Используя символику, гротеск и условность, писатель показывает абсурдное существование многочисленных посетителей небольшого кафе в одном из кварталов Мадрида. Мельтешение персонажей, постоянно сменяющих друг друга, воспринимается как аллегория суетности и бесцельности их бытия.
В творчестве Сслы продолжены классические традиции, несмотря на приемы модернистской прозы. В жанре плутовского романа выдержаны "Новые порождения и злоключения Ласарильо с Тормеса" (1944). С именем Селы связано появление "тремендизма" (исп. tremendo - страшный), объединившего книги, подобные ранним романам писателя, анализирующие язвы жестокого мира, говорящие о смерти, нагнетающие трагическое, близкие к экзистенциализму.
XX век породил великую лирическую испанскую поэзию, удивительно сплавившую новый европейский опыт с испанской классикой XV-XVI веков и народным творчеством. Первая половина века открыла имена таких поэтов, как Мачадо Руис, Хименес, Гарсиа Лорка, Альберти, Эрнандес.
Антонио МАЧАДО РУИС (1875-1939) прошел эволюцию от поэзии интравертной, несущей влияние Верлена (
сборники "Одиночества", 1903; "Одиночества, галереи и другие стихи", 1907), к поэзии, направленной во внешний мир, прелестям провинциальной жизни, историческим судьбам Кастилии (
"Поля Кастилии", 1912). Пройдя через поиски испано-американского модернизма, Мачадо пишет гражданские стихи, романсы, опирается на поэтический опыт народа (
"Новые песни", 1924). В сборник "Новые песни" вошли образцы философской лирики Мачадо, озаглавленные пословицами и поэтическими афоризмами:
Глазом зовется глаз
не потому, что мы его видим,
а потому, что он видит нас.
(Пер. В. Столбова)
В годы гражданской войны поэт сотрудничал в республиканской прессе. Покинул Испанию вместе с другими республиканцами и вскоре умер в пограничном французском городке.
Хуан Рамон ХИМЕНЕС (1881-1958) удостоен Нобелевской премии в 1956 году как поэт-новатор, создавший универсальную поэтическую образность. Он соединил поиски разных поколений в испанской поэзии с опытом европейского модернизма, развив возможности народных традиционных форм. Прекрасные образцы музыкальной поэзии содержат первые сборники Хименеса (
"Грустные напевы", 1903; "Пасторали", 1911). За семь лет, проведенных в уединении, поэт издал сборник "
Гулкое одиночество" и три тома "Элегий" (1908-1910), в которых ощущаются импрессионистические мотивы на фоне стилизации и литературной обработки фольклора. Для нового периода его творчества, который открывают
"Духовные сонеты" (1917), "Дневник поэта-молодожена" (1917), "Вечности" (1918), характерны поиски "чистой поэтической сущности". Для отыскания ее поэт предлагал углубиться в суть явлений, наиболее точно формулировать мысль, искать простые рифмы и в то же время отказаться от всяких описании как внешнею мира, так и переживаний. Поэт не принял франкистский режим и прожил до конца дней своих в эмиграции в Америке. Хименес считается учителем кружка аполитичных, "чистых" поэтов.
Своеобразные формы принял в Испании сюрреализм. Программно он мало что добавил к разработкам французских мэтров, однако сочетал автоматическое письмо с учебой у испанских поэтов XVII века, и прежде всего Луиса де Гонгоры, чья популярность необычайно возросла в связи с празднованием в 1927 году трехсотлетия со дня его смерти. Влияние сюрреализма и неогонгоризма познали многие испанские поэты.