Поэзия Сопротивления значительна не только призывами браться за оружие, не сдаваться, не только тем, что она не давала угаснуть надежде, но и тем, что, вопреки ненависти и жестокости как неотъемлемым проявлениям войны, она учила любить, оставаться добрыми, не очерстветь.
Песни военного времени, созданные в оккупированных странах, сохраняли пронзительность хрупких и беззащитных чувств и величие души, продолжавшей жить по законам любви, добра и мира, противостоя военному разгулу смерти и безумия.
Контрастны стихи болгарского поэта
Николы ВАПЦАРОВА (1909-1942),
"поэта по призванию и революционера по убеждению" (В. Злыднев), связавшего свою жизнь с Болгарской коммунистической партией, а в годы войны возглавившего диверсионную работу в подполье Софии.
В творческом наследии
Вапцарова - единственный при жизни поэта изданный сборник
"Песни мотора" (1940) и отдельные стихи, которые он успел написать до гибели. Среди них знаменитое
"Прощальное", посвященное жене. Под ним стоит дата "апрель 1942". В апреле Вапцарова арестуют, а 23 июля расстреляют. Останутся чистые, впечатляющие выраженным в них чувством строки:
К тебе, как гость нежданный и далекий, я иногда во сне являться буду.
Не оставляй меня ты на дороге - дверей не запирай ни на минуту!
Войду чуть слышно, в темноту ночную взгляд устремлю,
чтобы тебя увидеть, присяду кротко, нежно поцелую и, наглядевшись, незаметно выйду.
(Hep. Н. Глазкова)