Елена Яковлевна Данько
Родилась в 1898 году в Москве. Мой отец, Яков Афанасьевич Данько, был рабочий-железнодорожник. В возрасте девятнадцати лет он был арестован за революционную пропаганду и выслан в Верхоленск (Сибирь) на пять лет. Вернувшись из ссылки, он служил на железных дорогах.
Он талантливо рисовал, писал стихи и острые фельетоны и хорошо играл на скрипке. Молодой Максим Горький, сослуживец отца по Закавказской железной дороге, учился у него музыке.
Занятия лепкой и рисованием и хранение нелегальной литературы, музыка и ночные обыски, мои первые стихи и тюремные свидания с мамой, которая сидела в заключении за содействие побегу большевика Б. Вигилева из виленской тюрьмы... Таковы ранние впечатления моего детства.
Ученье было моей страстью. Окончив с золотой медалью гимназию Е. А. Крюгер в Киеве, я поступила там же в студию живописи А. А. Мурашко.
В 1915 году переехала в Москву и училась живописи сначала у И. И. Машкова, потом у Г. И. Рерберга.
В 1916 году мне пришлось поступить на канцелярскую службу в Земгор. Днём я работала, вечером училась в студии и слушала лекции по искусству и литературе, ночью читала и изучала языки. Дневная канцелярщина мне опостылела.
Только Октябрьская революция дала возможность нам, тогдашней трудовой молодёжи, нормально учиться и выбирать профессию себе по сердцу.
В 1918 году я перешла на службу в Наркомпрос (отдел школьной политики), а в конце года Наркомпрос, по моей просьбе, откомандировал меня на фарфоровый завод в Петроград.
Тут я изучила мастерство фарфоровой живописи, расписывала сервизы и фигурки, которые лепила моя сестра-скульптор Н. Я. Данько, исполнила сама несколько фигурок из фарфора и в годы 1918 - 1925 выступала на многих выставках.
В то же время я писала пьесы для Театра марионеток: "Красная шапочка" (1919 г.), "Сказка об Емеле-дураке" (1920 г.), "Пряничный домик" (1924 г.), "Гулливер в стране лилипутов" (1928 г.) и многие другие и напечатала ряд художественно-критических статей в журналах "Печать и революция", "Среди коллекционеров" и др.
В 1925 году вышли мои первые книжки для детей - "Настоящий пионер" и "Фарфоровая чашечка", и с этого времени я посвятила себя литературной деятельности, работая для фарфорового завода лишь эпизодически.
Я писала детские книги ("Китайский секрет", "Деревянные актёры" и др.), пьесы для Театра марионеток и занималась также вопросами художественного оформления детских книг.
В конце 1934 года А. М. Горький предложил мне заняться "Историей фарфорового завода им. Ломоносова". Я с радостью приступила к работе. Первую часть моей книги "Фарфоровый завод в XVIII веке" Алексей Максимович отредактировал сам.
Это было за несколько недель до его смерти - до нашей великой, неизгладимой утраты.
Работая в архивах XVIII века, я обнаружила неизвестные до сих пор материалы: неизданную рукопись М. В. Ломоносова (1738-1739 гг.) и документы об участии Г. Р. Державина в работе фарфорового завода 80-х годов XVIII века.
Изучив эти материалы, я написала статьи "Ломоносов и Готшед" и "Изобразительное искусство в поэзии Державина" (собрание "XVIII век", т.II, т. II, изд. Академии наук).
Весной 1937 года я сдала в печать книгу "Художественный фарфор завода им. Ломоносова за 20 лет".
Все эти работы временно отвлекли меня от детской литературы, но теперь я готовлю для Детиздата книгу о Вольтере. Биография этого борца за свободу разума, этого "антифашиста XVIII века" меня глубоко волнует.
Каждый день открывает перед нами возможности всё более интересной, всё более радостной творческой работы. Жалеешь, что у тебя только одна голова и только две руки, и страстно хочешь, чтобы твоя работа была сделана хорошо, правдиво и была бы достойна нашей великой эпохи.
Е. Данько 1937 год