Фото: staryy.ru
Продолжение интересной статьи И. Бехтерева "
В книжных джунглях".
Николай Иванович Новиков. (1744 - 1818)
СПРАВКА ИЗ БИОГРАФИИ
Скука академических лекций на французском языке, заучивание грамматических правил, классических текстов, школьных философов - изо дня в день, из года в год...
Но существуют книги, которые остаются в памяти без зубрёжки, идеи, которые постигаются не на уроке французского языка, и молодой человек перестаёт выучивать заданные вокабулы, пропускает уроки, не читает больше школьных философов и классических авторов. Две строчки "Московских ведомостей" решают судьбу молодого человека: "...За леность и нехождение в классы выключен из дворянской университетской гимназии".
Извещения публиковались конференцией университета для наказания и устыжения нерадивых учеников. Так в 1760 г. "окончил" курс своего гимназического и университетского образования шестнадцатилетний Николай Новиков.
Так пришёл в жизнь молодой человек большой энергии, искатель правды, мечтатель и практик, неутомимый пропагандист своих идей.
ФИЛОСОФ И ТИПОГРАФЩИК
"...С вами говорит невежда, - писал Новиков Карамзину, - не знающий никаких языков, не читавший никаких школьных философов, они никогда не лезли в мою голову, это странность, однако истинно было так".
"Странность" новиковской биографии не помешала развиться и окрепнуть его научным, художественным и общественным воззрениям.
Сын помещика, он выносит суровый приговор "целому дворянскому корпусу". "Невежда" и "недоучка" становится крупнейшим просветителем своего века.
В журнальных сочинениях Новиков смело называет российскую деревню "обиталищем плача", помещика - "жестокосердечным тираном". Острее многих передовых современников ощущает он "социальное неблагополучие" в стране.
Классовое неравенство, эксплуатация и рабство, невежество "просвещённого корпуса", глубокая и самобытная народная культура, промененная на модные амурные куплеты иностранной фабрикации, - вот импульсы новиковских научных работ, его общественной деятельности, сатирических обличений.
"Богачи - проводя день в веселии и пированиях, к новым приготовлялись увеселениям.
Судьи и подъячие - что в минувший день сделали своему карману прибытки и пролили новые источники невинных слёз.
Игроки помещики - готовясь поставить на карту труды и пот своих крестьян за целый год.
Купец - считая прибыток того дня, радуясь, что на дешёвый товар много получил барыша.
А крестьяне, возвращаясь с поля в пыли, в поте, измученные, - радуясь, что для прихотей одного человека все они много сработали".
Улучшить положение крестьянства и городской бедноты, уничтожить социальные противоречия, исправить недостатки управления страной - всего этого можно достичь, подняв культурный уровень народа, наладив образование.
Так думал Новиков, он нашёл свою правду в просветительной французской философии. Отсюда его оптимизм, отсюда энтузиазм, с которым он взялся за "чёрную работу" типографщика, издателя, книжного распространителя и торговца.
РЕВОЛЮЦИЯ В ДЖУНГЛЯХ
Фото: staryy.ru
Мальчишке "подходило лет под десяток, когда батюшка начал преподавать ему первые начала российской грамоты. Книга, если правду сказать, ему в то время несносною казалась, и, не приметя ещё, чем отличить А от Д, оную вымарал.
А батюшка и сам почасту не распознавал букв, ибо он называл одну букву тремя званиями".
Мать тоже занималась образованием любимого дитяти. "Приходя с конюшни, в которой по обыкновению ежедневно делала расправу крестьянам, читала ему любовную французскую книжку и все прелести любви по-русски ясным образом ему пересказывала..."
Описание легкомысленной жизни дворянского сынка вырастает для Новикова в грозное предостережение. Он помещает его центральным фельетоном в одном из номеров "Живописца", в сатирическом журнале, который он сам издавал и редактировал.
Считая, что его просветительские начинания решат судьбу России, Новиков последовательно пришёл к своему разрешению вопросов детского воспитания и образования.
Нужно было подготовить достойное поколение для лучшего будущего своей страны, положить конец недорослям и недоучкам.
Грамматическую премудрость Новиков сам постигал в родительском имении под руководством полуграмотного дьячка. Самому, быть может, приходилось обращаться к фривольным романам, не имея детских книжек. На себе испытал скуку старозаветного преподавания в университетской гимназии.
В России никуда не годилась вся система детского образования. Мелкие поправки не могли спасти положения.
Были необходимы решительные меры - реформа, которая не по плечу скромному издателю сатирических журналов и научных книг. И всё же Новиков не мог оставаться сторонним наблюдателем.
На издательские и благотворительные средства он открывает в Петербурге две школы в которых:
"Наилучшим и кратчайшим способом дети научились бы, приобыкли ко благонравию и заохачивались к дальнейшему учению для собственной своей и отечества своего пользы".
В школах училось 93 человека. Это много для того времени, но всё же во всей широте не решало вопроса, тем более, что императрица неодобрительно отнеслась к новиковской затее. Неудача не останавливает Новикова.
Перебравшись в Москву, он расширяет свою издательскую работу, создаёт "типографическую компанию" - акционерное издательское общество - и наряду с научной литературой выпускает большими тиражами: азбуки, грамматики, сборники правил правописания, учебники истории, географии, математики и много других школьных книжек.
Этого мало. Организовав со своим другом профессором Шварцем "Дружеское учёное общество", открывает при нём "учительскую семинарию", которая должна была посылать в провинцию квалифицированных педагогов.
Но и это не удовлетворяет Новикова. Арендовав знаменательные в новиковской биографии "Московские ведомости", он издаёт приложение к газете - "Прибавление к "Московским ведомостям". Здесь вместе со своими друзьями-единомышленниками он помещает педагогические трактаты, статьи, руководства для родителей и гофмейстеров.
Но всё равно дети провинциального дворянства и городской буржуазии продолжали расти в прежних, не допустимых с новиковской точки зрения условиях.
И тогда Новиков пускается на последнее и единственное, оставшееся в его распоряжении средство: он обращается к детям помимо школы, через головы официальных воспитателей. Вместо "Прибавления" для взрослых Новиков начинает издавать газетное прибавление для детей - "Детское чтение для сердца и разума".
Вот кто был инициатором, создателем и одним из основных авторов первого детского журнала в России. Вот кто дал дорогу смелым статьям, "разговорам" и "пиесам". Вот откуда взялся среди казённой государственности, переводной пошлости и бессмыслицы книжных джунглей неожиданный голос
"Детского чтения".
Он был подготовлен всей предшествующей общественно-воспитательной работой Новикова, его литературой для взрослых, политическими и философскими взглядами.
ЗАБЫТЫЙ ТРАКТАТ
Фото: staryy.ru
Среди педагогических материалов московских "Прибавлений" был помещён трактат "О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия". Автором трактата безоговорочно признан Новиков.
В XIX веке не раз писалось (безусловно опрометчиво), что в этом труде Новиков выше Руссо и Локка, что трактат незаслуженно забыт, что идеи его живы через двести лет, будто высказаны вчера. Для нас трактат потерял свою педагогическую актуальность. История шагнула вперёд слишком далеко. Зато сегодня мы находим и оцениваем в нём такие стороны, которые не были замечены вчера.
Напечатанный за два года до "Детского чтения" трактат содержит отчётливо сформулированную методологическую и литературно-художественную программу детского журнала.
"У нас родители не отличаются беспечностью относительно детей своих, но дети, несмотря на это, вырастают худыми людьми и худыми гражданами потому, что родителям неизвестны истинные правила образования разума и сердца".
Именно на это требование трактата и отвечал Новиков "Детским чтением для сердца и разума".
"Бывают предметы, которые хотя относятся не к самому воспитанию, не могут однакож иметь сильное влияние на детей. Это: род жизни родителей, поступки родителей с гофмейстерами и прислугой, внутреннее учреждение домостроительства".
И в нашей памяти оживают новиковские "пиесы" для детей "О награждении родителей". Беседы Ефрония и Сакхариссы об отношении к слугам и уважении к труду.
"Образование разума, - пишет Новиков в трактате, - состоит в том, чтобы человек научился правильно представлять предметы, рассуждать об их свойствах, сравнивать их, и в обогащении познания".
"Детское чтение" помещало самые разнообразные очерки, всесторонне "обогащавшие познания* ребёнка: "Разговор между отцом и детьми о кофе", "О птичьей ловле в Норвегии", "Разговор между отцом и детьми о громе", "Три разговора о воздухе".
Учитель, объясняя Софии, как распространяется звук, бросает в воду, камень. Он сравнивает воздух с водой, волны звуков с волнами на воде.
"Учитель: Круги в воздухе, которые происходят, когда мы говорим, так же расширяются во все стороны, как на воде, и чем ближе мы к тому человеку, который говорит, тем сильнее ударяются они в наш слух".
Разве эта беседа не отвечает на требование трактата "уметь сравнивать явления"? Разве не помогает правильно и наглядно представлять предметы?
В другом месте трактат даёт точный рецепт, как строить научный очерк:
"Заинтересуйте, например, дитя цветком, - обратите его внимание на цвет, на образование листов и т. п. Остерегайтесь подавать детям ложные или не довольно точно определённые понятия о какой-нибудь вещи, сколько бы ни была она мало важна. Например, не должно говорить им, будто гром есть выражение гнева божьего".
Авторы журнала полностью следовали советам трактата и в "Разговоре между отцом и детьми" о громе дали строго физическое объяснение "неясному, но величавому явлению естества".
"Если не можете ответить на вопросы ребёнка - сознайтесь в своём неведении, или укажите им на несовершенство человеческого познания, сказано в трактате.
И автор "Разговора о магните" чистосердечно признаётся: "Я вам не могу сказать, что такое магнит, а знаю только, что оно (явление) - натурально".
Говоря о воспитании сердца, Новиков писал:
"Чтобы приучить детей к трудолюбию, надо показать, как люди необходимы друг другу. Упражняйте детей ваших в употреблении чувств, научайте их чувствовать справедливо".
"Мне кажется, - говорит в "Детском чтении" Добросерд, - вы чувствуете, что за всякий хлеб, который вы кушаете, обязаны столь многим людям..."
И воспитывая справедливость чувств, автор "детской пиесы" "Крестьянское состояние" произносит своё общественное кредо:
"Кто презирает крестьянина, тот не достоин питаться хлебом".
ПРАВО НА СКАЗКУ
Завоёвывая у общества человеческое отношение к мужику, Новиков долго колеблется, признать ли за народом право на творчество.
В 1783 г. он помещает статью в московских "Прибавлениях", в которой чётко заявлено:
"Прислужницы не должны отваживаться рассказывать детям басенки о бесах, ведьмах, мертвецах и волшебницах, разгорячать и запутывать силу воображения".
В своём трактате Новиков менее категоричен; он писал:
"Опасно оставлять часто и долго под надзиранием и в сообществе людей, имеющих совсем грубой и занятой заблуждениями и предрассудками разум".
Отношение его к сказке не определилось ещё окончательно. Он колеблется. Не потому ли изменяет ему обычный уверенный тон, ясность и определенность мысли? Нерешительно задаёт он читателю туманно сформулированный вопрос:
"Не приучатся ли дети ваши в обхождении с ними (с простыми людьми) употреблять слова, которых они не разумеют, судить о вещах, которых они не знают, соединять истинное с ложным, чудное предпочитать натуральному, таинственное понятному?"
Через год неясный вопрос оказывается для Новикова решённым. В тех же "Прибавлениях, к "Московским ведомостям" Новиков снова с характерной для него убеждённостью доказывает:
"Чудное сильно влияет на детей; истории и подобные истории вымыслы, равным образом басни, а иногда и самые сказки полезны детям".
Новиков, а вслед за ним большая часть нарождавшейся в России интеллигенции пришли к твёрдому заключению:
"...вымыслы, басни и сказки благотворно действуют на всю душу ребёнка".
Но заключение оказалось только в принципе. Читатель "Детского чтения" на протяжении двадцати томов не получил ни одной народной сказки.
Сказки для ребёнка пока что так и не создали.