Всё ближе к нам по времени продолжаем краткие обзоры произведений русской классики.
Пушкин Александр Сергеевич
Родился в 1799 г. Убит на дуэли в 1837 г.
Руслан и Людмила
Эпически сказочный пролог вводит читателя в фантастический мир поэмы о борьбе героя Руслана с карлом Черномором, похитившим у него невесту Людмилу.
Поэма насыщена феерическими картинами дворца Черномора, диковинными пейзажами, среди которых пробирается герой, сталкиваясь и борясь с соперниками и волшебными силами.
В поэму введён ряд комических моментов. Детей увлечёт фантастика, которая дана Пушкиным шутливо и жизнерадостно. Автор как бы иронизирует и над сюжетом и, над персонажами.
Впервые поэма напечатана в 1820 г.
КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК
Романтическая поэма о переживаниях разочарованного молодого человека начала XIX века, оторвавшегося от дворянского общества и случайно попавшего в необычную обстановку первобытного народа.
Написана поэма яркими красками, в ней показан величавый пейзаж горного Кавказа. Ребят увлекут мятежные порывы героя, его романтический демократизм, картины своеобразного быта вольных горцев, самоотверженная любовь молоденькой черкешенки к герою поэмы.
Поэма создана под явным влиянием английского поэта Байрона.
Впервые поэма напечатана в 1822 г.
Цыгане
Разочарованный герой романтической поэмы, чувствуя одиночество среди людей своего круга, уходит из цивилизованного общества в своеобразную среду кочующего народа.
Неспособный принять полную свободу кочевников, он изгоняется ими из своего общества.
Эгоистическая сущность Алеко подчеркнута в прощальном обращении старика - цыгана к нему: "Ты не рожден для дикой доли, ты для себя лишь хочешь воли..."
Детей увлекут картины кочевой жизни вольного народа среди живописной природы.
В этой поэме, так же как и в "Кавказском пленнике", сказалось влияние Байрона.
Написана поэма в 1824 г.
БОРИС ГОДУНОВ
В этой трагедии в стихах Пушкин рисует широкую картину русской жизни; народные волнения, интриги и заговоры тщеславных и продажных бояр Шуйских, Пушкиных и др.
Образы основных персонажей даны во всей их полноте и сложности. Борис не только цареубийца, но одновременно и крупный политический деятель, умный и дальнозоркий правитель, заботливый семьянин.
Авантюризм в самозванце соединяется с гордостью, любовью к родине, способностью к великодушным порывам.
Действие в трагедии переносится из царских и боярских палат на московской площади в монастыри, польские замки, на поле брани.
Язык персонажей не только передаёт их социальное положение и характеры, но и изменяется во времени: так, речь самозванца становится культурнее после его пребывания на Западе. Борис говорит торжественными, глубоко проникновенными стихами; простонародная речь ярма и метка.
В ярких и высокохудожественных образах познакомятся читатели с отдалённой от нас эпохой, увидят, как тяжела и жестока была тогдашняя жизнь.
Написана трагедия в 1825 г. Впервые напечатана отдельным изданием в 1831 г.
ПОЛТАВА
В этой поэме даны картины из жизни Украины и России начала XVIII века. Автор показывает национальный рост России.
"Была та смутная пора, когда Россия молодая, в бореньях силы напрягая, мужала с гением Петра...", недовольство части украинской знати: "Украина глухо волновалась. Давно в ней искра разгоралась..."
В противовес романтическим образам Мазепы у Байрона ("Мазепа") и Рылеева (в "Войнаровском") Пушкин резкими и смелыми штрихами изображает гетмана мстительным, лукавым честолюбцем.
Сжато и торжественно дан образ Петра.
В стиле победной оды в стихах нарисована картина Полтавского боя, которая захватит читателя своей стремительностью и яркостью.
В мягких, лирических тонах изображена украинская ночь, на фоне которой передано настроение Мазепы перед казнью Кочубея и предсмертные переживания последнего.
Великодержавные тенденции, выраженные в произведении, не уничтожают его значения как непревзойденного образца героической поэмы.
Впервые поэма напечатана в 1829 г.
ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН
В этом романе в стихах перед читателями пройдут широкие картины жизни и быта разных прослоек русского дворянства 20-х годов XIX века: от пустой и праздной столичной знати до невежественных и косных провинциальных помещиков. Основные образы Пушкин даёт в их развитии.
В образе Онегина поэт ярко и убедительно показывает, как барское, оторванное от жизни воспитание, ранняя светская жизнь создали из незаурядного юноши разочарованного, неспособного к деятельности скептика и эгоиста.
Светскому дэнди, "москвичу в гарольдовом плаще", автор противопоставляв цельную и глубокую натуру Татьяны, выросшей близко к природе, в усадебной обстановке.
В кратких, но метких зарисовках даны многочисленные эпизодические персонажи: отец Онегина - "долгами жил... давал три бала ежегодно и промотался наконец"; дядя - "лет сорок с ключницей бранился, в окно глядел и мух давил"; старуха Ларина, которая барышней "писывала кровью в альбомы нежных дев", а по выходе замуж "служанок била, осердясь".
В романе много картин русской природы, особенно любовно и мягко дан усадебный и деревенский пейзаж.
Язык гибкий, сочный, многообразный, богатый разговорными и бытовыми элементами. Тон местами шутливо - иронический.
Основная нить повествования часто прерывается лирическими отступлениями.
В высокохудожественных образах познакомятся читатели с разнообразными явлениями эпохи - от экономических отношений до петербургского театра и хлопотливой жизни петербургских низов.
Печатался роман частями с 1823 г. по 1832 г.
ПОВЕСТИ ПОКОЙНОГО ИВАНА ПЕТРОВИЧА БЕЛКИНА
Под этим заглавием Пушкин соединяет пять маленьких рассказов. В предисловии к ним он даёт биографию их вымышленного автора, мелкопоместного дворянина Белкина.
"Повести Белкина" явились первыми образцами художественной реалистической прозы в русской литературе. Написаны они ясным, простым, близким к разговорному и одновременно высокохудожественным языком.
Все рассказы написаны в 1830 г.
Юмористический рассказ. Мертвецы являются в гости к гробовщику, некогда их похоронившему и пригласившему их в пьяном виде к себе.
На этом как бы фантастическом фоне реалистически показан быт мелких московских ремесленников.
Мягко и проникновенно Пушкин даёт образ мелкого чиновника, смотрителя станции, жизнь которого разбивает повеса - гусар, похитив его единственную дочь - красавицу.
В роли героя дан "маленький", забитый человек, образ которого занял столь значительное место в дальнейшем развитии русской литературы.
Рассказ - шутка о своеобразном романе молоденькой шалуньи, дочери помещика - англомана.
Герой рассказа, сын богатого помещика, сторонника дедовской старины, играет роль разочарованного жизнью Чайльд - Гарольда.
При столкновении с весёлой, живой девушкой он сбрасывает с себя маску разочарованности и становится простым, жизнерадостным юношей.
Быт патриархального дворянства в рассказе идеализирован.
Вся жизнь мрачного, таинственного героя рассказа, бывшего офицера, сосредоточена на едином устремлении - отомстить некогда - его оскорбившему молодому баловню судьбы, богачу и красавцу графу.
Автор всё время держит читателя в напряжённом ожидании трагической развязки, совершенно неожиданно завершая рассказ своеобразным и благополучным разрешением конфликта.
Рассказ построен на случайном недоразумении во время тайного бракосочетания молоденькой,
начитавшейся романов провинциальной барышни, влюблённой в незадачливого романтического соседа - помещика.
Совершенно неожиданна развязка. Героиня внезапно узнаёт виновника рокового недоразумения в ухаживающем за ней гусаре.
Рассказ ведётся в полушутливом тоне.
СКУПОЙ РЫЦАРЬ
С высоким мастерством раскрывает Пушкин в этом маленьком по размерам драматическом произведении психологию человека, в котором скупость перешла во всё поглощающую страсть, сделав его рабом своих сокровищ; показывает его полное одиночество, боязнь за растрату своих богатств наследником - сыном.
"Скупому рыцарю" не нужны блага, которые могли бы дать ему его богатство, для него достаточно сознания своей силы: "Я выше всех желаний я спокоен, я знаю мощь свою..."
В высокохудожественных образах увидят читатели скупую, но яркую картину жизни средневековых рыцарей в эпоху, когда начиналось внедрение капиталистических отношений в феодальное общество, почувствуют те "слёзы, кровь и пот", на которых создавались капиталы.
Написана в 1830 г.
МОЦАРТ И САЛЬЕРИ
В этом драматическом произведении перед читателями предстанет трагедия незаурядного, одарённого человека, охваченного единой, всё поглощающей, омрачающей разум и доводящей до преступления страстью - завистью.
Мрачному Сальери противопоставлен лучезарный образ гениального Моцарта, непосредственного и глубоко мудрого.
В языке героев передана их психологическая сущность: Сальери говорит напряжённо - страстными, как бы отточенными стихами, речь Моцарта ясна, проста и прозрачна.
Написана в 1830 г.
РУСАЛКА
Поэма "Русалка" является художественной обработкой старинной народной легенды.
В ней удивительно тонко сочетаются фантастика с реальной жизнью. На фантастическом фоне превращения утопленницы в царицу русалок и появления последней среди людей даны реальные образы далёкого прошлого.
Выпуклы и ярки образы князя и помешавшегося старика - мельника, отца оскорблённой князем девушки.
Реалистическая картина свадьба познакомит читателей с одним из моментов древнерусского быта.
Стих в поэме напевный, язык близкий к народному.
Поэма Пушкина написана в 1832 г., осталась незаконченной.
МЕДНЫЙ ВСАДНИК
Поэма о Петербурге и его строителе Петре I.
"Медный всадник" - статуя Петра, олицетворяющая государственную мощь России.
Параллельно истории величественной столицы развивается трагедия "маленького человека", раздавленного стихийным явлением - наводнением 1824 г., показано его безумие и беспомощный вызов творцу Петербурга, воплощённому в "Медном всаднике".
Высокохудожественный язык поэмы соответствует её двойному плану: в торжественных, слегка приподнятых стихах даны образы Петра и его "творения", простым разговорным языком передана история Евгения.
Яркая, реалистическая картина наводнения захватит вас своей мощностью. Перед вами в мастерских зарисовках пройдёт Петербург начала XIX века.
Написана в 1833 г.
ДУБРОВСКИЙ
Романтический образ молодого разбойника, сына мелкого помещика, который мстит за гибель отца, разорённого богатым соседом.
С высоким мастерством показывает автор представителей разных групп поместных дворян и их быт, изображает сытую, паразитическую жизнь богача - самодура Троекурова и его дикие барские затеи.
Ярко отражены в повести и столкновения мелких дворян с крупнопоместной знатью. Читателей увлечёт образ мятежного Дубровского, его бунт против гнетущего засилья богачей, его неожиданные появления и превращения, картины его вольной жизни в лесу со своими, бывшими крепостными, которые пошли за ним, не желая попасть под власть своенравного богача.
Читатели познакомятся с жуткими несправедливостями подкупного суда крепостной эпохи, с бесправным положением девушки - дворянки, отец которой распоряжается ею, как вещью.
Написана повесть сжатым, простым языком.
Написана в 1833 г.
КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА
Повествование ведётся от лица молодого офицера Гринёва. Просто и безыскусственно рассказывает он о себе, о людях и событиях, с которыми он сталкивался.
В повести дана широкая картина русской жизни 70-х годов XVIII века - от мирного бытия средней помещичьей усадьбы и захудалой крепости в Оренбургской степи до крестьянского восстания той эпохи (Пугачёв).
Представители патриархальной России показаны в мягких очертаниях, особенно любовно дан образ простой и непосредственной "капитанской дочки" Марии Ивановны, способной на героические поступки.
Мастерски данная картина степного бурана как бы вводит читателя в грозные события, развивающиеся в повести.
В художественных образах перед читателями пройдут представители разных социальных слоёв и национальностей в их взаимоотношениях и столкновениях.
Читатели узнают, как жестоко расправлялась царская власть с участниками восстания, познакомятся с нелепым воспитанием помещичьих сынков.
Написана повесть простым разговорным языком, читается легко.
Пушкин рассматривает пугачёвское восстание как "бунт бессмысленный и беспощадный", однако как глубокий реалист показывает и социальные причины, породившие восстание.
Впервые повесть напечатана в 1836 г.