В современных неоязыческих религиях и оккультизме многие самопровозглашенные ведьмы и маги регулярно практикуют ритуальную магию, основанную на культурных традициях или духовных предсказаниях. Целью таких ритуалов является вызвать сверхъестественные силы или других паранормальных существ и сущностей.
Как появилась магия
В 6 и 5 веках до нашей эры в древней Греции негативно относились к обрядам по вызову духов (даймонов), считая их опасными, нетрадиционными и мошенническими. Первые свидетельства о прорицателях и магах восходят к первому веку до нашей эры, когда известность приобрели сирийские магусаи, а в христианское богословие эта концепция была включена в первом веке. Ранние христиане считали магию противопечащей христианской религии и ассоциировали ее с демонами. Древние греки считали, что магию изобрели, применяли и даже преподавали демоны, так как она всегда связана с ритуалами убийства людей, личной выгоды, получения богатства и принуждения женщин к сексуальному подчинению.
В Европе позднего средневековья протестанты считали римский католицизм не религией, а магией. Точно так же, магическими называли нехристианские верования в 16 веке европейцы-христиане. Изучающие магию сегодня антропологи и историки выяснили, что существовали различные ее типы: высокая и низкая, белая, серая и черная. Низкой магией занимался простой народ, и она была связана в основном с колдовством, фольклором и с простыми краткими заклинаниями. Высокая магия была церемониальной, включала в себя дорогие атрибуты и очень сложные и подробные ритуалы и была связана с привлечением небесных сил и достижением единства с божественным. Высшая магия совершалась в специальном помещении, а колдовство обычно производилось на открытом воздухе.
Термин «белая ведьма» стал использоваться только с начала 20 века. Белые ведьмы занимаются магией в полезных и бескорыстных целях, а черные маги используют свои ритуалы для злых и вредных нужд. Серая магия представляет собой «нейтральную магию», совершаемую не по доброжелательным причинам, но и не ориентированную на полностью враждебные практики. Термин «колдовство» относится в первую очередь к практике причинения вреда другим магическими или сверхъестественными средствами. Согласно христианскому мнению, все действия, отнесенные к магии, независимо от намерений мага, основываются на помощи демонов.
Магия древней Месопотамии
Для противодействия злым предзнаменованиям магию использовали во многих медицинских формулах и ритуалах. В Месопотамии существовала законная магия, называемая асипуту и представляющая собой ритуалы, целью которых было изменить определенную реальность. Причем, для древних жителей эта магия была единственной защитой от колдунов, призраков и демонов, а не обрядом, порождающим их. Они верили, что дух того, кого они обидели при жизни, может мстить им, поэтому оставляли на его могиле подношения, чтобы умилостивить его. Если же дух продолжал сердиться, тогда закапывали в землю его фигурку и просили богов заставить духа оставить их в покое.
Черная магия в древней Месопотамии не существовала, любой ритуал защиты от колдовства проводился перед публикой открыто. Человек, считающий себя проклятым колдуном, заготавливал его чучело и сжигал его, тем самым разрушая его власть над собой. Для очистки от грехов, совершенных по незнанию, существовал похожий ритуал. Человек переносил свою вину на различные предметы, например, клок шерсти, лук или финики, а затем сжигал их. Древние месопотамцы широко использовали различные привороты: существовали заклинания для мужчин на сексуальную силу, на возврат угасшей любви или на рождение новой, а также для примирения жены с мужем.
Различий между магией и рациональной наукой в древней Месопотамии не было. Медикаментозное лечение больному прописывали вместе с магическими заклинаниями. Ашипу, знаток магических искусств, выполнял большинство ритуалов, а его профессия пользовалась большим уважением и передавалась по наследству. Его услугами пользовались политические лидеры и короли, и ашипу был не только магом, но и ученым, писцом, жрецом и врачом. Древние месопотамцы верили в предзнаменования и с большой серьезностью относились к приметам.
Заклинания в древнем Египте и Иудее
Древние египтяне верили, что силой слов можно создавать вещи также, как Творец использовал слова для создания мира. Они считали, что божественную природу люди, особенно члены королевской семьи, разделяют с богами, поэтому могут использовать слова, чтобы обладать той же способностью, которой обладают боги. Внутренние стены пирамид фараонов были покрыты сотнями магических надписей и заклинаний, необходимых фараону в загробной жизни. Эти заклинания предназначались только для королевской семьи, а от простолюдинов держались в секрете.
В древнем Египте считалось, что душа человека в загробном мире может жить до тех пор, пока сохранятся его тело. Вот почему умерших фараонов так тщательно мумифицировали. К тому же, чтобы в загробной жизни душа могла обонять, ощущать, слышать и видеть, после смерти к соответствующим частям тела жрецы прикладывали магические инструменты в специальном ритуале, называемом «Открытие уст». Как среди умерших, так и среди живых египтян было широко распространено использование амулетов как средство «фундаментальной справедливости Вселенной». Древнеегипетские амулеты восходят еще к додинастическому периоду.
В древней Иудее были запрещены вызывание духов мертвых, заклинания и колдовство. Еврейский религиозный закон запрещал также гадания. Магия использовалась только в ветви мистической еврейской традиции, называемой каббалой. Ее считали разрешенной белой магией, но предназначенной лишь для элиты и только при чистых и священных обстоятельствах. В период Второго Храма и после его разрушения, в 3, 4, и 5 веках, магия широко практиковалась, хоть и была запрещена левитским законом. Для амулетов использовали ангельские и божественные имена. Позже раввины одобрили некоторые магические методы лечения, а в Талмуде упоминаются чары для исцеления. Было постановлено, что если существует практика, вызывающая исцеление, она не рассматривается как суеверие.
Мир магии в древних Греции и Риме
Для древних греков и римлян магия была чем-то вроде нежелательной, почти языческой религией, а обвинение в занятиях колдовством считалось оскорблением. У римлян были термины для негативного названия сверхъестественных сил, и были приняты законы, осуждающие действия, считающиеся магией. Во время войн с Персией и Ираном на запад, в Грецию и Римскую империю, проникла и магия.
В Греции для защиты городов стали использоваться свинцовые таблички с начертанными на них заклинаниями, которые закапывали в землю. Греки верили, что магические слова обладали силой повелевать духами, а таинственные знаки и символы помогали вызывать сверхъестественные силы. В позднеримском мире практика магии была снова запрещена, задержанным по подозрению в колдовстве или любых других магических практиках грозили пытки и смерть.
В развивающуюся христианскую теологию ранние христиане включили греко-римскую концепцию магии и сохранили для этого термина негативные стереотипы. Они считали ее продуктом египтян, персов и вавилонян, и разделяли идею о том, что магия является отличной от настоящей религии, представляющая собой не только мошеннические ритуальные практики, но и опирающаяся на сотрудничество приспешников сатаны.
Можно ли родиться магом
В древней Африке деятельность мага считалась обычной, нейтральной, не имеющей морального веса. Управление силами природы можно было получить по собственной воле, а потом самому решать, на что они будут направлены: на добро или зло. В этом случае колдовство, гадание и медицина отличались от магии. Что касается религии, мнения ученых расходятся насчет того, что из чего развилось — магия из религии, религия из магии или они возникли вместе.
Часто магическую силу связывали с необычным рождением. Например, в Венгрии считалось, что настоящий шаман рождается с дополнительным пальцем или зубами. В некоторых других частях Европы верили, что если часть плаценты при рождении ребенка останется на его голове, это может наделить его сверхъестественными способностями. Для одних случаев будущий маг должен был получить наставничество другого специалиста, а в некоторых практиках необходимо было ритуальное посвящение. Вхождение мага в закрытый для других профессиональный класс и его отношение к сверхъестественному устанавливалось посредством ритуалов и обрядов, часто имитирующих смерть и возрождение.