Известный художник
Сальвадор Дали, несомненно, является суперзвездой сюрреализма. Помимо фирменных усов, его отличительной чертой было искусство и философия, которые оказали сильное влияние на то, как художники выражают свои сокровенные мысли. В годы расцвета Дали и его современников-сюрреалистов интересовали такие понятия, как время, память,
сны и непредсказуемость воображения.
Сегодня эти концепции хорошо известны по многочисленным картинам, но Дали использовал их и в своих менее известных работах, в том числе в наборе посуды из шести предметов. Набор включает в себя вилку с изображением слона, нож в виде улитки, нож, похожий на лист, две ложки с артишоками и вилку, похожую на рыбу. Дали оживляет эти биоморфные формы уникальным способом, обращаясь к щедрости человеческого воображения.
Приобретённый в 2012 году за 28125 долларов, этот причудливый набор столовых приборов представляет собой коллекцию, навевающую мысли о природе. Вилка-слон Дали состоит из трёх острых зубцов, которые лежат на двух листочках. Чуть ниже зубцов располагается голова слона с двумя красными глазами и ушами в форме крыльев. Биоморфные изгибы, из которых состоит нож-улитка, передают парадоксальное состояние, в котором живут эти беспозвоночные.
Фото: mymodernmet.com
Мягкое внутреннее тело и твёрдый внешний панцирь улиток - парадокс, который очаровал Дали и вдохновил его на исследование этого явления в изобразительном искусстве. Эта серия посуды явно черпает вдохновение в форме и текстуре листьев, превращая листву в нечто почти неузнаваемое.
Ложки-артишоки с овальной головкой, слегка отличающиеся по размеру, имеют зазубренные края, напоминающие органические листья артишока. Фиолетовый цвет с полосками светло-голубого, жёлтого и зелёного добавляет глубины и насыщенности окраске. И наконец, вилка-рыба, с одного края которой торчат четыре зубца, скрученные, как лианы. Тело, покрытое чешуёй, с плавниками, глазами и хвостом, как будто эта рыба может уплыть прямо у нас на глазах.
В основе сюрреалистических работ лежит психологический аспект, биоморфные формы и фрагменты сновидений.
Неоднозначность снов побуждает таких художников, как Дали, исследовать силу любопытства. Испанский художник берёт на вооружение основополагающие компоненты сюрреализма и активизирует различные ощущения в процессе работы.
Фото: mymodernmet.com
Для создания этих работ Дали использовал самые разные материалы. На первый взгляд, можно сделать вывод, что они сделаны из золота, однако Дали использовал серебро, покрытое
золотом. Художник также использовал множество дополнительных веществ и текстур, чтобы подчеркнуть креативность своего замысла. Например, сапфировые глаза рыбы, рубиновые глаза слона и нож-улитка, украшенный кристаллами горного хрусталя, кажутся живыми. Используя эти материалы вместе, Дали соединяет опыт высокой кухни и обыденность природы.
Аналогичным образом художник исследовал связь между сюрреализмом и кухней в своей поваренной книге «Les Diners De Gala», опубликованной в 1973 году. В этом литературном произведении Дали использует письменное слово как способ передачи подсознания. В книге содержится 136 рецептов блюд из таких необычных ингредиентов, как «тысячелетние яйца» перепела и ириски в сочетании с тем, что можно найти на своём заднем дворе - сосновыми шишками.
Дали отправляет читателей в путешествие по самым нереальным местам, но есть что-то интригующее в нелепости, характерной для этого художественного стиля. Воображение наглядно проявляется в его работах, но особенно в наборе столовых приборов 1957 года. Многоликий новатор бунтует и отталкивается от границ искусства, которые определялись творческими стилями на протяжении всей истории.
Фото: zvab.com
Дали создал визуальное повествование, которое является мультисенсорным, активизируя осязание и зрение, и даже вдохновляя зрителей представить, каково это - пользоваться этими столовыми приборами. Черпая вдохновение в мире природы, художник бросает вызов тому, как человек использует эти повседневные предметы.
Выходя за рамки известных работ, «Постоянство памяти» и «Слоны», это столовое серебро оживляет сюрреалистические практики в изобретательной манере. Дали бежит за своим воображением, позволяя ему свободно течь, принимая причудливую природу
сюрреализма и нелепые представления о повседневной жизни.