Городское планирование и пик расцвета крупных строений, памятников и использование
календаря майя пришлись на период с 250 по 900 годы. В южных равнинных регионах к значительному художественному и интеллектуальному развитию привели монументальные надписи. Они развили городскую цивилизацию и интенсивное сельское хозяйство.
Классический период майя
Основными продуктами питания майя, которые они выращивали на своих земельных участках, были помидоры, перец чили, тыква, фасоль и кукуруза. Они высаживали также семена хлопка,
ванили и
какао, но эти продукты предназначались в основном для элиты, для которой делали шоколадные напитки и изготавливали ценные ткани из хлопка. Домашних животных майя почти не держали, кроме собак, индеек и уток. С собаками охотились на оленей, которых иногда удавалось разводить и откармливать.
Множества городов-государств оказались вовлечены в сложную сеть вражды и союзов. В период своего расцвета население цивилизации оценивалось в
10 000 000 жителей. Великий мексиканский мегаполис Теотиуакан распространил своё влияние на города по всему региону. В 378 году Теотиуакан основал новую династию, свергнув своего правителя. В последующие столетия его культура оставила след во всех аспектах: от живописи до архитектуры, оружия и керамики. Позже обширную систему союзов развили два города-соперника Калакмуль и Тикаль, население последнего из которых на пике своего развития достигло 100 000 человек.
На севере Коба, на юго-востоке Копан, а также другие города майя - Паленке и Яшчилан, управляли маленькими поселениями и собирали дань в виде товаров или рабочей силы, тканей, какао, перьев птицы кетцаль и т. д. Развился средний класс общества майя, в который входили солдаты, купцы, чиновники, священники и ремесленники.
Об этом историческом периоде свидетельствуют важнейшие памятники майя - построенные в крупных городах дворцы и пирамиды. Широко распространённое иероглифическое письмо оставляло на памятниках информацию о династиях и важных политических событиях цивилизации, а стелы прославляли их королей.
Фото: dzen.ru
Концом династий и опустением городов отметился серьёзный политический коллапс, который пережили майя в 9 веке. Надписи на пирамидах прекратились, начались гражданские войны. Возможно, перенаселение городов привело к изменению окружающей среды и засухе, длившейся 200 лет, к этому добавились чрезмерная охота и вырубка лесов. Лишь северные города, такие как Ушмаль и Чичен-Ица, выстояли и оказались жизнеспособными ещё какое-то время.
Причины упадка майя
Даже в период расцвета социальная организация майя была основана не на распределении продуктов питания и контроле над торговлей, а на религиозных обрядах и власти одного правителя. Король действовал как посредник между сверхъестественным миром и смертными. Правители могли реагировать на кризис только войнами и ритуалами, но это лишь обостряло проблемы. Суверенная власть передавалась по наследству старшему сыну.
Число членов аристократии к концу классического периода возросло, что привело к уменьшению власти божественного короля. В отличие от инков и
ацтеков, майя так и не создали единой империи, а только небольшие королевства и города-государства, соперничающие друг с другом в сложной системе союзов и вассальных отношений.
В городах майя беспорядочно построенные жилые кварталы окружали центр, занятый административными и коммерческими комплексами, имеющими тенденцию к произвольному расширению. Сооружения для астрономических наблюдений, поля для игры в мяч, пирамиды, храмы и дворцы - всё строилось вперемешку и соединялось между собой насыпными дорогами. Короли считали, что их владения не нуждаются ни в постоянной армии, ни в правоохранительных органах.
На севере Юкатана королевскую власть заменили управляющим советом из представителей элиты, а на юге королевства пришли в упадок и за пару поколений были полностью заброшены. Один за другим исчезли города: последние их памятники были датированы 795–810 годами. Канули в Лету в течение следующих десятилетий Тикаль, Караколь, Копан, Наранхо и Калакмуль. Стелы больше не возводились, в королевских дворцах поселились бродяги.
Из-за засухи население сконцентрировалось вблизи источников воды, эмигрировав с южных равнин на северные. Вблизи Персидского залива и Карибского бассейна в 12 веке возникли новые города и появились новые коммерческие сети. От городов классического периода новые города отличались. Их построили в более обороняемых районах, окружили рвами и стенами. Власть майя была организована общим советом во главе с верховным лидером и распространилась от Юкатана до Гватемалы.
Новый город Маяпан, ставший крупным центром, просуществовал чуть более 200 лет и около 1448 года тоже был заброшен после периода сильных экологических, социальных и политических потрясений, во многом напоминающих крах в южном регионе. Затем последовал длительный период войны на полуострове Юкатан, который закончился перед прибытием испанцев в 1511 году. Прибрежные города были ещё богаты, как их описывали испанские конкистадоры, с процветающими рынками.
Завоевание майя испанцами
В Карибском море в 1511 году потерпела кораблекрушение испанская каравелла, и на побережье Юкатана высадились около дюжины выживших. Они тут же были взяты в плен предводителем майя и принесены в жертву, как это обычно делали с пленными ацтеки и майя. Пощадили лишь двоих. В течение следующих двух лет побережье Юкатана исследовали три испанские экспедиции, сражаясь с местными жителями.
В 1521 году пал Теночтитлан, столица ацтеков, а за ним множество городов майя. Длинная серия кампаний на полуострове Юкатан завершилась в 1546 году завоеванием всей северной его части. Больше столетия потребовалось испанцам, чтобы покорить майя, и в 1697 году пал последний город великой цивилизации, Ица Таясал.
Исчезло большинство особенностей цивилизации майя, но многие поселения продолжали жить независимо. Продолжалась коммерческая деятельность, традиционные ремёсла, так как колониальная администрация испанцев поощряла экономику майя, чтобы получать дань тканями или керамикой. Их попытались адаптировать к европейским вкусам. Католические миссионеры прикладывали неимоверные усилия, но верования майя устояли.
Ещё и сегодня в высокогорьях Гватемалы в общинах майя используют 360-дневный ритуальный календарь Цолькин. Там, где их предки построили цивилизацию, территорию населяют миллионы носителей языка майя.