Преподобный Джордж Пратт из Лондонского миссионерского общества прожил сорок лет на тихоокеанских островах Самоа, с 1839 по 1879 годы, составив за период своей деятельности Самоанско-английский словарь, в котором впервые появился такой термин, принадлежащий к культуре Самоа, как «фаафафине», который буквально переводится как «работа, принадлежащая женщине».
Так на Самоа называют мужчин, склонных по характеру к пристрастию к женской трудовой деятельности. Этот термин используется ещё вождями племён Самоа во время ритуальных танцев и может означать как «бесплодный», так и «принадлежащий женщине».
В самоанской культуре даже обычное слово «женщина» может иметь несколько значений: тейне - девственница, незамужняя девушка, не имеющая детей, фафине - взрослая женщина, жена. Также различие между этими двумя значениями может быть основано на той или иной категории женщины, её социальном и репродуктивном статусе и даже месте жительства.
В Самоа «фаафафине» - это не принадлежность к определённому полу, а культура, в которой детей воспитывают с раннего возраста в зависимости от их наклонностей.
Некоторые фаафафине считают себя отдельным полом, не идентифицируя своё «я» с мужчиной или женщиной, а сочетая в себе уникальное культурное начало мужественности и женственности. Другие считают себя женщинами, обладая при этом всеми мужскими признаками, и уделяют особое внимание своей внешности, причёске и одежде. Причём и в этом случае в самоанской культуре существуют различные определения: тот, кто одевается как женщина, называется фаафафине-тейне, а тех, кто носит мужскую одежду, зовут фаафафине-тама.
Фото: nhm.org
Идентичность фаафафине может быть преходящей или стабильной, может закончиться прекращением использования женских маркеров и гетеросексуальным браком. На полинезийских островах основной характеристикой является разделение труда между полами. Именно в этом и заключается их социальное определение: не в женоподобном поведении, а в выполнении женской роли внутри общины.
Но есть фаафафине, которые не имеют каких-либо предпочтений, они выполняют как мужскую, так и женскую работу: ухаживают за землёй, убирают дом, украшают жилище цветами, пропалывают огород и кормят свиней. Другие же хотят, напротив, выполнять только женскую работу, даже берут женские имена.
Сами фаафафине определяют свои отличительные характеристики самоанской культуры, заключающиеся в ценности вклада, который они вносят в жизнь общества, а не в их индивидуальном желании или сексуальной принадлежности.
Фаафафине – это не сексуальная идентичность, а культурная самобытность, а основными столпами общества тихоокеанских островов Самоа являются культура, церковь и Конституция.
Множество самоанских семей, в которых не хватает дочерей, воспитывают некоторых сыновей в культуре фаафафине, чтобы обеспечить в будущем поддержку в работе по дому, и это разнообразие внутри самоанского общества признаётся и уважается.
Фото: enjourney.ru
Самоанские дети в возрасте с четырёх лет и до полового созревания без какого-либо различия по полу заботятся о детях младшего возраста и даже новорождённых, помогают по дому и прислуживают пожилым родственникам. После полового созревания происходит разделение труда по половым различиям.
В этой системе положение фаафафине находится среди мужчин, даже если они выполняют женскую работу. В знак признания их заслуг их семьи присваивают им почетный титул, и они даже иногда занимают важные должности в обществе. В некоторых деревнях Самоа фаафафине не разрешается носить женские одежды и длинные волосы.
Если ребёнок, воспитываемый в роли фаафафине, неправильно понимает своё сексуальное поведение, реакция родителей может варьироваться от отвержения до выговоров или других разубеждающих вмешательств.
Сегодня полинезийскую культуру и народы, населяющие тихоокеанские острова, рассматривают через призму экзотики, отмечая их чувственность как «примитивная», считающаяся безвозвратно утерянной в западных культурах, а в полинезийских культурах находящуюся в процессе исчезновения. Их невинность и подлинность всё больше находит угрозу со стороны колониализма, глобализации и западных моделей.