Прыжки через быка были распространённой практикой в древней минойской культуре. Однако, несмотря на большое количество доступных изображений, многие вопросы остаются без ответа.
Минойская цивилизация бронзового века процветала на острове Крит примерно с 2600 по 1100 гг. до н.э. Минойская культура известна своим красочным искусством и великолепной дворцовой архитектурой. Хотя многие аспекты этой культуры остаются неизвестными, есть информация о том, что быки имели для минойцев большое символическое значение и были распространённым мотивом в их искусстве.
Изображения прыжков через быка, то есть акробатики на быке, также встречаются в минойском искусстве, позволяя заглянуть в один из самых своеобразных ритуалов минойской цивилизации. Итак, что же известно о минойских прыжках через быка и какие вопросы остаются без ответа?
Прыжки через быков - религия или развлечение
Минойская культура была сосредоточена вокруг дворцов, в центре которых находился огромный открытый двор. Самым большим был Кносский дворец, расположенный недалеко от современного города Ираклион. Фрески из Кносса дают уникальное представление о минойской культуре. Они показывают, что и мужчины, и женщины участвовали в различных социальных мероприятиях и религиозных обрядах.
Несмотря на то, что быки встречаются в минойских изображениях повсеместно, роль прыжков через быка остаётся практически неизвестной.
Было ли это развлечением, акробатическим представлением для благодарной публики или скорее частью религиозной церемонии?
Фото: thecollector.com
Известно, что быки были мощным символом минойской культуры, ассоциирующимся с плодородием, силой и, возможно, божественностью. Бычьи рога как символ украшали каменные алтари и ритуальные сосуды. Быков также приносили в жертву во время религиозных обрядов. Прыжок через быка мог иметь ритуальное или символическое значение.
Возможно, прыжок через быка был способом продемонстрировать храбрость и преданность. Некоторые учёные считают, что это могло быть частью ритуала инициации или плодородия. Однако конкретные доказательства этого ограничены.
С другой стороны, известно, что минойские дворцы были не только религиозными центрами. Дворцы играли важную экономическую роль, храня различные товары, такие как оливковое масло и зерно, для нужд общества. Как социальные центры, дворцы могли быть местом развлечений, праздников и мероприятий.
Возможно, прыжки через быка служили как для развлечения, так и для связи с божеством. В любом случае, современный взгляд на вещи, конечно, ограничивает понимание исследователей этого феномена.
Участвовали ли женщины в прыжках через быка
Самым известным изображением прыжков через быка, несомненно, является фреска из Кносса, на которой изображён огромный мускулистый бык и три прыгуна. Споры о том, какого пола были эти прыгуны, продолжаются до сих пор.
Сэр Артур Эванс, археолог, раскопавший Кносский дворец, был убеждён, что минойцы использовали цветовой код для различения мужчин и женщин в своём искусстве. Как и у египтян, кожа женщин всегда была окрашена в белый цвет, а мужчин - в красный или оранжевый. Однако, судя по всему, минойцы не всегда следовали этой традиции. К числу изображений, которые вызывают вопросы, относится фреска «Акробаты с быком». Два человека из трёх изображены с белым цветом кожи, а один - с красным. При этом все прыгуны имеют схожее телосложение, изображены без одежды и одинакового роста.
Фото: thecollector.com
Участие женщин в прыжках с быком примечательно тем, что оно противоречит типичным гендерным ролям, характерным для других древних обществ. В сравнении и в гендерном отношении минойцы были эгалитарным обществом. Также заметно отсутствие изображений женщин в качестве матерей или с детьми.
Тот факт, что женщины могли участвовать в прыжках через быков, подчёркивает их активное участие в жизни минойского общества. В минойской культуре есть несколько примеров женщин-жриц, которые также изображались топлесс, хотя в этих случаях всегда с видимым женским телом.
Большинство современных попыток попробовать выполнить акробатику на быке доказали, что это занятие крайне опасно, а по мнению некоторых, даже невозможно. Остаётся только гадать, была ли эта практика открыта как для мужчин, так и для женщин.
Где проходили соревнования по прыжкам через быка
Кносский дворец - наиболее известное минойское место, связанное с прыжками через быка. Многие археологические находки из Кносса служат наглядным подтверждением этой практики. Однако, несмотря на наличие изображений прыжков, история этих действий остаётся загадкой, а точное место, где они происходили, неизвестно.
Бык, несущийся галопом на полной скорости, должен иметь большое открытое пространство, которое можно найти во внутренних дворах дворцов, на центральных площадях или, возможно, на аренах, предназначенных для скачки быков.
Однако с этими сценариями есть некоторые проблемы. Во время ритуала прыжка через быка прыгун сначала подходит к быку, берётся за его рога, использует движение головы быка вверх для выполнения сальто и, наконец, приземляется на землю позади быка. Не зря, например, испанская коррида проводится на аренах, покрытых песком. На скользких каменных площадках, таких, как в минойских дворцах, бык может упасть. Для акробата приземление на каменный пол было бы не менее проблематичным.
Фото: thecollector.com
Хотя исследователи не располагают точными сведениями о местах, где именно происходили прыжки через быка, скорее всего, они проводились на открытых площадках в пределах поселений. Некоторые учёные также полагают, что прыжки происходили вне дворцов, где было достаточно места и для быка, и для акробатических движений, и для зрителей.
Копировали ли египтяне фрески с изображением прыжков через быка
В 1991 году археолог Манфред Биетак обнаружил настенные росписи в эгейском стиле в местечке Телль-эль-Дабъа в дельте Египта, древнем Аварисе. Изображения относятся к XVIII династии, примерно 1550-1069 гг. до н.э., и находились в дворцовой обстановке. Поражает то, что росписи выполнены с использованием тех же цветовых схем и техник, что и минойские фрески.
Изображения включают в себя прыжки через быков, борьбу с быками, охоту, пейзажи с животными и людьми. Мужчины на фресках одеты в одежду минойского стиля, килты и сапоги. Также присутствуют акробаты, пальмы, папирусные растения, но нет египетских иероглифов и эмблем. На одной из фресок изображены четыре быка на фоне лабиринта, причём один бык упал на передние конечности. На одном из фрагментов изображён человек, выполняющий кувырок со стойкой на руках с внушительным головным убором.
Фрески свидетельствуют о тесном культурном и торговом взаимодействии между Египтом и Эгейским миром. Но почему и кем были созданы эти фрески? Многие археологи считают, что художники были минойскими, поскольку в них использованы минойские техники, мотивы и цвета. Другой вариант - художники обучались у минойцев или копировали созданный ими стиль.
Были ли прыжки через быков заимствованы из других культур
Хотя прыжки через быков тесно связаны с минойской культурой, есть основания полагать, что подобные виды спорта существовали и в других древних культурах:
- Культура долины Инда: на печати из Банавали, датируемой примерно 2300-1700 гг. до н.э., изображён акробат, прыгающий через быка. На печати из Мохенджо-Даро, датируемой примерно 2600-1900 гг. до н.э., изображены два человека рядом с быком.
- Шумерская культура: в древней Месопотамии у шумеров существовала традиция прыжков через быка, запечатлённая в их искусстве. На цилиндрических печатях раннединастического периода, около 2900-2350 гг. до н.э., изображены акробатические движения вокруг быков.
- Хеттская культура: у хеттов, древней анатолийской цивилизации, существовавшей около 1600-1178 гг. до н.э., также была своя форма прыжков через быков. На рельефах, высеченных на скалах, обнаруженных в столице хеттов Хаттусе, изображены сцены прыжков людей через быков.
- Фракийская культура: древние фракийцы, населявшие районы современных Болгарии, Греции и Турции, как полагают, также практиковали прыжки через быков. На терракотовых статуэтках и рельефах фракийского периода (около V-III вв. до н.э.) изображена акробатические трюки с быками.
Однако точных доказательств истоков этой традиции нет.
Почему в минойском искусстве так много животных
Животные играли важную роль в различных сферах жизни минойского общества и были распространённым предметом искусства. Настенные росписи, фрески, керамика, печати часто изображали животных. Красота, грация и живость, с которой они изображались, сформировали представление о минойцах как о людях, любящих природу.
Фото: thecollector.com
Быки, в частности, имели священный и символический статус. Другие животные, такие как змеи и птицы, а также морские обитатели, например дельфины и рыбы, также имели символический смысл и фигурировали в иконографии и религиозных обрядах. Минойцы также разводили домашний скот - крупный рогатый, овец и коз.
Однако отношения между человеком и животными более сложны. К концу бронзового века на фресках и печатях значительно увеличилось количество изображений диких или сверхъестественных существ. Животные участвуют в таких видах деятельности, как охота, которая считалась престижным занятием. Среди воображаемых животных -
грифон с головой птицы и телом льва.
Изображения животных в бытовых сценах немногочисленны, хотя одомашненные животные имели большое значение. Даже бык встречается за пределами домашнего круга, как часть занятия, связанного с прыжками через быка. Как бы то ни было, роль животных, в том числе и быков, в минойском обществе, по-видимому, ещё не до конца понятна. Однако, несомненно то, что минойцы были очарованы красотой мира природы.
Действительно ли в минойской цивилизации практиковали прыжки через быка
Минойские изображения прыжков через быка в большинстве своём схожи, но есть и некоторые вариации. На большинстве изображений один или несколько человек, как мужчин, так и женщин, совершают акробатические движения над несущимся быком. Часто прыгуны изображаются летящими в воздухе, с руками и ногами в динамичных позах. У быков, как правило, мощные, мужественные рога и мускулистое тело. Они часто изображаются с опущенными головами, несущимися вперёд или прыгающими, пока прыгуны маневрируют вокруг них.
Несмотря на схожесть общих элементов большинства изображений, некоторые композиции и детали отличаются. Одежда поводчиков варьируется от набедренных повязок и поясов до юбок или туник, иногда на поводчиках присутствуют сложные головные уборы или другие украшения. На некоторых изображениях присутствуют зрители или зрительницы, сидящие или стоящие.
Хотя эти изображения кажутся реалистичными, минойцы известны тем, что создавали фантастические образы с животными и растениями. Следовательно, у них хватало бы воображения и художественного таланта для создания образов, не соответствующих действительности.
Фото: thecollector.com
Каждый, кто видел испанскую корриду или бег быков в Памплоне, может понять, что бык, несущийся на полной скорости, - это мощное, быстрое и совершенно непредсказуемое зрелище.
Остаётся вопрос: можно ли было совершать прыжки, схватив быка за рога и перепрыгнув через его спину на полной скорости? Или связь между человеком и зверем была более символической?