Мерет Оппенгейм была художницей, музой, моделью и творческой личностью, которая удивляла людей полётом своей фантазии. Она рисовала, писала стихи и создавала причудливые предметы, сделавшие её знаменитой. Она была художницей более 50 лет, в течение которых она работала с множеством различных материалов и экспериментировала с различными формами искусства.
В работах Мерет Оппенгейм, вдохновлённых сюрреалистическим движением, часто поднимаются такие темы, как бессознательное, сны и сексуальность.
Художница часто использовала при создании работ кусочки меха, продукты питания и бытовые предметы.
Взгляд Мерет Оппенгейм на сюрреализм
Швейцарская художница немецкого происхождения Мерет Оппенгейм родилась в Берлине в 1913 году. В начале Первой мировой войны семья Оппенгеймов переехала в Швейцарию. Отец Оппенгейм был психоаналитиком, поэтому она начала записывать свои сны ещё в подростковом возрасте. Несколько её работ были вдохновлены этой практикой. Её бабушка была иллюстратором и писателем, поэтому она и отец поощряли желание Оппенгейм стать художницей. Будущая художница училась в Школе искусств и ремёсел в Базеле и переехала в Париж в 1932 году.
В Париже она познакомилась со швейцарским скульптором и художником Альберто Джакометти, который познакомил её с представителями сюрреалистического движения, такими как Андре Бретон, Ман Рэй и Жан Арп. Оппенгейм стала членом группы сюрреалистов и участвовала в нескольких выставках. Она также была моделью для Ман Рэя, который описывал её как одну из самых раскрепощённых женщин.
Далее представлены пять самых знаковых работ Мерет Оппенгейм.
Покрытая мехом чашка под названием «Объект», 1936 год
Во время интервью в 1978 году Мерет Оппенгейм попросила интервьюера воздержаться от того, чтобы задавать ей вопрос о том, как она пришла к идее своей покрытой мехом чашки. Вопрос, который она уже столько раз слышала, утомил её.
Однако история появления «мехового чайного прибора» почти так же известна, как и сама работа. Оппенгейм беседовала с
Пабло Пикассо и
Дорой Маар в парижском кафе «Flore». В то время Оппенгейм носила обтянутый мехом браслет, который она разработала для итальянской компании Schiaparelli.
Фото: thecollector.com
Пикассо и Маар заметили браслет и сделали замечание, что почти всё можно покрыть мехом. Оппенгейм сказала, что даже её чашка и блюдце могут быть покрыты мехом, и когда чай остыл, она в шутку попросила у официанта ещё меха для её чашки. После этого разговора Оппенгейм купила в универмаге чашку, блюдце и ложку и покрыла их мехом газели. Контраст между мехом и фарфором показался художнице забавным.
Работа была выставлена на первой выставке сюрреалистов в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Сейчас она считается одним из самых знаковых произведений сюрреализма. Андре Бретон назвал объект «Завтрак на меху», тем самым сделав отсылку к картине
Эдуара Мане «Завтрак на траве» и новелле
Леопольда фон Захер-Мазоха «Венера в мехах».
Моя няня, 1936 год
Работа Ma gouvernante или Моя няня - ещё один известный сюрреалистический объект, созданный Мерет Оппенгейм. Как и её «меховой чайный прибор», эта работа также включает предметы повседневного обихода, представленные незнакомым образом. Шедевр состоит из двух белых туфель на высоком каблуке, украшенных бумажными оборками, завязанных и подаваемых на блюде, как жареный цыплёнок.
Фото: thecollector.com
По словам историка Элизабет Мансен, эта работа была вдохновлена соблазнительной чувственностью гувернантки Мерет Оппенгейм. Завязанные туфли вызывают образы связанных женских ног, которые подаются зрителю для потребления.
Образ подачи женщины на ужин или, по крайней мере, демонстрации обеда на её теле вновь появляется в более поздней работе Оппенгейм «Весенний праздник». Связывание, сексуальность, фетишизм, связанный с ногами и обувью, а также социальная и физическая сдержанность женщин - всё это темы, которые рассматриваются в работе Оппенгейм. Обувь, которую Оппенгейм использовала для работы, принадлежала жене Макса Эрнста, Мари-Берте Оранш. У Оппенгейм был короткий роман с Эрнстом, и когда его жена увидела эти туфли в галерее, она уничтожила работу.
Каменная женщина, 1938 год
После ошеломительного успеха с чашкой, покрытой мехом, Мерет Оппенгейм вышла из группы сюрреалистов в 1937 году. Она страдала от депрессии и больше не получала удовольствие, которое когда-то испытывала, занимаясь искусством. Она чувствовала себя ограниченной своими ранними работами и не хотела, чтобы её помнили как художницу, рисующую линии на протяжении всей своей карьеры.
Фото: thecollector.com
В 1937 году она поехала в Базель изучать консервацию и реставрацию произведений искусства. В 1954 году она внезапно вновь открыла для себя свою страсть к искусству. Оппенгейм начала рисовать незадолго до начала Второй мировой войны. Её работа «Каменная женщина» является примером этого этапа её карьеры.
На картине изображены женские ноги под водой. Большие камни заменяют верхнюю часть тела фигуры. Камни, тело и вода упоминаются в последней опубликованной поэме Оппенгейм под названием «Автопортрет от 50.000 до н.э. до X». В поэме она описала, как её ноги стояли на камнях, расположенных в скалистой пещере и как её живот омывался тёплым океанским течением.
Весенний праздник, 1959 год
Когда в 1954 году Мерет Оппенгейм вновь открыла для себя страсть к искусству, она арендовала студию в Бёрне. Оппенгейм придумывала и шила костюмы для пьесы Пикассо «Желание, пойманное за хвост», которую продюсировал Даниэль Спёрри.
В 1959 году она создала представление «Весенний праздник». Работа представляла собой обнажённую женщину, покрытую едой, лежащую на длинном столе. Оппенгейм устроила этот банкет для небольшой группы близких друзей. Им не разрешалось пользоваться посудой, и они должны были есть голыми руками. Как следует из названия произведения искусства, весенний праздник проходил весной.
Фото: thecollector.com
Андре Бретон попросил Оппенгейм воссоздать «Весенний праздник» для Международной выставки сюрреализма 1959 – 1960 годов в Париже, на что она согласилась. Произведение, которое также стало известно под названием «Праздник каннибалов», подверглось критике за изображение женщины как объекта.
Подобно её работе «Моя няня», название предполагало, что обнажённая женщина предлагалась зрителям как объект для потребления, будь то визуально, сексуально или буквально в качестве еды. Оппенгейм, очевидно, была не очень довольна этой интерпретацией, поскольку она намеревалась рассказать о дарах, которые природа предлагает весной.
После инцидента Оппенгейм перестала выставляться с сюрреалистами. Вместо этого она сосредоточилась в основном на абстрактных картинах, а также на других формах самовыражения.
Перчатки Мерет Оппенгейм, 1985 год
Ещё будучи студенткой, Мерет Оппенгейм получила заказ от парижского дома авангардной моды Elsa Schiaparelli на разработку перчаток и украшений. Она интересовалась модой и произведениями искусства, которые также могли служить аксессуарами. Меховой браслет, вдохновивший её на создание знаменитой чашки, покрытой мехом, также был изготовлен для дома Schiaparelli.
Фото: thecollector.com
Синие перчатки Оппенгейм с тонкими красными прожилками были созданы в 1985 году, вдохновлённые оригинальным дизайном 1936 года. Художница сделала их для специального выпуска журнала Parkett Magazine в том же году, когда скончалась в возрасте 72 лет. Перчатки продавались вместе с выпуском журнала.
Перчатки показывают часть тела, которую владелец обычно хочет скрыть - вены. Однако в этой работе вены представляют собой ключевую особенность. Перчатки сшиты вручную из козьей замши.
На протяжении всей своей карьеры Оппенгейм также создавала другие дизайны одежды и перчаток. Другой известный и знаковый пример - её работа «Меховые перчатки с деревянными пальцами», на которой изображены покрытые мехом руки с обнажёнными ногтями, накрашенными красным лаком.
Наследие Мерет Оппенгейм
Поскольку группа сюрреалистов выглядит как среда, в которой доминируют мужчины, Мерет Оппенгейм часто считается важным женским голосом в этом движении. Когда в 1975 году она получила Художественную премию города Базель, она произнесла заслуживающую внимания речь, в которой подробно обсудила роль женщин-художников. По словам Оппенгейм, художники-мужчины могут вести свою жизнь так, как они хотят, потому что общество к этому привыкло, но художники-женщины не пользуются такими же свободами.
Оппенгейм призвала женщин жить жизнью, бросающей вызов табу, из-за которых они подвергались угнетению на протяжении веков, и демонстрировать, что эти табу больше не действуют.
Она произнесла такую фразу: «Никто не даст вам свободы, вы должны взять её сами».
Фото: thecollector.com
Первая её ретроспектива состоялась в 1967 году в Музее современного искусства в Стокгольме, а одна из последних выставок, посвящённых её работам, открылась в MoMA в октябре 2022 года. Выставка под названием «Мерет Оппенгейм: моя выставка» была вдохновлена оригинальными идеями художницы о представлении своих работ.