Теодор Сьюз Гайсел, более известный как доктор Сьюз, был любимым американским детским писателем и иллюстратором. Его дар рифмовать, изобретать слова и создавать уникальных существ продолжает радовать детей и взрослых во всём мире. От создания политических карикатур до разработки рекламы средств от насекомых, он зарекомендовал себя как человек многих талантов. Хотя он и писал книги для взрослых, они не были должным образом оценены, и он предпочитал ориентировать свою работу на детей.
Однако в этом направлении существует коллекция более мрачных картин, которые он создал, которые не подходят для аудитории более молодых зрителей. «Полуночные картины» доктора Сьюза были созданы тайно и не предназначались для широкой публики до его смерти.
Что было до полуночных картин доктора Сьюза
Сьюз родился в 1904 году в Массачусетсе и переехал в Нью-Гэмпшир в 18 лет, чтобы поступить в Дартмутский колледж. Находясь там, он был главным редактором их юмористического журнала Jack-O-Lantern и продолжал работать тайно даже после того, как его уволили из-за нарушения закона о запрете. Ему это сошло с рук, потому что он использовал псевдоним Сьюз.
Позже он поступил в Оксфордский университет после окончания колледжа, надеясь стать профессором. Однако в 1927 году он решил бросить учёбу и вернуться в Штаты на полный рабочий день, рисуя мультфильмы. LIFE и Vanity Fair рано опубликовали его статьи и карикатуры, а его карикатура в июльском выпуске The Saturday Evening Post за 1927 год привела его к работе в нью-йоркском еженедельнике Judge. Эта публикация была первым случаем использования его псевдонима Сьюз в хорошо известном источнике.
Он проработал в Standard Oil в качестве рекламщика в течение 15 лет и ворвался в мир детской литературы, нарисовав иллюстрации для сборника книг под названием Boners.
Он был вовлечён в политику с началом Второй мировой войны, создавая еженедельные политические карикатуры для журнала PM, а также официальные анимационные учебные фильмы и пропагандистские плакаты. Доктор Сьюз опубликовал более шестидесяти книг, первой из которых была «И подумать, что я видел это на Малберри-стрит» в 1937 году. Его первой известной книгой, вышедшей в свет в 1954 году, была книга «Слон Хортон слышит кого-то».
Фото: thecollector.com
Три года спустя статья в журнале LIFE показала, что дети плохо читают. Это побудило издателей Houghton Mifflin и Random House запросить у Гейзеля книгу, в которой использовалось бы всего 220 словарных слов, в результате чего появился «Кот в шляпе». Именно с этой книги началась его карьера автора детских книг и иллюстратора. Хотя он известен своими детскими рисунками в своих культовых произведениях, таких как «Зелёные яйца и ветчина» (1960) и «Одна рыба, две рыбы, красная рыба, синяя рыба» (1960), его «Полуночные картины» раскрывают другую сторону его мастерства.
Полуночные картины
Полуночные картины создавались Гайселем обычно ночью и только для себя. В этом пространстве у него была свобода рисовать более тёмные и графические элементы. Он не хотел, чтобы картины повлияли на его карьеру в детской литературе, и большую часть времени даже не считал себя прекрасным художником. Однако его личное время творчества позволило ему исследовать противоречивые темы, такие как страх смерти, сексуальность и употребление наркотиков.
Фото: thecollector.com
Кот в неправильной части города
«Кот в шляпе» (1957) — одна из легендарных книг и персонажей доктора Сьюза. Кот, известный по его детским книгам, снова появляется на многих картинах, которые он тайно создал. В произведении «Кот в неправильной части города» кот готовится к следующей игре в бильярд. Он курит сигарету, а над ним парит верёвка с восемью бусинами справа и только с одной слева. Гайсел был заядлым курильщиком, который был полон решимости никогда не курить в присутствии ребёнка.
В 1981 году у него случился небольшой сердечный приступ, и врач посоветовал ему бросить курить. Он несколько раз пытался бросить, используя странную тактику и смешивая необычные отвары. На некоторых из этих картин главный герой курит, что позволяет предположить, что это автопортреты.
Фото: thecollector.com
Шар 9 — это лёгкий ход на бильярдном столе, что связано с тем, что бусинок 9. Здесь исследуется миф о кошках с девятью жизнями, из которых осталась только одна бусина (или «жизнь») и отверстие для последней жизни, которую нужно быстро забить. Эта картина кажется иллюстрацией того, насколько быстротечной может быть жизнь и как быстро всё можно снести одним целенаправленным движением. Все перечисленные элементы кардинально отличаются от искусства доктора Сьюза, с которым все знакомы.
Кот в старом душе
«Кот в старом душе» — ещё одна работа, демонстрирующая альтер-эго художника. Фон состоит из мазков более тёмного цвета, в основном зелёного, синего, чёрного и с оттенками коричневого. Посередине находится лейка для душа, соединённая со стеной плавающей ярко-зелёно-жёлтой занавеской для душа, защищающей кота, стоящего под текущим краном. Эта работа может быть данью уважения тому времени, когда у доктора Сьюза не было славы и он не жил той роскошной жизнью, которой он жил в свои последние дни.
Одним из таких случаев было время, когда он жил со своим другом из Дартмута в студии в Нью-Йорке. Он располагался прямо над подземным ночным клубом, а холл, в котором они жили, имел общий санузел. Картина могла быть вдохновлена размышлениями о менее финансово стабильных временах. Помимо этой буквальной интерпретации кошачьего душа, это также образ изоляции и одиночества в более широком смысле. Лицо и верхняя часть тела существа полностью закрыты занавеской для душа, что лишает его индивидуальности и любого торжественного выражения, которое он может носить.
Фото: thecollector.com
Хотя зритель не может увидеть лицо кота, его поза указывают на момент депрессии. Кран негерметичный, символизирует слабость и испорченную вещь. Из этого фрагмента можно многое понять, видны только ноги и хвост персонажа.
Гош выглядит старым
Ла-Холья, Калифорния, был его домом с 1948 года, когда он купил там ветхую смотровую башню на горе Соледад. Башня служила его художественной студией. Сидя высоко и работая каждый день, он назвал себя орнитологом на общественной сцене. С его точки зрения, он мог наблюдать за людьми и своими соседями внизу. Это привело к созданию серии картин под названием «Женщины-птицы из Ла-Хойи».
Ла-Холья — богатый район недалеко от Сан-Диего, поэтому многие женщины, которых он наблюдал и рисовал причудливые версии, были явно богатыми и модными. Сюжеты одержимости имиджем и страха старения представлены в «Гош выглядит старым».
Названия в этих более мрачных коллекциях картин часто были простыми, что давало ключ к разгадке смысла работы.
На этом холсте можно видеть женщину-птицу в причудливом ярком наряде с розовыми текстурными деталями, держащую ручное зеркальце. Фон состоит из тёмных мазков с использованием в основном синих и фиолетовых тонов.
Фото: thecollector.com
Агрессивно нарисованная лампа с чёрными линиями для чёткости обеспечивает источник света. Боковой профиль женщины показывает грустное выражение лица, которое отражается ей в зеркале. Богатых часто ассоциируют с любовью к материальным благам и молодости, коллекционированием дорогих вещей и поддержанием внешнего вида, который бросает вызов естественному процессу старения. Даже после всего того, что должна была сделать эта женщина-птица, чтобы сохранить свою молодость и представить себя миру такой, какой она хотела, она всё ещё сожалеет о том, что стареет.
Эта работа не столько автопортрет, сколько Гейсел, замечающий поведение окружающих его людей.
Автопортрет доктора Сьюза «Полуночные картины»
Названия доктора Сьюза иногда дают точное указание на то, как он хотел, чтобы его работы были интерпретированы. Существо на этой картине явно является автопортретом доктора Сьюза, и, как видно из названия, он беспокоится о том, что будет дальше. Интересно, что он написал это после невероятного приёма «Кота в шляпе» и «Как Гринч украл Рождество». Это увлекательно, потому что показывает стресс, в котором может находиться художник, даже когда он успешен. В конце концов, тревога утихла, потому что последовала любимая книга «Зелёные яйца и ветчина».
Фото: thecollector.com
Одним из элементов, который выделяется в Midnight Paintings, является использование чёрного цвета. Например, кажется, что в этом произведении используются только чёрное перо и тушь, белила и масляная пастель, оставляя в основном чёрные метки на светлой бумаге. Персонажа окружает полная тьма. Ни горизонт, ни фон не дают контекста, есть только кромешная тьма.
В своих детских книжных иллюстрациях он использует чёрный только для штриховки и контуров. Удивительная изюминка этой коллекции заключается в том, что во время её создания картины предназначались только для того, чтобы их увидел Гейсел, создатель. Он действительно одобрил их обнародование после своей смерти, но это означало, что не было скрытых мотивов, и поэтому то, что он выражал через них, было искренним и чистым. «Полуночные картины» раскрывают мысли доктора Сьюза и дают более полную картину его творчества.