Франсис Пикабиа был французским художником, оказавшим влияние на многие направления в начале двадцатого века. В статье представлены его лучшие работы.
Франсис Пикабиа (1879–1954) — французский художник, принимавший участие в формировании и популяризации нескольких направлений современного искусства.
На протяжении всей своей жизни Пикабиа создавал разнообразные кубистские, дадаистские и сюрреалистические работы.
Хотя в начале своей карьеры он создавал абстрактное и
кубистское искусство, его работа претерпела значительные изменения с серией прозрачных плёнок и его обнажёнными телами времён Второй мировой войны. Ниже представлены девять известных работ Фрэнсиса Пикабиа, представляющих многие знаковые стили, которым художник подражал на протяжении многих лет.
9. Абстрактное искусство Франсиса Пикабиа: Каучук, 1909 г.
Одной из самых ранних картин Фрэнсиса Пикабиа, имеющих большое историческое значение, является его картина «Caoutchouc» 1909 года. Каучук, расположенный в музее Центра Помпиду в Париже, переводится как «резина» и состоит из акварели, гуаши и туши на картоне. Произведение отражает эксперименты Пикабиа с кубизмом и фовизмом того времени, с угловатыми и абстрактными деталями.
Caoutchouc. Фото: thecollector.com
С тех пор историки искусства отмечают Каучук как один из самых ранних примеров абстрактной работы в западной живописи. Были некоторые споры о том, является ли картина полной абстракцией или абстракцией объекта или натюрморта. Хотя трудно сказать, жена Пикабиа Габриэль Бюффе-Пикабиа поддержала теорию о том, что произведение представляет собой абстракцию натюрморта с вазой с фруктами. Каким бы ни было происхождение или намерения произведения, остается, что Каучук в значительной степени абстрагирован и, таким образом, является первопроходцем в западном абстрактном искусстве.
8. Весёлое движение: Танцы у весны [II], 1912 г.
Ещё одним ярким примером абстракции в ранних работах Франсиса Пикабиа являются его «Танцы весной» 1912 года [II]. Эта работа, состоящая из плоских угловатых элементов, создающих общий вид танцующих женщин, была впервые выставлена Ассоциацией американских художников и скульпторов в Нью-Йорке в 1913 году. Хотя эта выставка была предназначена для ознакомления американской публики с европейским модернистским искусством, Пикабиа наряду с другими выставленными художниками, такими как
Дюшан,
Пикассо и
Матисс, получил много первоначальной критики. В то время как американская публика в 1913 году, возможно, не была связана со степенью абстракции в этом произведении, «Танцы у весны» [II] и другие работы, созданные Фрэнсисом Пикабиа примерно в это время, остаются важными в истории кубистской живописи.
«Танцы весной». Фото: thecollector.com
Чтобы помочь зрителям понять эту крупномасштабную абстракцию, Пикабиа включил заголовок «Танцы у весны» в правом верхнем углу холста.
7. Механическая тема: Редчайшая картина на Земле (1915)
Некоторое время, изучая абстрактное искусство, Фрэнсис Пикабиа обратил своё внимание на коллаж и начал механоморфную работу со своим произвдением «Редчайшая картина на Земле, 1915». Он создал эту работу, когда посещал Нью-Йорк, и считается, что эта работа может изображать механизированную, бесстрастную версию сексуального события. Это соответствует
дадаизму, заметной фигурой которого в последующие годы станет Пикабиа.
Изделие состоит из кусочков дерева, окрашенных сусальным золотом и серебром, которые Пикабиа соединил с масляной и металлической краской на доске. Дадаистские произведения Франсиса Пикабиа являются одними из самых известных в его творчестве из-за их качества и его отношения к основанию движения. Эта работа также важна, потому что она представляет собой его первый коллаж, технику, которую Пикабиа использовал на протяжении всей своей жизни во многих отношениях.
«Редчайшая картина на Земле, 1915». Фото: thecollector.com
6. Пик дадаистского периода Пикабиа: Optophone I, 1922 г.
Произведение Фрэнсиса Пикабиа 1922 года Optophone I представляет собой вершину его дадаизма. К тому времени, когда он создал этот поразительный коллаж, художник подружился с такими выдающимися личностями, как Марсель Дюшан и Ман Рэй.
В его искусстве много элементов коллажа, механистических образов и дадаистских тем. Optophone I — особенно известный силуэт Пикабиа того периода, и он выставлялся в таких галереях, как MoMA, Центр Помпиду, Художественный институт Чикаго и Тейт. Эта работа особенно интересна, потому что она была создана как раз перед тем, как Пикабиа осудил Дада, думая, что его коллеги-художники слишком серьёзно относятся к бессмысленному движению. «Когда я закончил курить, меня не интересуют окурки», — сказал он о своём уходе из движения.
Optophone I. Фото: thecollector.com
5. Серия «Монстры»: «Идиллия», 1927 г.
После войны и ухода из дадаизма Франсис Пикабиа начал двигаться к
сюрреализму с замечательным стилем искусства, включающим яркие цвета и джазовые абстракции. Многие из этих произведений изображали смутно сексуальные сцены с женщинами и парами, хотя они были гораздо более сдержанными, чем некоторые из более поздних работ Пикабиа.
Пара в его работе 1927 года «Идиллия» причудлива: у женщины две пары глаз и губ. Две фигуры на картине также прозрачны в некоторых местах, что отражает прошлые и будущие эксперименты Пикабиа с коллажем. Эта работа представляет собой переходный период в идентичности Пикабиа как художника, сильно отличающегося от его дадаистских работ, но не настолько сюрреалистического, чтобы считаться частью его серии «Прозраки».
«Идиллия». Фото: thecollector.com
4. Произведение невероятной ценности: «Павония» Франсиса Пикабиа, 1929 год.
К тому времени, когда он создал Павонию в 1929 году, Фрэнсис Пикабиа был глубоко вовлечён в сюрреалистическое искусство и создавал свою серию «транспаренций» - техника, при которой многоцветные прозрачные силуэты человеческих фигур накладываются одна на другую на плоскости картины.. «Прозраки» представляли собой серию работ, объединяющих различные источники вдохновения: от римской скульптуры и картин таких мастеров, как
Рубенс,
Дюрер и
Титан, до каталонских романских фресок, которые Пикабиа видел во время своего пребывания в Барселоне. Пикабиа наложил эти разные изображения уникальным образом, в результате чего получилась серия поразительных сюрреалистичных работ.
«Транспаренции» остаются одними из самых известных картин Пикабиа сегодня, а Павония недавно была продана с аукциона почти за 10 миллионов евро. Хотя Пикабиа недолго оставался с каким-либо уникальным художественным стилем, многие из его произведений, характерных для движения, невероятно сильны и сохраняют культурную значимость с годами.
«Транспаренции». Фото: thecollector.com
3. Мрачная и поразительная прозрачность: Отаити, 1930 г.
Хотя Павония была частью Transparency, в которой использовались яркие цвета, многие изделия Фрэнсиса Пикабиа из этой серии состояли из гораздо более тёмных тонов. Ещё одна работа из этой серии — «Отаити», 1930 год. Эта картина демонстрирует сложную технику наслоения, объединяющую изображения из самых разных источников, включая классические работы и современные фотографии.
Марсель Дюшан, давний друг Пикабиа, назвал серию эмуляцией «
третьим измерением, не прибегающим к перспективе». Исходный материал Отаити, в частности, является отличным примером комбинации источников, которые часто использовал Пикабиа. Многие изображения вокруг центральной фигуры взяты из картины
Аннибале Караччи «Выбор Геракла» 1596 года, а обнажённая женщина в центре взята из фотографии балерины
Клэр Баурофф 1925 года.
«Отаити». Фото: thecollector.com
2. Самая известная работа в стиле Transparency: Аэлло, 1930 г.
Хотя многие из транспаренций Фрэнсиса Пикабиа пользовались успехом как при его жизни, так и после неё, его картина «Аэлло» 1930 года, пожалуй, самая известная. Поскольку произведение было создано в последние годы серии, оно является одним из самых сложных произведений искусства в коллекции.
Аэлло был представлен на многих известных выставках и коллекциях, в первую очередь в качестве центрального элемента выставки MoMA 2016 года под названием «Наши головы круглые, поэтому наши мысли могут изменить направление». Аэлло и остальная часть серии «Прозраки» представляют собой важный и влиятельный период в постоянно меняющейся карьере Франсиса Пикабиа как художника. Похоже, Пикабиа тоже это осознал, много раз демонстрируя серию за годы её создания.
«Аэлло». Фото: thecollector.com
Перед выставкой своих работ в 1930 году Пикабиа заявил: «Эти транспаренции с их неясными карманами позволили мне выразить мои самые сокровенные желания […] Я хотел картину, в которой все мои инстинкты могли бы свободно течь». Легко увидеть влияние подобных сюрреалистических работ на современное искусство, где наслоение, сэмплирование и коллаж являются чрезвычайно популярными техниками.
1. Фрэнсис Пикабиа: «Женщины и бульдог», 1941 год
Хотя Фрэнсис Пикабиа пользовался большим успехом в серии «Transparency», в конце концов, он последовал своему образцу и перешёл к другим художественным стилям. На протяжении 1940-х годов и вплоть до своей смерти Пикабиа стал более откровенно изображать обнажённую натуру, а также меньше заботился о мнении других.
Во время Второй мировой войны Пикабиа жил на юге Франции и создал множество картин, которые современники считали китчем. «Женщины и бульдог, 1941» состоит из исходного материала из французского порнографического журнала 1930-х годов. Повторяя его предыдущую работу, каждая из женщин и бульдог взяты из разных фотографий, накладывающихся друг на друга, чтобы создать этот культовый образ.
«Женщины и бульдог, 1941». Фото: thecollector.com
Эта картина гораздо более реалистична и лучше отражает исходный материал, чем сюрреалистическая работа Пикабиа, но она остаётся знаковой частью творчества художника.