Волюспа (древнескандинавский: VоLuspa) - средневековая поэма Поэтической Эдды, в которой описывается, как мир мог обрести форму и закончиться согласно скандинавской мифологии. История, состоящая примерно из 60 строф, рассказана провидицей или вельвой (древнескандинавское: вельва, также называемая спакона, предсказательница), вызванной богом Одином, мастером магии и знаний.
Согласно этому литературному тексту, начало мира характеризовалось небытием, пока боги не создали девять царств скандинавской космологии, каким-то образом связанных Мировым древом Иггдрасиль.
В то же время судьба всего сущего была высечена на камне группой провидиц. В самом начале две семьи богов были вовлечены в войну, закончившуюся перемирием и возведением стены вокруг их божественной цитадели Асгарда. Однако они не будут жить в мире вечно, потому что вселенная была обречена с самого момента её создания. У каждого бога есть конкретный враг, с которым они будут сражаться, и многие будут убиты, включая главного бога Одина.
Контекст
У северян VIII или IX века н.э., которых мы обычно называем викингами, на самом деле не было письменных источников для их религии. Они вырезали какие-то изображения из камня, они сделали несколько деревянных идолов, и они скорее читали стихи о том, каким, по их мнению, был мир. Спустя несколько столетий после эпохи этих отважных моряков, торговцев и исследователей некоторые исландцы записали такие стихи, которые помнили от предков.
Этот сборник стихов называется "Эдда", и это наш самый ценный источник информации о том, как могли выглядеть мифы северян.
Она написана на древнескандинавском языке, на котором люди говорили в Исландии, Норвегии, Швеции и Дании вплоть до XV века нашей эры. Эти стихи встречаются в двух рукописях, "Королевском кодексе" ("Книге короля") и другой книге под названием "Хауксбок", но порядок строф, групп из четырёх строк, составляющих стихи, кажется более логичным в первой книге. Первое стихотворение сборника - "Волюспа", что означает пророчество о вельве. Снорри Стурлусон, исландский учёный XIII века н.э., также написал версию этих сказаний, процитировав большую часть стихотворений в своей книге. Однако известная ему версия кажется иной, что указывает на то, что стихи Эдды были очень популярны среди викингов.
Региональный кодекс поэтической Эдды. Фото: member.worldhistory.org
Как начинался мир
Согласно "Велуспе", Один, предводитель богов асов, как называли самую важную и могущественную семью, всегда стремился к знаниям. Он просит вельву, древнюю провидицу, восстать из могилы и рассказать ему, отцу убитых (Вальфер) – потому что он ведёт воинов в свой знаменитый
зал Валгаллы) – истории прошлого. Она отвечает ему, упоминая
девять миров, составляющих Вселенную, и ясень Иггдрасиль, а также
Имира, великана, из конечностей которого была создана вселенная. В начале времён был "зияющий пробел" (Хильдебранд, строфа 3). Создание вселенной, по-видимому, было делом рук сыновей Борра: Одина и его братьев Вили и Ве, чьи имена мы знаем из другой поэмы под названием "Локасенна". Три брата создают землю, занимают свои места в собрании, а затем дают имена звездам на небе, тем самым отдавая приказ вселенной. Боги встречаются в Итаволле, таинственном месте, упоминаемом в поэме всего дважды, где они строят кузницы, изготавливают инструменты и строят храмы.
В их жилище прибывают три великанши-служанки, что, возможно, отсылает к норнам. Норны были существами даже более могущественными, чем боги, поскольку они решали судьбу каждого. Проводится совет, во время которого нам дают каталог расы гномов; очень немногие из них упоминаются в других местах. Один из них, Гэндальф, был превращен
Толкиеном во "Властелина колец" в волшебника. Другой, Двалин, также важен, поскольку он, похоже, дал гномам магические руны, которые сделали их очень искусными, как сказано во второй поэме Эдды, "Хавамал". Затем у нас есть Андвари, тот, кто рассказывает в поэме под названием Reginsmal о том, как Локи, бог-обманщик, украл его богатство, заставив его проклясть сокровище, которое привело к смерти Сигурда. Сигурд - трагический легендарный герой, убивший дракона проклятым сокровищем, вдохновивший многих авторов, среди которых, опять же, Толкин. После этого раздела со множеством гномов три бога, Один,
Хенир и Лотур, продолжают свою работу и создают человечество из двух деревьев, ясеня и вяза (Аск и Эмбла). Судьбы вновь появляются в строфе 20, где они вырезали руны на дереве и создали законы.
Затем пророчица рассказывает о том, что она помнит как первую войну в мире между благочестивыми семьями асов и ванов. Последнее скорее связано с плодородием и процветанием, хотя следует сказать, что скандинавские боги, в целом, не могут ограничиваться чётко определенными характеристиками. В любом случае, история в "Волюспе" упоминает богиню Голлвейг ("золотое могущество") в качестве причины войны, поскольку её обвинили в колдовстве богов. Результатом этой войны стало то, что все боги получили равное право на поклонение, возможно, намёк на принятие других региональных божеств в свою систему верований.
Тор, сражающийся с гигантами. Фото: member.worldhistory.org
Внезапно сменив тему, мы получаем представление о других важных мифических событиях, таких как восстановление Асгарда, крепости Одина и его семьи и, возможно, одного из девяти миров, о которых говорила пророчица. Когда великан, которому поручено задание, требует в награду богиню любви
Фрейю, Локи просят подшутить над ним, чтобы предотвратить это. Как и ожидалось, великан оказывается убитым
Тором, самым могущественным из богов, что приводит в ярость великанов, которые с нетерпением сражаются с асами. Гиганты на самом деле были ещё одним семейством богов - их название не относится к их размеру, - и многие из них были романтически связаны с богами семьи Асов.
Конец света
"Хотите ли всё же узнать больше?" (Хильдебранд, строфы 27, 29, 34, 35, 39, 41, 48, 62) Этот вопрос периодически всплывает, напоминая нам, что Один - это бог, который всегда стремится получить знания. Рог Хеймдалля, который возвестит о последней битве, спрятан под священным деревом, где мы находим ещё один любопытный предмет, а именно глаз Одина. Он пожертвовал свой глаз духу Мимиру, чтобы обрести больше мудрости. Похоже, что затем его использовали как сосуд для питья. Получив в награду от бога кольца и ожерелья, вельва продолжает настоящее пророчество поэмы. Она видит, как собираются
валькирии, чтобы присоединиться к рядам богов для финальной битвы. Валькирии - это женщины-воины, которым Один поручил подбирать мёртвых храбрых воинов с поля боя и доставлять их Одину. Их имя на самом деле означает "выбирающие убитых".
Перед этим великим событием, когда должны свершиться судьбы, нам напоминают о катастрофе, которая заключалась в смерти Бальдра, любимого, справедливого и невинного сына Одина и Фригг. Более подробную информацию об этом можно найти в отдельной поэме "Бальдрс Драумар". Фригг потребовала, чтобы все существа поклялись не причинять вреда Бальдру, что они все и сделали, за исключением омелы, брошенной слепым братом Бальдра под руководством Локи. После того, как Бальдр был убит стрелой, сделанной из омелы, Локи был наказан, и у нас есть более полное изображение его наказания в Рукописи Хауксбока: он был привязан к скале кишками своего сына Нарфи, растерзанного другим сыном Вали, со змеёй, капающей на него ядом, и его верной женой, пытающейся собрать его в чашу.
Наказание Локи. Фото: member.worldhistory.org
После описания жилищ страшных врагов богов, не только великанов и гномов, но и злых мертвецов из царства Хель Настронд (трупный край), Вельва предупреждает о другом признаке разрушения - краже луны. Не было бы ошибкой понимать это как затмение. Финальную битву объявляют два апокалиптических петуха: Фьялар и Голлинкамби. Возможно, одним из главных признаков надвигающейся гибели станет побег Фенрира волка, которого заковали в цепи, принеся в жертву богу Тиру, который добровольно позволил ему откусить себе руку. Наступят темные времена:
"век ветров, век волков
скоро мир падёт
даже люди
не будут щадить друг друга"
(Хильдебранд, строфа 45).
Один, независимо от того, сколько мудрости он накопил, всё равно будет убит Фенриром. Иггдрасиль трясётся.
Название "рагна рок",
Рагнарёк, используемое для описания этого важного события, можно перевести как "судьба богов" и встречается в строфе 50. Другие элементы хаоса включают Хрима, предводителя гигантов, морского змея, опоясывающего мир, Мидгардсорм, и ужасающий корабль, сделанный из ногтей мертвецов, Нагльфар. Великан Сурт приносит огонь с юга и сражается с богом процветания Фрейром, в то время как Один исполняет свою судьбу перед своей несчастной женой Фригг. Тору, сыну Одина и земли, также суждено пасть в этой великой битве против морского змея, который убьёт его своим ядовитым дыханием. Апокалипсис набирает обороты после эпизода с участием самого популярного из богов, когда
"солнце становится чёрным
земля тонет в море
горячие звёзды кружатся
с небес"
(Хильдебранд, строфа 57).
Ragnarok. Фото: member.worldhistory.org
Заключение
Действительно ли это конец? Человечество потеряно, а боги побеждены? Нет, согласно поэме, мир восстанет снова, потому что осталось ещё несколько богов, и они собираются и говорят о недавних событиях и падении мастера рун, Одина. Его сын Бальдр возвращается, поля снова наполняются спелыми фруктами, племянники Одина обитают на небесах. На горе Гимле можно увидеть большой золотой зал с могущественным неназванным правителем.
Это кажется довольно напряжённой историей, но, как и во многих других аспектах скандинавской мифологии, в головоломке не хватает многих частей, и много раз высказывалось предположение, что христианство могло повлиять на последнюю часть поэмы. Хотя в этом трудно разобраться, поэт, скорее всего, был язычником, о чём свидетельствуют тон, образы, архаичные языковые особенности и стиль поэзии. Следует также сказать, что многие скандинавские мифы о сотворении и разрушении также живут в популярной культуре в наши дни на самом деле исходит из интерпретации Снорри, который превращает все эти намеки в стихотворении в гораздо более связную историю.
Оригинальная поэма "Волюспа" может показаться довольно загадочной как для нас, так и для исландцев позднего средневековья, но не для людей, которым она предназначалась. С другой стороны, в ней есть единство, которого не хватает многим другим стихотворениям, что бросает тень сомнения в том, действительно ли представленные мифы являются подлинными, или автор приукрасил их или добавил свои собственные мысли. В конце концов, мифология по своей природе подвержена творческим переосмыслениям. Сами северяне, вероятно, представляли себе свои главные мифические события иначе, чем мы сегодня. Неясно, действительно ли они думали о возрождении после этого разрушительного финального события, Рагнарёка. История их вселенной идёт в одном чётком направлении, и никто ничего не мог сделать, чтобы предотвратить разрушение. Что ещё оставалось делать? Сражайтесь достойно до самого конца.