Сверхъестественный и естественный мир органично сочетаются в африканской духовности. Находчивые африканцы обошли доктрины христианства и ислама, смешав их с африканскими богами и системами верований. На этом континенте, в Африке живёт множество разных наций, людей и традиций, и всё же на всём континенте остаётся зерно врождённого сходства. Сегодня принято считать, что не только африканцы, но и предки всех народов мира произошли из Африки. И по мере того, как Африка заселяла мир, колониализм пытался заселить Африку и повлиять на неё. Тогда логично предположить, что в процессе диффузии, а иногда и силой, африканские боги, системы верований, мифы и традиции были фальсифицированы иностранными влияниями.
Тем не менее, во многих случаях африканцы сохранили, по крайней мере, часть своих божеств и систем верований.
Несмотря на бесчисленные испытания и невзгоды, некоторые основные верования и духовные применения сохранились и по сей день, интегрированные и смешанные — африканизированные!
Африканские боги: сходства во времени и пространстве
Африка — второй по величине континент в мире, и духовные верования так же разнообразны, как и многие населяющие её народы — радужный континент, если перефразировать хорошо известную концепцию Южной Африки «Радужная нация» покойного почётного архиепископа Десмонда Туту. На всём континенте есть несколько очевидных духовных сходств. Во-первых, существует вера в единого верховного бога — верховное существо над всеми одушевлёнными и неодушевленными формами — землёй, небесами и самой вселенной, в какой бы форме это понятие ни представлялось в любой конкретной культуре. Этот верховный африканский бог также правит многими божествами и духами сверхъестественного мира.
Второй аспект — почитание предков, которое сочетается с культурным уважением к пожилым людям. Таким образом, концепция предков, доведенная до её естественного завершения, означает, что жители Африки верят в загробную жизнь. Рука об руку с этим почитанием идёт акт жертвоприношения животных после смерти, чтобы облегчить переход мёртвых в царство предков. В большинстве африканских культур также проводятся ритуальные празднования обрядов перехода: рождение, достижение совершеннолетия и смерть. Изолирующая фаза инициации во время полового созревания включает мужское обрезание, ритуалы и передачу племенных знаний и секретов инициируемым.
Традиционный африканский фольклор содержит внутренний трепет и страх перед колдовством. Хотя посторонние часто используют одно и то же имя (знахарь) для пророков, спиритуалистов, народных целителей и шаманов, между ними и практикующими колдовство и чёрную магию огромная разница. Далее можно сказать, что большинству африканских стран удалось африканизировать мировые религии, привнесенные извне.
Фото: thecollector.com
Прежде чем рассмотреть особенности некоторых африканских богов, систем верований и легенд, необходимо рассмотреть традиции, из которых они появились, и источники информации.
Африканские верования в контексте устной передачи
История африканской религии в целом до недавнего времени в значительной степени зависела от устных передач. Традиция устной литературы не может быть успешно отражена в письменном контексте, потому что африканская устная литература больше напоминает анимационную пьесу, чем роман.
Её нужно исполнять, а не читать. Без помощи сопутствующего звука, языка тела, танца и мимики она теряет свой смысл, нюансы и ясность.
За исключением устной передачи и ритуальных практик, которые иногда проводятся тайно после обращения в христианство и ислам, нет никаких древних африканских текстов, которыми можно было бы руководствоваться.
Иностранцы, особенно вспыльчивые религиозные аутсайдеры, писали книги по истории после того, как бесчисленные народы и поколения уже обратились в прах. С высокомерием и рвением к своим собственным «цивилизованным» религиям и достижениям они передавали африканские традиции и системы верований, которые в их мировоззрении казались варварскими, дикими, примитивными и греховно-суеверными. Это была позиция, которую они передавали миру, без голоса людей, о которых они писали.
История Африки напоминает историю многих коренных народов до колониализма, таких как древние американские народы. Древним жителям Африки не нужно было записывать то, во что они верили, потому что в каждой группе были знающие рассказчики, обучавшие следующее поколение. Подобно древним евреям, они тщательно изучали и передавали свою историю и верования из поколения в поколение, пока не вмешался внешний мир. Рассказчики отвечали за точную передачу истории и наследия, как древние жрецы и писцы из
других древних культур.
Множество путей устной передачи
Обратной стороной этой системы устной передачи было то, что когда кланы отделялись, они уносили с собой лишь небольшие зёрна древней истории. Древние народы нгуни в Южной Африке, например, помнят, что их предки пришли с «севера» и поселились вокруг великих озёр — детали были утеряны. Оттуда племена отделялись и распространялись дальше на юг разными волнами, каждая из которых сохранила лишь часть истории. По мере того как группы разделялись и дрейфовали дальше на юг, истории происхождения становились короче, и их заменяли более поздние истории.
Фото: thecollector.com
Прагматическая природа африканских богов, мифов и легенд, скорее всего, развилась во времена новых впечатлений. Африканские боги, системы верований, мифы о происхождении и моральные уроки часто преподавались в притчах с использованием метафор животных. Их можно сравнить с баснями Эзопа. Кроме того, происхождение всего в мире природы, в том числе причины, по которым вещи такие, какие они есть, объяснялись с помощью историй. Моральные уроки и этикет преподаются пожилыми людьми в большой семье.
Уважение к старшим глубоко прослеживается во всех африканских культурах. Старейшины были советниками, наставниками и философами в своих семьях и обществе в целом.
У вождей и королей были старейшины, которые давали им советы.
«Африканская духовность просто признаёт, что верования и обычаи затрагивают и наполняют каждый аспект человеческой жизни, и поэтому африканскую религию нельзя отделить от повседневности или мирского». Профессор Джейкоб Олупона, Гарвардская школа богословия и Гарвардский факультет искусств и наук (интервью Harvard Gazette, 2015 г.)
Фото: thecollector.com
Некоторые исследователи категорически отвергают эту точку зрения и сравнивают её с современными африканцами и особенно с африканцами из диаспоры, стремящимися создать древние традиции на основе относительно недавних восприятий и исследований прошлого века. Однако реальность на местах такова, что нет представления о том, насколько стары определённые традиции и религиозные верования в африканских богов и мифы. Рассказчики преподносят историю так, как их учили, и часто в процессе добавления и изменения приводят контекст в соответствие с текущими обстоятельствами и пониманием аудитории. Этот процесс и многократное развитие новых диалектов не позволяют точно проследить возрастное и демографическое происхождение мифов, легенд и африканских богов.
Поклонение предкам
Почитание предков естественным образом проистекает из уважения к пожилым людям и их мудрости в африканской культуре. Обычно это не практикуется как поклонение богам, а основано на верованиях, а иногда и на пугающем уважении к предкам. Многие африканские культуры верят, что эти духи могут предупреждать, защищать, наносить ущерб и влиять на повседневную жизнь.
«Поздно вечером я спустился вниз по реке
Погружая руки в воду
Я чувствовал движение духа
Дух моего отца защищал меня
Направлял меня»
Слова из «Духов моего отца» Джеффри Ориемы.
Фото: thecollector.com
Почитание предков связывает большинство культур на континенте и по сей день. Официально африканские боги и системы верований были заменены исламом и христианством за последнее столетие, согласно статистике (90%), но часто это африканизированная версия, включающая местные традиции, маски, талисманы и амулеты.
Предков почитают и призывают как существ более высокого уровня и заступников, а не богов. Предполагается, что они всегда присутствуют.
Служение предкам включает в себя пение им хвалы, уход за их могилами и почтение их памяти материальными и нематериальными способами. Погребение умершего близкого человека рассматривается как подготовка к переходу в царство предков. Следующая цитата из покойного Кредо Мутвы, эксперта по доколониальным верованиям зулусов и обученного наследственного сангома, иллюстрирует, что предки и боги рассматриваются как отдельные сущности.
«Побуждай людей, о сын мой, побуждай их… Скажи им, что человек, который пытается жить без своих предков, подобен дереву, борющемуся без своих корней, и что человек, которого игнорируют его предки, является позором в глазах богов».
Фото: thecollector.com
Почитание предков не ограничивается Африкой, но в Африке предки по материнской линии часто имеют приоритет. Другие системы верований, в которых предки в той или иной форме действуют как наставники, помощники и заступники, включают японский синтоизм, индийский индуизм и римско-католические практики почитания святых.
Мифы и верования народа догонов
Удивительные астрономические знания и системы
верований догонов, проживающих сейчас в Мали и Буркина-Фасо, интриговали учёных с тех пор, как о них стало известно. Каждые 50 лет догоны отмечают древний священный праздник Сиги или Сигуи по завершении небесного цикла, в котором Сириус А и его невидимый компаньон белый карлик Сириус В вращаются друг вокруг друга.
Старейшины догонов рассказали французскому антропологу в 1930-х годах, что у Сириуса есть невидимая звезда-компаньон. Сириус B был неизвестен западным астрологам до конца 1800-х годов, а пятидесятилетний цикл оставался неизвестным гораздо дольше. Догоны, утверждающие, что их предки пришли со звёзд, также необъяснимым образом знали, что у Юпитера четыре спутника, что у Сатурна есть кольца и что все планеты вращаются вокруг Солнца по эллиптическим траекториям.
Фото: thecollector.com
Хогон, человек, выбранный в качестве главного старейшины или верховного жреца и обычно самого старого человека в деревне или районе, был (и остается в традиционных деревнях) лидером и хранителем священной маски, используемой в церемонии Сиги. Они верят, что Амма, держатель небес, создала землю. Позже Амма разделилась и породила Хаоса, пришедшего на землю по млечному пути. Затем Амма сотворила Номос (закон), и вместе с четырьмя группами близнецов мужского и женского пола они спустились на землю в лодках по медным цепям. Они стали предками всех людей.
По сей день традиционные потомки догонов чтят это событие, храня в своих домах небольшие лодки, сделанные из сухих листьев и коры. Догоны обучают посвящённых на пороге взрослой жизни тайным знаниям своей религии, истории, мифов и легенд. В религиозных и других церемониях первостепенную роль играют различные виды масок. Только люди, которые оставались относительно изолированными, как догоны, во время и после колониализма, сохранили некоторую часть своих древних ритуалов и верований.
Мифы и легенды первых людей на юге
Задолго до того, как народ нгуни несколькими волнами двинулся на юг, народы сан и койхои двигались через бескрайние просторы Африки на оконечность континента. Сан были охотниками-собирателями, а койхои преимущественно скотоводами.
ДНК подтверждает, что сан относятся к древнейшей ветви нашего человеческого генетического наследия.
Помимо сегодняшних легенд сан, фантастическое и очень древнее наскальное искусство оставило след их движений и понимание их мировоззрения и верований. Анимизм, как и в других древних обществах охотников-собирателей, пронизывает культуру сан. Люди, которые верят, что все вещи имеют душу, инстинктивно живут в гармонии с природой.
Фото: thecollector.com
Наскальные рисунки и живопись распространены по всей южной части Африки. Хотя во многих случаях они изображают только животных, считается, что это было выражением поклонения и ритуалов в священных местах. Наскальное искусство и танец стирают мосты между физическим и духовным миром — живыми и предками, африканскими богами и прочими духами.
Мифы Сан
Ритуалы, основанные на мифах и легендах сан, включают танцы, пение и аплодисменты исполнителей и публики. Легенды и повседневные действия, такие как охота, разыгрываются у костров, с подражанием божествам, животным, людям, предметам и действиям, объясняющим мир природы. Каньон Грейт-Фиш-Ривер, например, образовался, когда питон, спасаясь от охотников, прорывался сквозь ландшафт. Огонь людям подарил умный и хитрый богомол. Он заметил, что еда страуса пахла по-другому. Внимательно наблюдая, он увидел, что страус взял из-под своего крыла светящийся предмет, который приложил к своей еде, прежде чем съесть её. Он украл часть этого огня и отдал его людям. Говорят, что с того дня страус не летал, опасаясь, что его огонь украдут, когда он поднимет крылья, чтобы лететь. Таким образом, в одном рассказе разыгрываются оба мифа о том, как люди получили огонь, и почему страус не летает.
Древние легенды пустыни Намиб
Древнейшая пустыня мира (по данным National Geographic) Намиб породила свои геоморфологические явления. Среди них странные круги, которые появляются и исчезают в течение длинных пятидесятилетних циклов. Люди химба создали миф, объясняющий, что это следы их верховного бога Муруко. Другие рассказывают истории о подземном драконе, который делает круги дыханием своих ноздрей, а третьи рассказывают истории о духах, танцующих в ночи.
Фото: thecollector.com
Тысячи наскальных рисунков, часто в пещерах или под навесами, интерпретируются как религиозные и ритуальные символы. Считается, что древние люди, живущие 6000 – 30 000 лет назад, умоляли духов и африканских богов посредством этих символов, среди прочего, о плодородии, дожде, исцелении и благословении на охоту.
Африканские боги: мифы и легенды в опасности
Народы Африки жили в гармонии с природной средой, как и древние коренные американцы и австралийцы в древние времена. С прекрасными технологиями, изобретениями, новыми идеями и религиозными учениями, которые иностранцы принесли через торговлю и колониализм, также пришли разрушение и жадность охотников за состоянием и индустриализация. Это не значит, что африканцы не способствовали разрушению, не участвовали в порабощении других африканцев, а иногда и эксплуатировали природные ресурсы. Но, в то же время традиционные системы верований и ценности оберегались и охранялись ядром народов огромного континента.
Часть проблемы культурных потерь включает утрату предметов религиозного и африканского искусства, которые служили напоминанием об истории и подсказками в ритуальных церемониях и поклонении. К сожалению, в наше время также наблюдается уменьшение уважения к мудрости и руководству старших поколений. Нуклеарные семьи в значительной степени заменили традиционные расширенные семьи, в которых пожилые люди обучают детей с раннего возраста. Детей учили религии, ценностям, истории и племенной культуре самые естественные учителя — люди постарше. В то же время это позволяло старикам вести полезную жизнь, когда их физические силы ослабевали, в окружении и заботе семьи.
Фото: thecollector.com
То, что осталось, представляет собой объединение совершенно разных ценностей и систем убеждений, сохраняя то, что удобно и часто прибыльно, а не то, что естественно этично и значимо. Бесчисленные обычаи, африканские боги, африканские мифы и африканские легенды, которые казались нелепыми, суеверными и научно неприемлемыми для религиозных и академически подготовленных умов, были навсегда утеряны.