Бирюза была высоко ценимым материалом в древней Мезоамерике, возможно, самым ценным из всех материалов для изготовления предметов священного и декоративного искусства, таких как маски, украшения и костюмы правителей и верховных жрецов. Бирюза была приобретена путём торговли, самая лучшая поступала с американского юго-запада. Камень также ассоциировался с божествами, такими как бог огня Сюхтекухтли, известный как "Повелитель бирюзы".
Свойства и торговля
Бирюза (фосфат меди и алюминия) - полудрагоценный камень, обычно непрозрачный на вид. Цвет бирюзы, найденной в Мезоамерике, варьируется от более тёмного зеленовато-голубого до более светлых оттенков, таких как небесно-голубой и аквамариновый (персидская бирюза, например, очень редко бывает зелёного оттенка). Вариации цвета камня от зелёного до синего отражают различные уровни железа или меди в камне. На изделиях обычно имеются участки с тёмными прожилками, вызванные оксидами железа.
Бирюза - относительно мягкий камень, поэтому её легко резать и вырезать; её можно полировать, чтобы придать восковой блеск.
К сожалению, цвет бирюзы может со временем ухудшаться, и это объясняет довольно тусклые оттенки некоторых мезоамериканских артефактов, изготовленных из этого материала, которые сохранились до настоящего времени.
Бирюза ценилась из-за своей редкости, поскольку на большей части Мезоамерики её не было, и приходилось её импортировать через торговлю. Хотя была найдена бирюза, относящаяся к доклассическому периоду (II-I тысячелетия до н.э.), значительная региональная торговля материалом действительно началась только в ранний постклассический период (с 1000 г. н.э.). Большая часть бирюзы, используемой в мезоамериканских культурах, происходила из современного штата Нью-Мексико, в частности из региона Церильос, о чём свидетельствует химический анализ артефактов. Бирюза была доступна в северной Мексике, но уступала по качеству камню из Нью-Мексико. Мезоамериканские товары, такие как перья экзотических птиц, продавались в обмен. Таково было значение бирюзы для региональной торговли.
Маршруты из Мезоамерики на юго-запад Америки сравнивались с Шёлковыми путями из Китая в Европу и поэтому назывались "Бирюзовым путём".
Первой крупной мезоамериканской культурой, широко использовавшей бирюзу, была
цивилизация тольтеков в центральной Мексике, которая процветала между X и XI веками, но она высоко ценилась другими народами, такими как майя, тарасканцы и ацтеки. Хотя бирюза в основном предназначалась для политической, религиозной и военной элиты, её собирали в больших количествах, как показали раскопки в Касас-Грандес (он же Пакиме) под руководством
Чарльза Ди Пезо, которые обнаружили склады, заполненные драгоценным материалом. Аналогичным образом, находки складов бирюзы в Альта-Виста на северо-западе Мексики (где нет местных месторождений) показывают, что масштабы производства были довольно большими. В Альта-Виста есть свидетельства того, что руду собирали, а затем перерабатывали в небольшие готовые плитки для распространения в других частях Мезоамерики. То, что бирюза предназначалась для элиты общества, показано в могилах Альта-Висты, где она была помещена вместе с другими драгоценными материалами в богатые гробницы, что ясно указывает на принадлежность владельца к высшим эшелонам общества. Ацтекские правители включали необработанную бирюзу в список товаров, которые они получали в качестве дани от покорённых племён в пределах своей империи.
Обычное использование
Ремесленники, способные создавать произведения искусства из таких материалов, как ракушки и бирюза, высоко ценились в мезоамериканских культурах. Например, ремесленники, которые обрабатывали бирюзу, размещались в отдельной части королевского дворца в столице ацтеков Теночтитлане, тотокалли или "птичий дом".
Церемониальный нож ацтеков. Фото: member.worldhistory.org
Бирюза обычно использовалась в качестве материала для инкрустации ювелирных изделий, таких как диадемы, ожерелья, подвески, ножные браслеты, браслеты, пояса, нагрудные кольца, затычки для ушей и запонки (обычно их носили в нижней губе знать). Её можно было носить в виде бус на различных частях тела или в качестве дополнения к более сложным украшениям. В качестве мозаики бирюза использовалась для покрытия практически всего, от ручек ножей до рам зеркал. Как правило, материалом для мозаики было дерево, а плитки (тессеры) приклеивались с использованием сосновой смолы. Природные цветовые вариации бирюзы часто умело использовались мезоамериканскими художниками при использовании небольших мозаичных плиток для создания эффектов света и глубины, подчеркивающих контуры изделия, на которое были нанесены плитки.
Ацтеки были великими коллекционерами произведений искусства, созданных более ранними культурами Мезоамерики, и они часто украшали эти старые предметы, добавляя бирюзовую мозаику.
Как драгоценный материал, бирюза использовалась в жертвоприношениях. Например, в священном сеноте в Майя Чичен-Ица было много золотых и бирюзовых дисков, брошенных в него во время религиозных церемоний. Драгоценные изделия, подобные изделиям из бирюзы, также были извлечены из фундаментов мезоамериканских храмовых пирамид, прекрасным примером является бирюзовый щит, посвященный богу дождя Тлалоку, который был похоронен под Темпло Майор в Теночтитлане.
Бирюзовый щит ацтеков. Фото: member.worldhistory.org
Религиозные объединения
Почитание бирюзы древними мезоамериканцами объясняется ассоциацией камня с несколькими важными богами. И тольтеки, и ацтеки поклонялись Тонатиу, 5-му и нынешнему солнцу в представлении ацтеков о космосе. Его имя переводится как "Повелитель бирюзы". Действительно, ацтеки думали, что Солнце сделано из бирюзы.
Другим важным божеством был бог огня Сюхтекухтли, также известный как "Бирюзовый Повелитель", возможно, из-за тесной связи между огнём и Солнцем или даже голубизны в сердце интенсивного пламени. На языке науатль бирюза называется сихуитль, этот термин также используется для обозначения огня и самого времени или, возможно, точнее, солнечного года. Сюхтекухтли ассоциировался с птицей сюхтотль, потому что она была бирюзового цвета, и бога часто изображают в искусстве с такой птицей, сидящей у него на лбу.
Изображения богов, одетых в бирюзу, можно увидеть на мезоамериканских настенных росписях, таких как те, которые были созданы между XI и XII веками в Тулуме на восточном побережье полуострова Юкатан в южной Мексике.
В культуре ацтеков Сюхтекухтли носили остроконечную бирюзовую корону, нагрудник и мозаичный щит. Поскольку Сюхтекухтли также ассоциировался с воинами, они тоже носили предметы из бирюзы, особенно нагрудные знаки в виде стилизованных бабочек или собак. Мёртвых воинов часто кремировали в украшениях, похожих на бумажные имитации бирюзы.
Сюхтекухтли стали ассоциироваться с правителями в поздний постклассический период (XIII - XVI), и поэтому они тоже носили остроконечную корону или диадему из бирюзовой мозаики, нанесенной на лист золота, сюхуицолли. Эта корона также была символом науатль и использовалась для обозначения правителей, военачальников, судей и правителя ацтеков Монтесумы I (1440-1469).
Подвеска из бирюзы ацтеков. Фото: member.worldhistory.org
Изображения богов стояли на вершинах храмовых пирамид, и они часто украшались бирюзой. Так была украшена фигура бога войны Уицилопочтли, которая стояла на вершине Темпло Майор в Теночтитлане. Считалось, что у огненных змей, известных как ксиухкоатль – Уицилопочтли носит его в качестве оружия, – также была кожа, покрытая бирюзой, и поэтому эти существа часто изображаются в таком виде в мезоамериканском искусстве.
Мезоамериканские Священнослужители часто носили бирюзовые маски во время важных церемоний. Церемония нового огня ацтеков, также известная как Церемония связывания лет или Токшиухмолпилия, была ритуалом, проводимым только один раз в 52 года, завершая полный цикл солнечного года ацтеков (xiuhmopilli). Целью ритуала было не что иное, как обновить солнце и обеспечить ещё один 52-летний цикл. Во время церемонии верховный жрец, одетый как Сюхтекухтли и носивший бирюзовую маску, принёс в жертву сердце живой жертвы и попытался зажечь священный огонь в ныне пустой грудной полости. Если бы огонь не загорелся, солнце не обновилось бы, и не было бы нового 52-летнего цикла; короче говоря, это был бы конец мира ацтеков. Ассоциация с Xiuhtecuhtli и временем объясняет, почему символом бирюзы был круг с песочными часами в центре. Альтернативным символом полудрагоценного камня в поздний постклассический период был квинкункс (как пятерка на игральных костях), который также отражал представления ацтеков о вселенной.
Маска Сюхтекухтли. Фото: member.worldhistory.org
Шедевры из бирюзы
Одним из самых ярких произведений искусства Мезоамерики является мозаичная маска из бирюзы, изображающая бога огня Сюхтекухтли, которая датируется 1400-1521 годами нашей эры. Маска сделана из кедрового дерева с перламутровыми глазами, зубами из раковин, а на веках когда-то были сусальное золото. Внешняя поверхность выполнена из сотен бирюзовых плиток, с особой точностью вырезанных вокруг глаз, бровей, носа и рта. Выбор цветовых оттенков был тщательно продуман, при этом более светлые, голубые оттенки использовались там, где свет естественным образом отражался на лице, например, на носу, щеках и лбу.
Особенностью маски является преднамеренное использование рельефных плиток в различных точках, почти как бородавки. Эти "бородавки" заставили некоторых учёных предположить, что маска может представлять бога солнца Тонатиуха, это божество, которое когда-то было старым и покрытым бородавками богом, который пожертвовал собой, прыгнув в огонь, из которого родился экшн Тонатиух. Напротив, другие учёные отмечают, что чуть более тёмные оттенки мозаичных узоров на щеках и переносице создают стилизованную бабочку, как и те, что на лбу, существо, тесно связанное с Сюхтекухтли и символом перемен и обновления.
Маска предназначалась либо для подражания богу на религиозных церемониях, либо для изображения бога, на что указывают маленькие отверстия с обеих сторон изделия, через которые должен был проходить шнур.
Маска почти наверняка была частью сокровища, привезенного из Мезоамерики конкистадором Эрнаном Кортесом (1485-1547) и подаренного Карлу V, императору Священной Римской Империи (1519-1556). Маска находится в постоянной экспозиции Британского музея в Лондоне.
Двуглавый змей ацтеков. Фото: member.worldhistory.org
Двуглавая змея - нагрудник
Ещё один шедевр из бирюзы, который также сейчас находится в Британском музее, - это поразительная двуглавая змеиная пектораль. Современная маске Сюхтекухтли, эта деталь снова выполнена из резного кедрового дерева, полностью покрытого маленькими квадратами бирюзы. Два красных рта сделаны из красной устричных раковин, а белые зубы - из раковин. Глаза когда-то были инкрустированы таким материалом, как пирит или
обсидиан, на что указывают оставшиеся следы пчелиного воска.
Вероятно, когда-то она тоже была частью церемониального костюма, вероятно, связанного с богом пернатых змей Кецалькоатлем. Змея была мощным и часто используемым изображением в мезоамериканском искусстве, поскольку она символизировала регенерацию (поскольку рептилия регулярно сбрасывает кожу). Двуглавая змея или макицкоатль считалась плохим предзнаменованием, но это имя также ассоциируется с Уицилопочтли, и поэтому этот предмет, возможно, носили на груди верховного жреца, связанного с этим богом. Размеры изделия составляют 17 дюймов или 43,3 сантиметра в поперечнике.
Бирюзовый череп Тецкатлипоки. Фото: member.worldhistory.org
Череп Тецкатлипоки
Третий шедевр из бирюзы, который попал в Британский музей, - это человеческий череп (мужской, возраст около 30 лет), покрытый мозаикой, представляющий бога тольтеков и ацтеков Тецкатлипоку, который был тесно связан с созиданием, войной и изменениями через конфликты. Возможно, её носили как украшение на спине, хотя внутренняя подкладка и ремешки из оленьей кожи могут свидетельствовать об обратном. Бог часто изображался в искусстве с чёрной полосой на лице, и это здесь представлено плитками из бурого угля. Глаза выполнены из полированного пирита с белой раковиной, а носовая полость покрыта красной колючей раковиной устрицы. В очередной раз, бирюзовые плитки были искусно разложены, чтобы идеально скрыть контуры черепа за ними.